Новая стратегия классного руководителя.
Эффективные технологии, практики, стратегии
Лошкарева Мария Андреевна
В данном выступлении речь пойдет о способах реализации воспитательного потенциала классного руководства, о приемах, которые могут помочь классному руководителю в его работе.
Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его личностное развитие.
Большую часть школьного времени ребенок проводит именно в классе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные мероприятия и классные часы.
В работе классного руководителя есть важные нюансы, которые нужно учитывать. Например, классному руководителю нужно учитывать уникальность каждого класса. Любой учитель-предметник знает и понимает, что одну и ту же тему урока невозможно совершенно одинаково преподавать в разных классах. Профессиональный педагог всегда корректирует учебный материал, подбирает задания в зависимости от специфики класса.
В деятельности классного руководителя происходит то же самое: то, на что откликаются дети одного класса может оставить равнодушными детей другого. Это связано не только с возрастом детей. Это связано с уровнем развития классного коллектива, с отношениями в нем, и даже с контингентом родителей учащихся того или иного класса. Поэтому будьте внимательны в выборе приемов и форм работы. Нужно учитывать и тот факт, что класс – это особое сообщество, в которое дети попадают далеко не по собственному желанию. Даже если они вместе с родителями могут выбрать конкретный класс, то одноклассников в нем они себе уж точно не выбирают.
Изначально детей в классе ничего, за исключением учебной деятельности, не объединяет, а потому первостепенной задачей классного руководителя становится научить их взаимодействовать на благо достижений общих и личных целей.
Не менее важно учитывать и стиль классного руководства. Увы, некоторые педагоги предпочитают авторитарный стиль, боясь ухудшения дисциплины в классе. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако, если мы говорим не только о дисциплине, но и о влиянии на развитие личности ребенка, на его ценностные ориентации, на его мировоззрение, то работа классного руководителя должна строиться отнюдь не на авторитарных принципах. А на демократических, доверительных.
Главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка. Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников?
Вот несколько простых правил.
Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам. Дети чувствительны к фальши, поэтому доверие на ней не построишь. Следует быть сдержаннее в своих публичных заявлениях.
Классный руководитель бывает расстроен или даже зол из-за плохого поведения детей, жалоб на его класс, замечаний в его адрес со стороны руководства. В этом случае не стоит делать скоропалительных эмоциональных заявлений вроде «Мне придется вызвать родителей в школу» или «Больше я с вами ни на какую экскурсию не поеду». Потому что, если вы этого не сделаете (а чаще всего так и бывает), то дети будут знать, что ваши заявления – пустые слова.
Стоит быть в курсе того, чем живут ваши дети, какие у них интересы, какую музыку они слушают, в какие игры они играют. Работая в школе, учитель имеет дело с разными поколениями детей. В чем-то они абсолютно схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Конечно, личные интересы педагога могут быть весьма далеки от детских, но он должен понимать, с какими именно детьми он работает. Это поможет ему в понимании того, чем можно увлечь детей, как найти с ними «общий язык», из какой деятельности лучше извлечь воспитательный потенциал.
Классный руководитель должен отстаивать интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Это, разумеется, не означает реализацию принципа «мой ребенок всегда прав». Это означает, что в тех или иных конфликтах детей с ребятами из других классов, с учителями, с посторонними людьми, классный руководитель не должен оставлять детей наедине с возникшей у них проблемой. Ведь именно он владеет полной информацией о ребенке, о его семье, об учителях, которые преподают в классе. Ему легче быть объективным в решении таких конфликтов. Именно он должен проанализировать ситуацию, учесть мнение каждого участника конфликта и помочь детям найти из него выход.
Работа классного руководителя с детьми
Остановимся на основных направлениях этой работы и рассмотрим каждое из них подробно. Распределение рабочих мест учащихся в классном кабинете. Как грамотно рассадить ребят в классе? Этот вопрос требует серьезного внимания по той простой причине, что не всех людей мы допускаем в свое личное пространство, и как только в него вторгаются люди вопреки нашему желанию, мы, как правило, начинаем испытывать дискомфорт. Если вы решили рассадить ребят по своему усмотрению, это поможет вам решить некоторые дисциплинарные проблемы. Если предоставите детям здесь полную свободу – наживете себе некоторые трудности, но создадите благоприятные условия для комфортного общения. Выбирайте. Можно предложить ребятам написать, с кем бы они хотели сидеть (одного человека своего пола и двух – противоположного). Затем классный руководитель рассаживает ребят, исходя из их пожеланий, но с условием: если ребята начнут получать замечания, то их придется рассадить уже на усмотрение классного руководителя. Даже если ребята сидят в классе так, как им хочется, нет гарантий, что через некоторое время не возникнет проблем с соседом по парте. Именно поэтому можно предлагать ребятам разного рода задания, которые способствуют положительному восприятию соседа. Например, предложить написать положительные качества своего соседа, или ответить на вопрос «Что положительного появилось в вашем соседе с тех пор, как вы сидите вместе?», или продолжить фразу «Благодаря своему соседу я …».
Урегулировать отношения соседей по парте в младшем подростковом возрасте может помочь договор. Рассадив ребят по их желанию, можно предложить им общими усилиями составить договор, которому они должны будут следовать на протяжении всего учебного года. У каждой парты получится свой вариант договора. Пункты в них встречаются разные: не драться; не обзываться; делиться учебниками и школьными принадлежностями; помогать друг другу и т.д. И в случае, когда возникает конфликтная ситуация, можно предлагать ребятам обращаться к своему договору: либо воспользоваться им, либо подумать над его усовершенствованием.
Сплочение классного коллектива.
Данное направление работы классного руководителя является чрезвычайно важным, поскольку коллектив является средой и одним из важнейших условий воспитания школьника.
Коллектив – это сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством формальной организации и неформальной общности. Поэтому в процессе формирования классных коллективов важно обращать внимание:
- на органичное сочетание его формальной структуры (как правило, выражающейся в системе внутриклассного самоуправления и распределении социальных ролей в классе) и структуры неформальной (проявляющейся в делении класса на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении его неофициальных лидеров);
- на сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом класса, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом;
- на гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений в классном коллективе;
- на то, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку и насколько сам ребенок расположен к членам классного коллектива.
Ребенку очень важно ощущать себя членом какой-то значимой для него общности, важно идентифицировать себя с ней, чувствовать свою принадлежность к ней. И если такой значимой общностью не становится школьный класс, где ребенок проводит большую часть школьного времени, то ею легко сможет стать компания с сомнительными увлечениями, предпочтениями и взглядами на жизнь. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем больше дружеского общения он будет получать, и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в антисоциальных группах. В этой связи формирование в рамках школьного класса детско-взрослой общности, превращение класса в настоящий коллектив – важная задача классного руководителя.
Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь различные совместные дела. Ими могут быть:
1) игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными руководителями совместно со школьным психологом;
2) внутриклассные коллективные творческие дела, задающие вектор жизни класса и сплачивающие детей вокруг той ли иной интересной, творческой, личностно развивающей деятельности;
3) совместные праздники, например, «День рождения класса». Это праздник, включающий в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки, розыгрыши, и завершающийся традиционным «огоньком», дающим каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
4) волонтерские акции, когда желающие школьники оказывают помощь малышам из начальной школы или детского садика в организации подвижных игр, познавательных викторин, спортивных соревнований и т.п.;
5) однодневные и многодневные походы, организуемые классными руководителями для сплочения классных сообществ, и многие другие дела. В процессе их проведения классному руководителю важно обращать внимание на гуманизацию отношений между детьми, особенно, между детьми, входящими в разные микрогруппы, складывающиеся в классе.
Для этого педагогу нужно научить ребят понимать людей вообще, относиться к ним позитивно, стараться концентрироваться на положительных качествах других, а не искать в них недостатки. В этом могут помочь некоторые игровые упражнения.
Например: «Поза». Троим-четверым играющим предлагается выйти из аудитории. Из оставшихся ребят выбирается один человек, для которого читается текст определенного содержания, например, такой: «Утром вы поругались с родителями. Получили двойку в школе. Порвали дорогую куртку. Потеряли телефон. Вы чувствуете себя разбитым и подавленным». Этот игрок должен позой, выражением лица изобразить человека из только что прочитанного текста. Затем одному из стоящих за дверью предлагается посмотреть на этого игрока, попробовать понять его внутреннее состояние и для очередного игрока, который войдет следом, попытаться это состояние изобразить. И так далее, для каждого следующего входящего игрока. Последний вошедший смотрит на партнера, а затем рассказывает все о его состоянии. Тот, в свою очередь, о состоянии предыдущего и т.д.
Таким образом, мы учим детей обращать внимание на внутреннее состояние окружающих нас людей, определять его по выражению лица человека, наклону его головы и т.п. Возможно, кому-то из окружающих нужна наша помощь и поддержка.
«Влияние группового настроения». Двум игрокам предлагается выйти из аудитории. Им дают предметы, которые необходимо использовать не в соответствии с их прямым назначением. Например, зонт как указку, ружье или подзорную трубу. С этим предметом необходимо очень быстро подготовить этюд. Остальным ребятам дается установка: первого игрока встретить с улыбкой и хорошим настроением, а второго - наоборот, с недовольным видом и безо всякого настроения.
Просмотр этюдов можно сопровождать репликами: в первом случае - одобряющими, а во втором - недовольными. После просмотра этюдов педагог спрашивает, кому из игроков было легче показывать этюд и почему. Не трудно догадаться, что первому игроку показывать этюд было значительно комфортнее, поскольку он чувствовал поддержку ребят.
Таким образом, мы помогаем детям задуматься о том, что гораздо легче, приятнее находиться и учиться среди тех, кто настроен по отношению к тебе позитивно. Игры такого рода не требуют от ребят больших усилий, но с их помощью можно объяснять нужные вещи, а именно: как важно понимать состояние другого человека, насколько легче общаться с людьми, которые сориентированы на положительное восприятие человека.
Организация участия класса в общешкольных делах.
Эти дела имеют большое значение для класса, поскольку предоставляют детям широкое поле деятельности, обеспечивающее формирование их интеллектуальной и социальной активности. Они способствуют сплочению классного коллектива, дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал и тем самым укрепить свою позицию в классе, они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными. В подготовке и проведении таких дел классный руководитель должен постепенно менять свою роль, если он хочет воспитать в ребятах самостоятельность.
Сначала он является организатором, затем участником, а потом и просто консультантом. Подробно об общешкольных ключевых делах написано в соответствующем разделе данного пособия. Поэтому не будем здесь подробно разбирать особенности их планирования, подготовки, проведения и анализа. Остановимся лишь на двух важных моментах, на которые следует обратить особое внимание классному руководителю, и о которых ранее мы не говорили. Во-первых, процесс подготовки класса к общешкольному делу — это прекрасная возможность для классного руководителя понаблюдать за своими воспитанниками.
Здесь сразу видно, кто из них готов взять на себя ответственность, а кто старается ее избегать; кто становится настоящим лидером, а кто, напротив, стремится им стать, но ребята в качестве такового его не воспринимают. Во-вторых, процесс проведения дела (если общешкольное дело подразумевает участие именно команд классов) – это прекрасная возможность продолжить работу по сплочению классного коллектива. Когда выступает их собственный класс, ребята как никогда начинают чувствовать свою принадлежность к одному коллективу. И классному руководителю нужно лишь всячески поддерживать в ребятах это чувство. Однако не стоит забывать и об опасности высокомерного или даже агрессивного поведения класса по отношению к командам соперников.
Важно приучить детей к тому, что, болея за свою команду, нужно уважительно относиться и к команде соперников. В-третьих, процесс анализа участия класса в общешкольных делах – это возможность продолжить работу по воспитанию у школьников уважительного отношения к людям, развитию их чуткости, внимания друг к другу. Так, в ходе анализа дел, в которых класс проявил себя недостаточно хорошо, классному руководителю важно учить ребят не обвинять друг друга, а понимать, что в общем деле ответственность разделяется поровну и лежит на каждом из участников. Если очевидно, что подвел какой-то конкретный ученик, то в этом случае классному руководителю важно обратить внимание ребят на то, как они помогли или не помогли этому человеку в трудную для него минуту, могли ли подстраховать, взять часть его работы на себя.
Важно объяснить детям, что в ситуации неуспеха может оказаться каждый из них, поэтому не конструктивно нападать друг на друга, а лучше стремиться продумать, как в похожих ситуациях в будущем избежать таких же проблем. В ходе анализа успешных дел классному руководителю важно суметь расставить акценты на тех ключевых моментах, которые привели к успеху, например: «мы были дружными», «старались друг друга поддерживать», «хорошо подготовились», «каждый отвечал за свою часть работы с большой ответственностью», «мы подставляли плечо друг другу и страховали на случай неудач» и т.д. Важно задавать ребятам вопросы, например: «как вы думаете, в нашем успехе больше везения или приложенных нами усилий?», «как вы думаете, что из того, что мы делали, можно использовать при подготовке следующего дела?», «кто, по-вашему, проявил себя лучше, чем мы ожидали?» и т.д. Тем самым классный руководитель развивает рефлексивные способности детей, которые обязательно пригодятся им в их взрослой жизни. Проведение классных часов.
В современной школе, когда дети, помимо учебы, загружены дополнительными занятиями, спецкурсами, кружками, найти время для общения классного руководителя со своим классом бывает очень непросто. Но здесь у классного часа есть преимущество. Классный час обычно – это еженедельная запланированная (во многих школах – стоящая в сетке часов расписания) встреча детей и классного руководителя. Это одна из немногих возможностей более близкого, личностного общения классного руководителями со своими воспитанниками. Не использовать воспитательный потенциал этой встречи при общей занятости (как учителя, так и детей класса) было бы неправильно. Что способствует успеху классного часа?
Уважительное отношение к личности ребенка; активная позиция каждого ребенка; тщательный отбор информации, соответствующей возрасту и потребностям детей; предоставление ребятам возможности обсуждения, принятия решений; создание благоприятной среды для общения. К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он может стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями, вроде таких: «А что будет на следующем классном часе?»; «Надо поподробнее об этом узнать»; «Хочу рассказать об этом друзьям».
Как правило, классный час проходит на последнем уроке, когда степень усталости и у классного руководителя, и у ребят достаточно высока. Вспомним себя на какой-нибудь научно-практической конференции. Мы сидим, слушаем выступления. Несколько первых выступлений мы слушаем еще внимательно, пытаясь понять суть.
А дальше внимание рассеивается, постепенно становится скучновато, появляется усталость, и вдруг – яркое, может немного эмоциональное, выступление и… зал встрепенулся, кто-то снова взялся за ручку, кто-то слушает как завороженный и об усталости, естественно, все забыли. А все потому, что стало интересно. На классном часе должно происходить то же самое. Ребятам должно быть интересно, а значит, должна быть информация, которая наверняка заинтересует их, ее не должно быть много, она должна подбираться в соответствии с возрастом и потребностями школьников. И еще: очень важно создать условия для спокойного общения, диалога.
Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом. Это дает возможность ребятам занять активную позицию по отношению к происходящему. Если говорить о подростковом возрасте (выделим его особо, так как большая часть школьной жизни ребенка приходится именно на этот период), то здесь начинает появляться интерес к себе, к другим людям. Такие потребности нельзя оставить без внимания.
Условно тематику классных часов можно разделить на следующие блоки:
1. Познай себя.
2. Познай другого.
3. Элементы общения.
4. Основы этикета.
5. В мире интересного.
На подобных классных часах у ребят есть возможность реализовать многие свои потребности: быть услышанными, быть взрослыми, общаться со сверстниками и т.д. А темы классных часов могут быть, например, следующие: Взаимодействие в группе. Понимание и доверие. Умеете ли вы слушать? Личные зоны человека, или почему мы не любим ездить в «набитом» транспорте. Как нас воспринимают люди? Некоторые факты из языка телодвижений. Несколько слов о хороших манерах. Как жить в ладу с собой и миром? Искусство общения Настоящий друг: а что это значит? Так ли легко познакомиться? Что мы ценим в людях? Какой у нас коллектив? Кто виноват, когда не везет? В чем секрет лидера? Кодекс конструктивной критики.
В интересном для ребят классном часе, посвященном самопознанию, можно выделить, как минимум, три составляющие:
Теоретическая – способствует процессу познания, дает возможность узнать нечто новое (через небольшие сообщения классного руководителя по теме встречи).
Практическая – делает изложение материала более понятным, оживляет его, предоставляет возможность ребятам стать активными участниками разговора (через небольшие игровые процедуры, тренинги, мини дискуссии и т.д.).
Анкетирование – предоставляет возможность ребятам узнать что-то новое о себе, об одноклассниках, да и просто о человеке и его поведении (например, в ходе классного часа школьники проходят небольшой опрос или отвечают на вопросы анкеты, тесно связанной с темой классного часа).
Рассмотрим это на примере одного из классных часов. Классный час «Как нас воспринимают люди?»
Теоретическая часть Педагог. Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Потому что каждый человек, по сути своей, уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми хорошо было бы уметь взаимодействовать. Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и ощущений, но очень важно допускать и принимать иное мироощущение. Каждый из нас обладает своими достоинствами и недостатками. В настоящее время вы учитесь, и ваши одноклассники – это люди, с которыми в школе вы проводите большую часть времени, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы вам было приятно в окружении друг друга. Сегодня мы поговорим о том, что же позволяет нам чувствовать себя комфортнее среди людей. Для погружения в проблему попробуем выполнить некоторые упражнения.
Практическая часть Упражнение «Достоинства и недостатки». Ребятам предлагают разделить лист на две половинки: слева записать достоинства, а справа – недостатки соседа по парте. Если отношения в классе позволяют, то можно обменяться этими записями или предложить ребятам сделать это на их усмотрение. Затем половинку с перечисленными недостатками своего соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться еще раз. После этого ребята вместе с учителем анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в коллективе жить комфортнее, если ориентироваться на положительные стороны людей, а не «зацикливаться» на отрицательных.
Упражнение «Комплимент».
Задание, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент своим одноклассникам. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать комплименты, но и не умеют их принимать. Задача педагога – продемонстрировать, каким же образом делают комплименты и отвечают на них. Учитель должен донести до ребят две основные мысли:
1. Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В противном случае – это либо подхалимаж, либо издевка.
2. На комплименты следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание их говорить.
Упражнение «Влияние группового настроения» (данное упражнение описано выше). Педагог. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Умение сопереживать во многом облегчает понимание друг друга. Иногда это называют эмпатией. С помощью следующего теста, давайте попробуем узнать степень выраженности у вас тенденции к эмпатии. Анкета «Эмпатические тенденции» (методика А. Мехрабиана)
Цель: измерение степени выраженности тенденции к эмпатии. Пожалуйста, используйте следующую шкалу для оценки Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, предложенных Вам.
Записывайте Ваши оценки под номерами, соответствующими порядковому номеру утверждений анкеты: +4 - несомненно, да (очень сильное согласие) +3 - да, верно (сильное согласие) +2 - в общем, да (среднее согласие) +1 - скорее да, чем нет (слабое согласие) 0 - ни да, ни нет - 1 - скорее нет, чем да (слабое несогласие) - 2 - в общем, нет (среднее несогласие) - 3 - нет, наверное (сильное несогласие) - 4 - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие)
1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко.
2. Люди обычно преувеличивают способность животных переживать, их чувствительность.
3. Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции.
4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют.
5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей.
8. Иногда слова песен о любви глупо трогают меня,
9. Мне трудно сохранить самообладание, когда я приношу людям плохие новости.
10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей.
11. Большинство иностранцев кажутся мне холодными и неэмоциональными.
12. Работу, которая давала бы мне возможность помогать людям решать их различные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей.
13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен.
14. Я люблю наблюдать, когда люди разворачивают подарки.
15. Одинокие люди обычно недружелюбны.
16. Меня очень огорчает, когда люди плачут.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.
18. Когда я читаю книги, я сам переживаю все чувства героев.
19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются.
20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены.
21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Я не заражаюсь чужим смехом.
23. Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг плачут и всхлипывают.
24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей.
25. Я не могу прекрасно себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей.
27. Мне очень больно видеть страдающих животных.
28. Глупо переживать из-за событий, происшедших в фильме или книге.
9. Мне жаль беспомощных людей.
30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
31. Когда я смотрю фильм, я переживаю ярко все, что вижу на экране.
32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены.
33. Маленькие дети иногда плачут без всякой причины.
Результаты получаются путем сложения оценок с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 знак меняется на противоположный.
Оценки от 40 до 50 отражают средний уровень тенденции к эмпатии. О своих результатах ребята могут узнать персонально, и на весь класс они, разумеется, не объявляются.
Педагог. С.Л. Рубинштейн отмечал, что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать.
Для отношений в классе это крайне важно. Работа классного руководителя с учителями-предметниками Интеграция воспитательных усилий – одна из задач сотрудничества классного руководителя с учителями-предметниками. Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале, взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно привести к согласованию их взглядов по поводу целей воспитания, взаимоотношений с учениками и их родителями. Лучше всего этому способствуют организуемые классным руководителем мини-педсоветы по тем или иным возникающим в классе проблемам. Здесь-то обычно и вырабатывается единая позиция по поводу воспитания, общая стратегия по интеграции воспитательных усилий. Такие встречи держат педагогов в тонусе и позволяют классному руководителю регулярно напоминать учителям о необходимости максимально использовать воспитательный потенциал своих уроков.
Не менее важно и организуемое классным руководителем привлечение учителей-предметников к участию в тех или иных внутриклассных делах. Это дает возможность учителям лучше узнать своих учеников, так как во внеучебных делах дети могут показать себя с новой для учителя стороны, ведь эта деятельность позволяет детям чувствовать себя более раскрепощенными. Большую роль играют и самые обычные беседы классного руководителя с учителями – на перемене, после уроков, по телефону или посредством мессенджеров. Такие оперативные беседы позволят классному руководителю доводить до сведения учителей важную информацию, касающуюся его воспитанников. На что здесь следует обратить особое внимание? Во-первых, важно, чтобы классный руководитель доводил до сведения учителей-предметников информацию о здоровье учеников своего класса. Речь идет о детях с заболеваниями, которые могут проявить себя непосредственно на уроке (аллергия, астма, нервные расстройства и т.п.), и, разумеется, педагоги должны быть готовы к этому и не растеряться. Нельзя оставлять без внимания и детей с нарушениями зрения или слуха, о которых также должны знать все учителя, работающие в классе. Во-вторых, важно обратить внимание учителей и на детей из неблагополучных семей. У таких детей обязательно должен быть шанс на хорошее образование и достойную жизнь.
Как отмечал В.А. Караковский: «Если ребенку не повезло с семьей, то ему обязательно должно повезти со школой». В-третьих, классному руководителю необходимо предупреждать учителей о непредвиденных ситуациях, когда ребенок не по своей вине не успел или не смог приготовить домашнее задание (пришел домой поздно после спортивных соревнований за честь школы, задержали рейс самолета, на котором ребенок возвращался из поездки, по семейным обстоятельствам и т.п.). В группе ВK или WhatsApp информацию могут получить все учителя одновременно. В-четвертых, особого внимания классного руководителя заслуживает время окончания четверти / триместра / года. Это часто тревожный момент как для учеников, так и для родителей. Поэтому классный руководитель должен следить и напоминать учителям-предметникам о том, чтобы отметки в журнале появлялись вовремя, чтобы у ребенка была возможность их исправить, чтобы не возникали ситуации, когда учителя записывают большинство отметок в свои личные блокноты, а к концу четверти выносят сразу все в журнал.
В-пятых, добиваться того, чтобы учителя присутствовали на родительских собраниях в классе. Конечно, сегодня родители имеют возможность на сайтах школ познакомиться с программами, по которым работают педагоги. Но у каждого учителя свой подход к преподаванию, свои требования, о которых родители могут не догадываться, а ребенок о них может просто не сказать. Например, родители жалуются, что их ребенок дома учит иностранные слова, но регулярно получает по английскому «тройки». Назревает конфликт с учителем. А оказывается, что требованием учителя было не только хорошее произношение слов, но и правильное их написание, о чем родители просто не знали. Такого рода конфликты можно легко предотвращать, если классный руководитель будет регулярно следить за тем, чтобы у родителей учащихся его класса была возможность общаться с учителями предметниками. Работа классного руководителя с родителями Это та сторона деятельности классного руководителя, которую многие не очень любят. Связано это в большей степени с тем, что родители – это люди с уже сформированными привычками, со своим мироощущением и часто со своим четким пониманием того, кем станет их ребенок в будущем и что для этого нужно делать. Поэтому найти общий язык с родителями получается не у всех классных руководителей, особенно если их взгляды не совпадают. И это большая проблема, так как родители – это основные участники воспитательного процесса и с ними необходимо налаживать контакт. Иногда эту проблему все же удается решить.
Как только классный руководитель своими действиями, общением, отношением к школьникам покажет родителям, что он заинтересован в успехах их детей, что он старается создать в классе атмосферу добра и взаимопонимания, что он не формально относится к своим обязанностям, все постепенно станет налаживаться. Что еще может помочь классному руководителю в конструктивной работе с родителями? Постарайтесь понять, с какой категорией родителей (в профессиональном плане) вы имеете дело.
Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, существует пять типов профессий. Эти профессии связаны: • с природой («Человек – Природа»); • с техникой («Человек – Техника»); • с художественным образом («Человек – Художественный образ»); • со знаковой системой («Человек – Знаковая система»); • с людьми («Человек – Человек»). Деятельность, которой занимаются родители наших школьников, накладывает на них свой отпечаток. Лишь небольшое число родителей (преимущественно те, профессия которых относится к типу «Человек – Человек») обладает некими фоновыми знаниями в области педагогики и психологии. Большинством же родителей процесс воспитания осуществляется спонтанно и интуитивно. Эти различия между родителями школьников нужно учитывать тогда, когда вы общаетесь с кем-то из них. В этой же связи помните и о том, что для большинства родителей ненавязчивое педагогическое просвещение очень необходимо и актуально. Это не значит, что родительские собрания нужно обязательно превращать в лекции или организовывать специальный родительский лекторий. Это значит, что на каждом собрании классный руководитель может уделять немного времени вопросам, которые могут помочь родителям в общении и с их собственными детьми, и с педагогами.
Например: «Психологические особенности младших школьников», «Как следует вести себя родителям, если у ребенка проблемы с учителем», «Причины конфликтов в старшем подростковом возрасте», «Жизнь реальная и виртуальная», «Чувство взрослости и возникающие в этой связи проблемы» и т.п.
Старайтесь избегать превращения родительских собраний в анализ проблем успеваемости и дисциплины школьников. Многим родителям, дети которых имеют такие проблемы, не очень-то хочется посещать такие собрания, чтобы попросту не выслушивать при всех то, что выслушивать неприятно. Родителям же тех учеников, у которых проблем с успеваемостью и дисциплиной нет, тоже часто нет резона приходить на собрания. В итоге – посещаемость таких родительских собраний не высока. Разумеется, не стоит сообщать родителям негативную информацию об их ребенке в присутствии остальных родителей. Для этого существуют индивидуальные консультации. Практика показывает, что многие родители далеко не всегда хорошо знакомы со школьной жизнью своего ребенка.
Причина может крыться не только в незаинтересованности родителей, но и в особенностях ребенка: многие дети скрытны и предпочитают не рассказывать о школьной жизни своим домашним. В этой связи классному руководителю важно стараться максимально информировать родителей о жизни класса и о достижениях детей. Иногда родители лишь от классного руководителя узнают о скрытых талантах и возможностях своих собственных детей. Хорошо, когда в классе есть дела, которые объединяют педагогов, детей и родителей.
Родители должны понимать, что от того, насколько сплоченным станет родительский коллектив класса, зависит и состояние детского коллектива. С этой целью можно организовывать всевозможные родительские гостиные, семейные киноклубы, семейные театры, творческие семейные мастерские, выпуски семейных газет, общие празднования дней рождения детей, совместные походы, выезды на экскурсии и т.д.
В таких совместных делах важные семейные ценности (безусловная любов
Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его личностное развитие.
Большую часть школьного времени ребенок проводит именно в классе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные мероприятия и классные часы.
В работе классного руководителя есть важные нюансы, которые нужно учитывать. Например, классному руководителю нужно учитывать уникальность каждого класса. Любой учитель-предметник знает и понимает, что одну и ту же тему урока невозможно совершенно одинаково преподавать в разных классах. Профессиональный педагог всегда корректирует учебный материал, подбирает задания в зависимости от специфики класса.
В деятельности классного руководителя происходит то же самое: то, на что откликаются дети одного класса может оставить равнодушными детей другого. Это связано не только с возрастом детей. Это связано с уровнем развития классного коллектива, с отношениями в нем, и даже с контингентом родителей учащихся того или иного класса. Поэтому будьте внимательны в выборе приемов и форм работы. Нужно учитывать и тот факт, что класс – это особое сообщество, в которое дети попадают далеко не по собственному желанию. Даже если они вместе с родителями могут выбрать конкретный класс, то одноклассников в нем они себе уж точно не выбирают.
Изначально детей в классе ничего, за исключением учебной деятельности, не объединяет, а потому первостепенной задачей классного руководителя становится научить их взаимодействовать на благо достижений общих и личных целей.
Не менее важно учитывать и стиль классного руководства. Увы, некоторые педагоги предпочитают авторитарный стиль, боясь ухудшения дисциплины в классе. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако, если мы говорим не только о дисциплине, но и о влиянии на развитие личности ребенка, на его ценностные ориентации, на его мировоззрение, то работа классного руководителя должна строиться отнюдь не на авторитарных принципах. А на демократических, доверительных.
Главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка. Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников?
Вот несколько простых правил.
Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам. Дети чувствительны к фальши, поэтому доверие на ней не построишь. Следует быть сдержаннее в своих публичных заявлениях.
Классный руководитель бывает расстроен или даже зол из-за плохого поведения детей, жалоб на его класс, замечаний в его адрес со стороны руководства. В этом случае не стоит делать скоропалительных эмоциональных заявлений вроде «Мне придется вызвать родителей в школу» или «Больше я с вами ни на какую экскурсию не поеду». Потому что, если вы этого не сделаете (а чаще всего так и бывает), то дети будут знать, что ваши заявления – пустые слова.
Стоит быть в курсе того, чем живут ваши дети, какие у них интересы, какую музыку они слушают, в какие игры они играют. Работая в школе, учитель имеет дело с разными поколениями детей. В чем-то они абсолютно схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Конечно, личные интересы педагога могут быть весьма далеки от детских, но он должен понимать, с какими именно детьми он работает. Это поможет ему в понимании того, чем можно увлечь детей, как найти с ними «общий язык», из какой деятельности лучше извлечь воспитательный потенциал.
Классный руководитель должен отстаивать интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Это, разумеется, не означает реализацию принципа «мой ребенок всегда прав». Это означает, что в тех или иных конфликтах детей с ребятами из других классов, с учителями, с посторонними людьми, классный руководитель не должен оставлять детей наедине с возникшей у них проблемой. Ведь именно он владеет полной информацией о ребенке, о его семье, об учителях, которые преподают в классе. Ему легче быть объективным в решении таких конфликтов. Именно он должен проанализировать ситуацию, учесть мнение каждого участника конфликта и помочь детям найти из него выход.
Работа классного руководителя с детьми
Остановимся на основных направлениях этой работы и рассмотрим каждое из них подробно. Распределение рабочих мест учащихся в классном кабинете. Как грамотно рассадить ребят в классе? Этот вопрос требует серьезного внимания по той простой причине, что не всех людей мы допускаем в свое личное пространство, и как только в него вторгаются люди вопреки нашему желанию, мы, как правило, начинаем испытывать дискомфорт. Если вы решили рассадить ребят по своему усмотрению, это поможет вам решить некоторые дисциплинарные проблемы. Если предоставите детям здесь полную свободу – наживете себе некоторые трудности, но создадите благоприятные условия для комфортного общения. Выбирайте. Можно предложить ребятам написать, с кем бы они хотели сидеть (одного человека своего пола и двух – противоположного). Затем классный руководитель рассаживает ребят, исходя из их пожеланий, но с условием: если ребята начнут получать замечания, то их придется рассадить уже на усмотрение классного руководителя. Даже если ребята сидят в классе так, как им хочется, нет гарантий, что через некоторое время не возникнет проблем с соседом по парте. Именно поэтому можно предлагать ребятам разного рода задания, которые способствуют положительному восприятию соседа. Например, предложить написать положительные качества своего соседа, или ответить на вопрос «Что положительного появилось в вашем соседе с тех пор, как вы сидите вместе?», или продолжить фразу «Благодаря своему соседу я …».
Урегулировать отношения соседей по парте в младшем подростковом возрасте может помочь договор. Рассадив ребят по их желанию, можно предложить им общими усилиями составить договор, которому они должны будут следовать на протяжении всего учебного года. У каждой парты получится свой вариант договора. Пункты в них встречаются разные: не драться; не обзываться; делиться учебниками и школьными принадлежностями; помогать друг другу и т.д. И в случае, когда возникает конфликтная ситуация, можно предлагать ребятам обращаться к своему договору: либо воспользоваться им, либо подумать над его усовершенствованием.
Сплочение классного коллектива.
Данное направление работы классного руководителя является чрезвычайно важным, поскольку коллектив является средой и одним из важнейших условий воспитания школьника.
Коллектив – это сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством формальной организации и неформальной общности. Поэтому в процессе формирования классных коллективов важно обращать внимание:
- на органичное сочетание его формальной структуры (как правило, выражающейся в системе внутриклассного самоуправления и распределении социальных ролей в классе) и структуры неформальной (проявляющейся в делении класса на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении его неофициальных лидеров);
- на сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом класса, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом;
- на гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений в классном коллективе;
- на то, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку и насколько сам ребенок расположен к членам классного коллектива.
Ребенку очень важно ощущать себя членом какой-то значимой для него общности, важно идентифицировать себя с ней, чувствовать свою принадлежность к ней. И если такой значимой общностью не становится школьный класс, где ребенок проводит большую часть школьного времени, то ею легко сможет стать компания с сомнительными увлечениями, предпочтениями и взглядами на жизнь. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем больше дружеского общения он будет получать, и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в антисоциальных группах. В этой связи формирование в рамках школьного класса детско-взрослой общности, превращение класса в настоящий коллектив – важная задача классного руководителя.
Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь различные совместные дела. Ими могут быть:
1) игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными руководителями совместно со школьным психологом;
2) внутриклассные коллективные творческие дела, задающие вектор жизни класса и сплачивающие детей вокруг той ли иной интересной, творческой, личностно развивающей деятельности;
3) совместные праздники, например, «День рождения класса». Это праздник, включающий в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки, розыгрыши, и завершающийся традиционным «огоньком», дающим каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса;
4) волонтерские акции, когда желающие школьники оказывают помощь малышам из начальной школы или детского садика в организации подвижных игр, познавательных викторин, спортивных соревнований и т.п.;
5) однодневные и многодневные походы, организуемые классными руководителями для сплочения классных сообществ, и многие другие дела. В процессе их проведения классному руководителю важно обращать внимание на гуманизацию отношений между детьми, особенно, между детьми, входящими в разные микрогруппы, складывающиеся в классе.
Для этого педагогу нужно научить ребят понимать людей вообще, относиться к ним позитивно, стараться концентрироваться на положительных качествах других, а не искать в них недостатки. В этом могут помочь некоторые игровые упражнения.
Например: «Поза». Троим-четверым играющим предлагается выйти из аудитории. Из оставшихся ребят выбирается один человек, для которого читается текст определенного содержания, например, такой: «Утром вы поругались с родителями. Получили двойку в школе. Порвали дорогую куртку. Потеряли телефон. Вы чувствуете себя разбитым и подавленным». Этот игрок должен позой, выражением лица изобразить человека из только что прочитанного текста. Затем одному из стоящих за дверью предлагается посмотреть на этого игрока, попробовать понять его внутреннее состояние и для очередного игрока, который войдет следом, попытаться это состояние изобразить. И так далее, для каждого следующего входящего игрока. Последний вошедший смотрит на партнера, а затем рассказывает все о его состоянии. Тот, в свою очередь, о состоянии предыдущего и т.д.
Таким образом, мы учим детей обращать внимание на внутреннее состояние окружающих нас людей, определять его по выражению лица человека, наклону его головы и т.п. Возможно, кому-то из окружающих нужна наша помощь и поддержка.
«Влияние группового настроения». Двум игрокам предлагается выйти из аудитории. Им дают предметы, которые необходимо использовать не в соответствии с их прямым назначением. Например, зонт как указку, ружье или подзорную трубу. С этим предметом необходимо очень быстро подготовить этюд. Остальным ребятам дается установка: первого игрока встретить с улыбкой и хорошим настроением, а второго - наоборот, с недовольным видом и безо всякого настроения.
Просмотр этюдов можно сопровождать репликами: в первом случае - одобряющими, а во втором - недовольными. После просмотра этюдов педагог спрашивает, кому из игроков было легче показывать этюд и почему. Не трудно догадаться, что первому игроку показывать этюд было значительно комфортнее, поскольку он чувствовал поддержку ребят.
Таким образом, мы помогаем детям задуматься о том, что гораздо легче, приятнее находиться и учиться среди тех, кто настроен по отношению к тебе позитивно. Игры такого рода не требуют от ребят больших усилий, но с их помощью можно объяснять нужные вещи, а именно: как важно понимать состояние другого человека, насколько легче общаться с людьми, которые сориентированы на положительное восприятие человека.
Организация участия класса в общешкольных делах.
Эти дела имеют большое значение для класса, поскольку предоставляют детям широкое поле деятельности, обеспечивающее формирование их интеллектуальной и социальной активности. Они способствуют сплочению классного коллектива, дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал и тем самым укрепить свою позицию в классе, они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными. В подготовке и проведении таких дел классный руководитель должен постепенно менять свою роль, если он хочет воспитать в ребятах самостоятельность.
Сначала он является организатором, затем участником, а потом и просто консультантом. Подробно об общешкольных ключевых делах написано в соответствующем разделе данного пособия. Поэтому не будем здесь подробно разбирать особенности их планирования, подготовки, проведения и анализа. Остановимся лишь на двух важных моментах, на которые следует обратить особое внимание классному руководителю, и о которых ранее мы не говорили. Во-первых, процесс подготовки класса к общешкольному делу — это прекрасная возможность для классного руководителя понаблюдать за своими воспитанниками.
Здесь сразу видно, кто из них готов взять на себя ответственность, а кто старается ее избегать; кто становится настоящим лидером, а кто, напротив, стремится им стать, но ребята в качестве такового его не воспринимают. Во-вторых, процесс проведения дела (если общешкольное дело подразумевает участие именно команд классов) – это прекрасная возможность продолжить работу по сплочению классного коллектива. Когда выступает их собственный класс, ребята как никогда начинают чувствовать свою принадлежность к одному коллективу. И классному руководителю нужно лишь всячески поддерживать в ребятах это чувство. Однако не стоит забывать и об опасности высокомерного или даже агрессивного поведения класса по отношению к командам соперников.
Важно приучить детей к тому, что, болея за свою команду, нужно уважительно относиться и к команде соперников. В-третьих, процесс анализа участия класса в общешкольных делах – это возможность продолжить работу по воспитанию у школьников уважительного отношения к людям, развитию их чуткости, внимания друг к другу. Так, в ходе анализа дел, в которых класс проявил себя недостаточно хорошо, классному руководителю важно учить ребят не обвинять друг друга, а понимать, что в общем деле ответственность разделяется поровну и лежит на каждом из участников. Если очевидно, что подвел какой-то конкретный ученик, то в этом случае классному руководителю важно обратить внимание ребят на то, как они помогли или не помогли этому человеку в трудную для него минуту, могли ли подстраховать, взять часть его работы на себя.
Важно объяснить детям, что в ситуации неуспеха может оказаться каждый из них, поэтому не конструктивно нападать друг на друга, а лучше стремиться продумать, как в похожих ситуациях в будущем избежать таких же проблем. В ходе анализа успешных дел классному руководителю важно суметь расставить акценты на тех ключевых моментах, которые привели к успеху, например: «мы были дружными», «старались друг друга поддерживать», «хорошо подготовились», «каждый отвечал за свою часть работы с большой ответственностью», «мы подставляли плечо друг другу и страховали на случай неудач» и т.д. Важно задавать ребятам вопросы, например: «как вы думаете, в нашем успехе больше везения или приложенных нами усилий?», «как вы думаете, что из того, что мы делали, можно использовать при подготовке следующего дела?», «кто, по-вашему, проявил себя лучше, чем мы ожидали?» и т.д. Тем самым классный руководитель развивает рефлексивные способности детей, которые обязательно пригодятся им в их взрослой жизни. Проведение классных часов.
В современной школе, когда дети, помимо учебы, загружены дополнительными занятиями, спецкурсами, кружками, найти время для общения классного руководителя со своим классом бывает очень непросто. Но здесь у классного часа есть преимущество. Классный час обычно – это еженедельная запланированная (во многих школах – стоящая в сетке часов расписания) встреча детей и классного руководителя. Это одна из немногих возможностей более близкого, личностного общения классного руководителями со своими воспитанниками. Не использовать воспитательный потенциал этой встречи при общей занятости (как учителя, так и детей класса) было бы неправильно. Что способствует успеху классного часа?
Уважительное отношение к личности ребенка; активная позиция каждого ребенка; тщательный отбор информации, соответствующей возрасту и потребностям детей; предоставление ребятам возможности обсуждения, принятия решений; создание благоприятной среды для общения. К сожалению, очень часто классный час ничем не отличается от урока, а ведь он может стать событием для ребенка. Пусть маленьким, но событием. Ребенок должен уходить с классного часа с ожиданием, любопытством и мыслями, вроде таких: «А что будет на следующем классном часе?»; «Надо поподробнее об этом узнать»; «Хочу рассказать об этом друзьям».
Как правило, классный час проходит на последнем уроке, когда степень усталости и у классного руководителя, и у ребят достаточно высока. Вспомним себя на какой-нибудь научно-практической конференции. Мы сидим, слушаем выступления. Несколько первых выступлений мы слушаем еще внимательно, пытаясь понять суть.
А дальше внимание рассеивается, постепенно становится скучновато, появляется усталость, и вдруг – яркое, может немного эмоциональное, выступление и… зал встрепенулся, кто-то снова взялся за ручку, кто-то слушает как завороженный и об усталости, естественно, все забыли. А все потому, что стало интересно. На классном часе должно происходить то же самое. Ребятам должно быть интересно, а значит, должна быть информация, которая наверняка заинтересует их, ее не должно быть много, она должна подбираться в соответствии с возрастом и потребностями школьников. И еще: очень важно создать условия для спокойного общения, диалога.
Соответственно, каждый должен быть если не участником, то активным зрителем или экспертом. Это дает возможность ребятам занять активную позицию по отношению к происходящему. Если говорить о подростковом возрасте (выделим его особо, так как большая часть школьной жизни ребенка приходится именно на этот период), то здесь начинает появляться интерес к себе, к другим людям. Такие потребности нельзя оставить без внимания.
Условно тематику классных часов можно разделить на следующие блоки:
1. Познай себя.
2. Познай другого.
3. Элементы общения.
4. Основы этикета.
5. В мире интересного.
На подобных классных часах у ребят есть возможность реализовать многие свои потребности: быть услышанными, быть взрослыми, общаться со сверстниками и т.д. А темы классных часов могут быть, например, следующие: Взаимодействие в группе. Понимание и доверие. Умеете ли вы слушать? Личные зоны человека, или почему мы не любим ездить в «набитом» транспорте. Как нас воспринимают люди? Некоторые факты из языка телодвижений. Несколько слов о хороших манерах. Как жить в ладу с собой и миром? Искусство общения Настоящий друг: а что это значит? Так ли легко познакомиться? Что мы ценим в людях? Какой у нас коллектив? Кто виноват, когда не везет? В чем секрет лидера? Кодекс конструктивной критики.
В интересном для ребят классном часе, посвященном самопознанию, можно выделить, как минимум, три составляющие:
Теоретическая – способствует процессу познания, дает возможность узнать нечто новое (через небольшие сообщения классного руководителя по теме встречи).
Практическая – делает изложение материала более понятным, оживляет его, предоставляет возможность ребятам стать активными участниками разговора (через небольшие игровые процедуры, тренинги, мини дискуссии и т.д.).
Анкетирование – предоставляет возможность ребятам узнать что-то новое о себе, об одноклассниках, да и просто о человеке и его поведении (например, в ходе классного часа школьники проходят небольшой опрос или отвечают на вопросы анкеты, тесно связанной с темой классного часа).
Рассмотрим это на примере одного из классных часов. Классный час «Как нас воспринимают люди?»
Теоретическая часть Педагог. Известно, что на свете нет двух одинаковых людей. Потому что каждый человек, по сути своей, уникален. С детства мы познаем мир, получаем образование, ставим перед собой цели и пытаемся их достичь. И все это происходит в окружении других людей, с которыми хорошо было бы уметь взаимодействовать. Каждый человек воспринимает жизнь через призму своих потребностей, предпочтений и ощущений, но очень важно допускать и принимать иное мироощущение. Каждый из нас обладает своими достоинствами и недостатками. В настоящее время вы учитесь, и ваши одноклассники – это люди, с которыми в школе вы проводите большую часть времени, поэтому необходимо позаботиться о том, чтобы вам было приятно в окружении друг друга. Сегодня мы поговорим о том, что же позволяет нам чувствовать себя комфортнее среди людей. Для погружения в проблему попробуем выполнить некоторые упражнения.
Практическая часть Упражнение «Достоинства и недостатки». Ребятам предлагают разделить лист на две половинки: слева записать достоинства, а справа – недостатки соседа по парте. Если отношения в классе позволяют, то можно обменяться этими записями или предложить ребятам сделать это на их усмотрение. Затем половинку с перечисленными недостатками своего соседа надо отрезать и выбросить, а на достоинствах нужно сосредоточиться еще раз. После этого ребята вместе с учителем анализируют процесс выполнения задания. Как правило, выясняется, что написать недостатки было гораздо легче, чем достоинства. А вот в коллективе жить комфортнее, если ориентироваться на положительные стороны людей, а не «зацикливаться» на отрицательных.
Упражнение «Комплимент».
Задание, на первый взгляд, простое: необходимо сделать комплимент своим одноклассникам. Но, как показывает практика, дети (да, собственно, и взрослые) не только не умеют делать комплименты, но и не умеют их принимать. Задача педагога – продемонстрировать, каким же образом делают комплименты и отвечают на них. Учитель должен донести до ребят две основные мысли:
1. Комплимент ценен тогда, когда сделан искренне. В противном случае – это либо подхалимаж, либо издевка.
2. На комплименты следует отвечать, иначе рано или поздно у людей может пропасть желание их говорить.
Упражнение «Влияние группового настроения» (данное упражнение описано выше). Педагог. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, как если бы они были нашими собственными. Умение сопереживать во многом облегчает понимание друг друга. Иногда это называют эмпатией. С помощью следующего теста, давайте попробуем узнать степень выраженности у вас тенденции к эмпатии. Анкета «Эмпатические тенденции» (методика А. Мехрабиана)
Цель: измерение степени выраженности тенденции к эмпатии. Пожалуйста, используйте следующую шкалу для оценки Вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, предложенных Вам.
Записывайте Ваши оценки под номерами, соответствующими порядковому номеру утверждений анкеты: +4 - несомненно, да (очень сильное согласие) +3 - да, верно (сильное согласие) +2 - в общем, да (среднее согласие) +1 - скорее да, чем нет (слабое согласие) 0 - ни да, ни нет - 1 - скорее нет, чем да (слабое несогласие) - 2 - в общем, нет (среднее несогласие) - 3 - нет, наверное (сильное несогласие) - 4 - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие)
1. Мне обидно, когда новый человек чувствует себя в группе одиноко.
2. Люди обычно преувеличивают способность животных переживать, их чувствительность.
3. Меня раздражает, когда люди открыто проявляют свои эмоции.
4. Терпеть не могу, когда неудачники себя жалеют.
5. Когда люди вокруг меня нервничают, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7. Я эмоционально включаюсь в проблемы своих друзей.
8. Иногда слова песен о любви глупо трогают меня,
9. Мне трудно сохранить самообладание, когда я приношу людям плохие новости.
10. Мое настроение сильно зависит от окружающих меня людей.
11. Большинство иностранцев кажутся мне холодными и неэмоциональными.
12. Работу, которая давала бы мне возможность помогать людям решать их различные проблемы, я предпочел бы работе, связанной с обучением людей.
13. Я не склонен расстраиваться только потому, что мой друг чем-то расстроен.
14. Я люблю наблюдать, когда люди разворачивают подарки.
15. Одинокие люди обычно недружелюбны.
16. Меня очень огорчает, когда люди плачут.
17. Слушая некоторые песни, я чувствую себя счастливым.
18. Когда я читаю книги, я сам переживаю все чувства героев.
19. Я выхожу из себя, когда вижу, что с кем-то жестоко обращаются.
20. Я могу оставаться спокойным, даже если вокруг меня все обеспокоены.
21. Когда знакомый начинает говорить о своих проблемах, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
22. Я не заражаюсь чужим смехом.
23. Иногда в кино я бываю удивлен тем, как много людей вокруг плачут и всхлипывают.
24. Я могу принимать решения, не беря в расчет чувства людей.
25. Я не могу прекрасно себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.
26. Я не могу понять, почему некоторые вещи так расстраивают людей.
27. Мне очень больно видеть страдающих животных.
28. Глупо переживать из-за событий, происшедших в фильме или книге.
9. Мне жаль беспомощных людей.
30. Когда кто-то рыдает, это вызывает у меня скорее раздражение, чем сочувствие.
31. Когда я смотрю фильм, я переживаю ярко все, что вижу на экране.
32. Я часто обнаруживал, что могу сохранять спокойствие, даже когда вокруг меня все очень возбуждены.
33. Маленькие дети иногда плачут без всякой причины.
Результаты получаются путем сложения оценок с учетом знака. При этом в ответах на вопросы: 1, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 27, 29, 31 знак не меняется; а в ответах на вопросы: 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 26, 28, 30, 32, 33 знак меняется на противоположный.
Оценки от 40 до 50 отражают средний уровень тенденции к эмпатии. О своих результатах ребята могут узнать персонально, и на весь класс они, разумеется, не объявляются.
Педагог. С.Л. Рубинштейн отмечал, что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чего он стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать.
Для отношений в классе это крайне важно. Работа классного руководителя с учителями-предметниками Интеграция воспитательных усилий – одна из задач сотрудничества классного руководителя с учителями-предметниками. Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале, взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно привести к согласованию их взглядов по поводу целей воспитания, взаимоотношений с учениками и их родителями. Лучше всего этому способствуют организуемые классным руководителем мини-педсоветы по тем или иным возникающим в классе проблемам. Здесь-то обычно и вырабатывается единая позиция по поводу воспитания, общая стратегия по интеграции воспитательных усилий. Такие встречи держат педагогов в тонусе и позволяют классному руководителю регулярно напоминать учителям о необходимости максимально использовать воспитательный потенциал своих уроков.
Не менее важно и организуемое классным руководителем привлечение учителей-предметников к участию в тех или иных внутриклассных делах. Это дает возможность учителям лучше узнать своих учеников, так как во внеучебных делах дети могут показать себя с новой для учителя стороны, ведь эта деятельность позволяет детям чувствовать себя более раскрепощенными. Большую роль играют и самые обычные беседы классного руководителя с учителями – на перемене, после уроков, по телефону или посредством мессенджеров. Такие оперативные беседы позволят классному руководителю доводить до сведения учителей важную информацию, касающуюся его воспитанников. На что здесь следует обратить особое внимание? Во-первых, важно, чтобы классный руководитель доводил до сведения учителей-предметников информацию о здоровье учеников своего класса. Речь идет о детях с заболеваниями, которые могут проявить себя непосредственно на уроке (аллергия, астма, нервные расстройства и т.п.), и, разумеется, педагоги должны быть готовы к этому и не растеряться. Нельзя оставлять без внимания и детей с нарушениями зрения или слуха, о которых также должны знать все учителя, работающие в классе. Во-вторых, важно обратить внимание учителей и на детей из неблагополучных семей. У таких детей обязательно должен быть шанс на хорошее образование и достойную жизнь.
Как отмечал В.А. Караковский: «Если ребенку не повезло с семьей, то ему обязательно должно повезти со школой». В-третьих, классному руководителю необходимо предупреждать учителей о непредвиденных ситуациях, когда ребенок не по своей вине не успел или не смог приготовить домашнее задание (пришел домой поздно после спортивных соревнований за честь школы, задержали рейс самолета, на котором ребенок возвращался из поездки, по семейным обстоятельствам и т.п.). В группе ВK или WhatsApp информацию могут получить все учителя одновременно. В-четвертых, особого внимания классного руководителя заслуживает время окончания четверти / триместра / года. Это часто тревожный момент как для учеников, так и для родителей. Поэтому классный руководитель должен следить и напоминать учителям-предметникам о том, чтобы отметки в журнале появлялись вовремя, чтобы у ребенка была возможность их исправить, чтобы не возникали ситуации, когда учителя записывают большинство отметок в свои личные блокноты, а к концу четверти выносят сразу все в журнал.
В-пятых, добиваться того, чтобы учителя присутствовали на родительских собраниях в классе. Конечно, сегодня родители имеют возможность на сайтах школ познакомиться с программами, по которым работают педагоги. Но у каждого учителя свой подход к преподаванию, свои требования, о которых родители могут не догадываться, а ребенок о них может просто не сказать. Например, родители жалуются, что их ребенок дома учит иностранные слова, но регулярно получает по английскому «тройки». Назревает конфликт с учителем. А оказывается, что требованием учителя было не только хорошее произношение слов, но и правильное их написание, о чем родители просто не знали. Такого рода конфликты можно легко предотвращать, если классный руководитель будет регулярно следить за тем, чтобы у родителей учащихся его класса была возможность общаться с учителями предметниками. Работа классного руководителя с родителями Это та сторона деятельности классного руководителя, которую многие не очень любят. Связано это в большей степени с тем, что родители – это люди с уже сформированными привычками, со своим мироощущением и часто со своим четким пониманием того, кем станет их ребенок в будущем и что для этого нужно делать. Поэтому найти общий язык с родителями получается не у всех классных руководителей, особенно если их взгляды не совпадают. И это большая проблема, так как родители – это основные участники воспитательного процесса и с ними необходимо налаживать контакт. Иногда эту проблему все же удается решить.
Как только классный руководитель своими действиями, общением, отношением к школьникам покажет родителям, что он заинтересован в успехах их детей, что он старается создать в классе атмосферу добра и взаимопонимания, что он не формально относится к своим обязанностям, все постепенно станет налаживаться. Что еще может помочь классному руководителю в конструктивной работе с родителями? Постарайтесь понять, с какой категорией родителей (в профессиональном плане) вы имеете дело.
Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, существует пять типов профессий. Эти профессии связаны: • с природой («Человек – Природа»); • с техникой («Человек – Техника»); • с художественным образом («Человек – Художественный образ»); • со знаковой системой («Человек – Знаковая система»); • с людьми («Человек – Человек»). Деятельность, которой занимаются родители наших школьников, накладывает на них свой отпечаток. Лишь небольшое число родителей (преимущественно те, профессия которых относится к типу «Человек – Человек») обладает некими фоновыми знаниями в области педагогики и психологии. Большинством же родителей процесс воспитания осуществляется спонтанно и интуитивно. Эти различия между родителями школьников нужно учитывать тогда, когда вы общаетесь с кем-то из них. В этой же связи помните и о том, что для большинства родителей ненавязчивое педагогическое просвещение очень необходимо и актуально. Это не значит, что родительские собрания нужно обязательно превращать в лекции или организовывать специальный родительский лекторий. Это значит, что на каждом собрании классный руководитель может уделять немного времени вопросам, которые могут помочь родителям в общении и с их собственными детьми, и с педагогами.
Например: «Психологические особенности младших школьников», «Как следует вести себя родителям, если у ребенка проблемы с учителем», «Причины конфликтов в старшем подростковом возрасте», «Жизнь реальная и виртуальная», «Чувство взрослости и возникающие в этой связи проблемы» и т.п.
Старайтесь избегать превращения родительских собраний в анализ проблем успеваемости и дисциплины школьников. Многим родителям, дети которых имеют такие проблемы, не очень-то хочется посещать такие собрания, чтобы попросту не выслушивать при всех то, что выслушивать неприятно. Родителям же тех учеников, у которых проблем с успеваемостью и дисциплиной нет, тоже часто нет резона приходить на собрания. В итоге – посещаемость таких родительских собраний не высока. Разумеется, не стоит сообщать родителям негативную информацию об их ребенке в присутствии остальных родителей. Для этого существуют индивидуальные консультации. Практика показывает, что многие родители далеко не всегда хорошо знакомы со школьной жизнью своего ребенка.
Причина может крыться не только в незаинтересованности родителей, но и в особенностях ребенка: многие дети скрытны и предпочитают не рассказывать о школьной жизни своим домашним. В этой связи классному руководителю важно стараться максимально информировать родителей о жизни класса и о достижениях детей. Иногда родители лишь от классного руководителя узнают о скрытых талантах и возможностях своих собственных детей. Хорошо, когда в классе есть дела, которые объединяют педагогов, детей и родителей.
Родители должны понимать, что от того, насколько сплоченным станет родительский коллектив класса, зависит и состояние детского коллектива. С этой целью можно организовывать всевозможные родительские гостиные, семейные киноклубы, семейные театры, творческие семейные мастерские, выпуски семейных газет, общие празднования дней рождения детей, совместные походы, выезды на экскурсии и т.д.
В таких совместных делах важные семейные ценности (безусловная любов