Актуальность проблемы исследования можно объяснить основным направлением -модернизации общеобразовательной школы. На современном этапе развития предусматривается прежде всего повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ.
Иностранный язык как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей учащихся. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей учащихся, иностранный язык может быть изучен не только в рамках программы школы но и вне рамках школьной программы. Реализовать осуществление обучения можно через проектную деятельность. Ученик будет расширять свой кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции. Это ещё один способ выражения себя и пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства. Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.
Воздействуя на личность, формирование творческих способностей учащихся помогает воспитанию эстетического восприятия мира и мышления. Все это является эффективным средством комплексного развития личности и выявления формирования ее творческого потенциала.
Цель исследования: Использование проектной деятельности в процессе изучения английского языка.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию "проект";
2. Выявить полезность применения проектной деятельности на занятиях по английскому языку;
Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. В проекте Федерального государственного Образовательного стандарта одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на “личностно - ориентированную" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
Перед учителем встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом.
Развитие творческих способностей - пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Процесс обучения включает задания, которые требуют воображение, знания и навыков. Создаются ситуации выбора. Все задания отличаются по содержанию и уровню сложности. Учитель должен заинтересовать ученика. Каждый ученик должен понимать, что он приносит пользу. Это шаг к обогащению знаний, творческих способностей, и реализации проекта. Это развитие способностей школьника решать любую учебную задачу - проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность.
Таким образом, проектная деятельность как развитие творчества, должна присутствовать в современном учебном процессе. Творческие способности есть у каждого ребёнка. Но это индивидуально, как и психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества.
Проект - [от лат. projectus - выступающий вперёд] работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проект как метод обучения
Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся среднего и старшего звена.
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играет метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. А самое главное, ученик чувствует свою востребованность в данной форме деятельности. Он свободен в своих действиях, но не следует забывать роль учителя в этой работе. Учитель корректирует, направляет. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
В качестве примера хотелось бы предложить разработанный моими учениками 7 класса проект «Люди и планета земля», целью которого являлась обобщить полученные ранее знания по теме «Окружающая среда» и научить любить окружающий мир. Выполнив этот проект, ученики обогатили словарный запас новыми словами, а также учились составлять короткие описательные рассказы. Учащиеся развивали мышление, творческий поход, разговорную речь. Ученикам понравился не традиционный подход к обобщению знаний по теме: «Окружающая среда». Ребята чувствовали себя свободно в творческой деятельности. Они сами планировали и реализовали свой проект. Я как учитель только корректировала их работу.
Вывод: Реализация метода проектов на практике ведет к изменению роли и функции педагога. Учитель при таком подходе выступает консультантом, партнером, организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у учащихся появляется потребность в приобретении новых знаний и умений. Происходит процесс закрепления навыков работы над отдельной темой или крупным блоком курса.