Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Бинарный урок как одна из форм развития метаумений учащихся
 
Береснева Елена Геннадьевна
 
Бинарные уроки – одна из форм развития метаумений учащихся. Особенность этого урока в том, что его ведут два и более преподавателей разных дисциплин. Урок должен нести проблемный характер и наглядно показывать, что основные механизмы мышления одинаковы на разных предметах. При этом он дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания.
Евгения Семёновна  Полат, доктор педагогических наук,  писала о том, что бинарные уроки развивают навыки самообразования, аналитические способности, способность переносить умения в новые области, не изучавшиеся ранее.
Использование такой форы урока вызвано насущной проблемой современного образования: большая часть учеников в настоящее время информирована, но не компетентна, т. к. испытывает значительные трудности в деятельности, требующей использования знаний и умений  одного предмета  на других предметах или  для решения конкретных жизненных задач,  проблемных ситуаций.
В ситуации всеобщей информатизации и «интернетизации» закономерно   возникает вопрос о том, как работать со знанием. Информационно-коммуникативная среда, активно влияющая на сознание, ставит под сомнение успешность работы учителя, ориентированного только на традиционные формы урока.
Сегодня благодаря использованию новейших информационных техноло­гий, призванных вроде бы служить на благо человеку, у обучающихся происходит раз­рушение целого комплекса способностей, обеспечивающих работу теорети­ческого мышления (например, способности рефлексии, способности  проблематизации и самоопределения, способности целеполагания и т.д.). Эксплуатируется сознание, а не мышление. Формирование привычки к быстрому получению информации, ограничиваясь поверхностным содержанием ненадёжных, а порой и антинаучных источников, отказ от глубокого анализа проблем резко снижает интеллектуальный потенциал общества и отучает его от культуры работы со знаниями, с  серьезным теоретическим материалом.
Таким образом, стремительный рост объёма информации при  росте объёма содержательного компонента  наших предметов  приводит к резкому снижению возможности аналитического восприятия. Обилие изучаемого материала затрудняет осознание его сущности.
Очень многие исследователи фиксируют, что так называемый научный прогресс, профориентация школы  привели к раздробленности универсума знаний, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности.  Знания мозаичны и фрагментарны - некий архив мёртвых знаний.  И при этом нет  понимая  ценности  и значимости образования вне конкретных практических личных целей.
Насколько процесс зашёл далеко, показывает нам опыт работы в школе и опыт работы по проверке ЕГЭ по русскому языку, части С, для выполнения которой необходимо овладение универсальными  базовыми действиями и умениями аналитического характера. Особенные затруднения возникают у учащихся, когда им необходимо аргументировать свою позицию. Работы показали, что большая часть  учащихся вообще не понимают, что такое аргумент. А ведь умение аргументировать  необходимо не только в обучении, но и в социальной практике. И «сквозная беда» российского ученика – нарушение причинно - следственных связей.
Как сделать так, чтобы  все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно  для жизни?
Выход видится в более глубоком развитии и сознательном усвоении основных законов правильного мышления и базовых для всех предметов учебных действий и умений (метапредметных). Необходимо научить учиться. Но уже в соответствии с требованием времени: содержание иное – значит, и  форма и методы  должны соответствовать этой объективности.
Литература.
  1. Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». Учебное пособие. М. Пушкинский институт, 2001. (Серия:  Мыследеятельностная педагогика).
  2. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии  в системе образования». Москва, 1999.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»