Бинарный урок как одна из форм развития метаумений учащихся
Береснева Елена Геннадьевна
Бинарные уроки – одна из форм развития метаумений учащихся. Особенность этого урока в том, что его ведут два и более преподавателей разных дисциплин. Урок должен нести проблемный характер и наглядно показывать, что основные механизмы мышления одинаковы на разных предметах. При этом он дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания.
Евгения Семёновна Полат, доктор педагогических наук, писала о том, что бинарные уроки развивают навыки самообразования, аналитические способности, способность переносить умения в новые области, не изучавшиеся ранее.
Использование такой форы урока вызвано насущной проблемой современного образования: большая часть учеников в настоящее время информирована, но не компетентна, т. к. испытывает значительные трудности в деятельности, требующей использования знаний и умений одного предмета на других предметах или для решения конкретных жизненных задач, проблемных ситуаций.
В ситуации всеобщей информатизации и «интернетизации» закономерно возникает вопрос о том, как работать со знанием. Информационно-коммуникативная среда, активно влияющая на сознание, ставит под сомнение успешность работы учителя, ориентированного только на традиционные формы урока.
Сегодня благодаря использованию новейших информационных технологий, призванных вроде бы служить на благо человеку, у обучающихся происходит разрушение целого комплекса способностей, обеспечивающих работу теоретического мышления (например, способности рефлексии, способности проблематизации и самоопределения, способности целеполагания и т.д.). Эксплуатируется сознание, а не мышление. Формирование привычки к быстрому получению информации, ограничиваясь поверхностным содержанием ненадёжных, а порой и антинаучных источников, отказ от глубокого анализа проблем резко снижает интеллектуальный потенциал общества и отучает его от культуры работы со знаниями, с серьезным теоретическим материалом.
Таким образом, стремительный рост объёма информации при росте объёма содержательного компонента наших предметов приводит к резкому снижению возможности аналитического восприятия. Обилие изучаемого материала затрудняет осознание его сущности.
Очень многие исследователи фиксируют, что так называемый научный прогресс, профориентация школы привели к раздробленности универсума знаний, к потере неких универсальных оснований, позволяющих видеть мир в его целостности. Знания мозаичны и фрагментарны - некий архив мёртвых знаний. И при этом нет понимая ценности и значимости образования вне конкретных практических личных целей.
Насколько процесс зашёл далеко, показывает нам опыт работы в школе и опыт работы по проверке ЕГЭ по русскому языку, части С, для выполнения которой необходимо овладение универсальными базовыми действиями и умениями аналитического характера. Особенные затруднения возникают у учащихся, когда им необходимо аргументировать свою позицию. Работы показали, что большая часть учащихся вообще не понимают, что такое аргумент. А ведь умение аргументировать необходимо не только в обучении, но и в социальной практике. И «сквозная беда» российского ученика – нарушение причинно - следственных связей.
Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно для жизни?
Выход видится в более глубоком развитии и сознательном усвоении основных законов правильного мышления и базовых для всех предметов учебных действий и умений (метапредметных). Необходимо научить учиться. Но уже в соответствии с требованием времени: содержание иное – значит, и форма и методы должны соответствовать этой объективности.
Литература.
- Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». Учебное пособие. М. Пушкинский институт, 2001. (Серия: Мыследеятельностная педагогика).
- Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Москва, 1999.