Аспекты методических приемов деятельности
учителя в соответствии с современными
тенденциями в образовании
Фроленкова Майя Дмитриевна
ВВЕДЕНИЕСегодня общество переживает этап глубоких фундаментальных преобразований, которые приводят к тому, что образование, знание, интеллект становятся определяющим ресурсом развития и новой экономики, и общества в целом. Таким образом, в качестве определяющего направления деятельности системы образования страны в настоящее время выдвигается идея превращения российского образования в важнейший фактор обеспечения растущей конкурентоспособности России в условиях цивилизационных вызовов XXI века, что находит отражение в таких официальных документах, как Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (от 4 октября 2000 г. N 751), Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики (от 8 мая 2008 г. № 03-946), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 г. N 1662- р), Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу до 2030 года. Названные документы стали базовыми для разработки и реализации Приоритетного национального проекта «Образование» (от 5 сентября 2005 г.), Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г. Пр -271), Федеральной программы развития образования на 2011-2015 гг. (от 7 февраля 2011 г. N 61), Проекта Государственной программы «Развитие образования (2013-2020 гг.) и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (подписанного Президентом Российской Федерации 30 декабря 2012 года, одобренного Советом Федерации 26 декабря 2012 года и принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 года), определившими приоритетные направления
совершенствования современного российского образования. Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года завершится работа по обновлению основных школьных программ. Окончательный переход на новые ФГОС запланирован на сентябрь 2021 года. Чем они отличаются от предыдущих? Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Предполагается, что новые ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
- Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.
- Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных.
- Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).
- Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и так далее).
- Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное).
• Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, в последнем образовательном стандарте уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
В соответствии с этими документами определены главные тенденции развития системы образования, которыми должен руководствоваться учитель в своей деятельности.
Часть1.
Главные тенденции развития системы образования
- Постоянство: человеку приходится всё время заниматься самообразованием, чтобы не отставать от жизни и её динамично меняющихся требований. Система образования должна предоставлять возможность учиться всю жизнь, углублять и актуализировать свои знания.
- Универсальность: образовательный процесс должен формировать у учащегося такой широкий список компетенций, навыков и софт-скиллов, который позволит ему быстро освоить новые направления деятельности, переквалифицироваться при необходимости
- Кросс-дисциплинарность: учащимся должны быть очевидны связи между различными областями знания, а образование должно основываться на решении конкретных поставленных задач с применением инструментария нескольких дисциплин.
- Индивидуальный подход: персональные особенности каждого учащегося должны быть учтены, какие бы формы ни принимало взаимодействие в рамках образования и воспитания.
- Прагматическая направленность: ключевым направлением развития системы образования является ее ориентация на актуальные сферы деятельности и текущие задачи. Всё определяется ситуацией на рынке труда, конкуренцией, востребованностью тех или иных профессий.
- Открытость: цели образования устанавливаются не только заказом со стороны государства, но и теми потребностями в обучении, которые испытывают обучаемые и их родители, преподаватели — в общем, все, кто вовлечён в образовательный процесс.
- Многоэтапность: образовательный процесс состоит из ряда ступеней, и на каждой из них учащийся должен достигать того уровня развития и подготовки, который ему по силам и к которому он стремится. У всех этих ступеней есть свои особенности, временные рамки и цели.
- Стандартизация: развитие системы российского образования должно идти в направлении соответствия единому государственному стандарту (для любых форм обучения). Оценка результата обучения на выходе (оutсоmе еduсаtiоn) тоже унифицирована и подчиняется стандарту.
- Разделение: принимает различные формы на практике. Это может быть объединение учащихся в группы по успеваемости, классификация учебных заведений (массовые, элитные, для лиц с особенностями и задержками развития), учебных предметов (на обязательные и факультативы), создание индивидуальных учебных планов для некоторых или для всех учащихся (так, чтобы максимально удовлетворять их интересы и профессиональную ориентацию).
- Инновационность: развитие системы образования в направлении большего креатива и нестандартных подходов, отказ от жёстких регламентов, фокус на самостоятельной работе учащихся, привитие им навыков поиска решений, научного подхода к задачам.
- Деятельностный подход: теория обретает смысл лишь тогда, когда делает практическую деятельность более эффективной. Это мотивирует учащихся быть активнее в учёбе, творчестве, познании, работе.
- Национализация: образование — один из способов сохранить и развить национальные ценности, будь то народные традиции, культурное наследие, история страны.
- Глобализация: национальные системы образования должны тесно взаимодействовать и сотрудничать, чтобы обогащать друг друга знаниями, находить общее, развиваться на основе универсальных принципов.
- Гуманитаризация: содержание учебных программ должно успешно осваиваться учащимися, о каком бы типе и уровне обучения ни шла речь. Также в это направление развития образования входят изучение иностранного языка и отличное владение родным, чтобы люди любых национальностей и профессий могли свободно общаться и понимать друг друга; грамотность в области экономики и законов; знакомство с историей и культурой своей страны и всего мира.
- Этичность: образовательная система должна развивать в педагогах и учащихмя взаимное уважение, пропагандировать такие ценности, как сохранение и укрепление здоровья, права человека и чувство собственного достоинства, раскрытие человеческого потенциала.
Педагогическая деятельность в соответствии с новыми тенденциями в образовании
1.Деятельностный подход и инновационность: Одни из основных тенденций в современном образовании. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.
Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты
Суть деятельностного подхода в обучении состоит в направлении «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества».
Деятельностному подходу соответствуют некоторые технологии в обучении, которые используются мной не уроках.
1.Проектная деятельность - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
2. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:
цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,
а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.
а) технология проектной деятельности школьников.
Она предполагает особое внимание к саморазвитию и самовоспитанию учащихся. Проект «Гололед в Осиновой Роще». Результат проекта – Свод правил поведения при гололеде и на горках для катания именно с учетом особенностей нашего поселка.
Была создана ситуация творчества для ребят готовящих материал. Эта работа была представлена на конференции и каждый год в школе ее показывают при инструктажах по безопасности на классных часах.
б) технология исследовательской деятельности
« Экологическая оценка растительности в парке «Осиновая Роща» . Эта работа также была представлена на конференции и каждый год в школе ее показывают при инструктажах по безопасности на классных часах.
Результат работы – рекомендации ребятам как нужно вести в парке, чтобы не усугубить его положение и чтобы не пострадать самому.
2. Национализация и гуманитаризация: образование — один из способов сохранить и развить национальные ценности, будь то народные традиции, культурное наследие, история страны.
Также в это направление развития образования входят изучение иностранного языка и отличное владение родным, чтобы люди любых национальностей и профессий могли свободно общаться и понимать друг друга; грамотность в области экономики и законов; знакомство с историей и культурой своей страны и всего мира.
Один из самых патриотичных предметов – география. Учителя географии призваны прививать любовь к малой Родине, чувство ответственности за будущее страны и человечества на всей Земле. Наш предмет, содержание учебной программы позволяет проводить патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время.
Что касается краеведения, то эта тема вызывает интерес у многих ребят. Так проектные работы, ранее упоминавшиеся, непосредственно касаются жизни и истории нашего поселка, что повысило мотивацию к работе у ребят. Занятия по внеурочной деятельности «География в городе». Широко используются отрывки из произведений русской литературы.
3. Кросс-дисциплинарность: учащимся должны быть очевидны связи между различными областями знания, а образование должно основываться на решении конкретных поставленных задач с применением инструментария нескольких дисциплин.
Метапредметные навыки обязательно отрабатываются на многих уроках географии.
Интересные работы: изучение страны Великобритания на англиийском языке, сочинение по геохронологической таблице, изучение форм рельефа с рисунками по Искусству, при изучении размещения населения России непременно всегда затрагиваем тему истории присоединения и освоения территории Росссии, используются отрывки из произведений литературы и т. д.
В упоминавшихся проектной и исследовательской работах это присутствует: связь с историей и экологией.
4.Разделение и многоэтапность: принимает различные формы на практике. Это может быть объединение учащихся в группы по успеваемости, классификация учебных заведений (массовые, элитные, для лиц с особенностями и задержками развития), учебных предметов (на обязательные и факультативы), создание индивидуальных учебных планов для некоторых или для всех учащихся (так, чтобы максимально удовлетворять их интересы и профессиональную ориентацию). Образовательный процесс состоит из ряда ступеней, и на каждой из них учащийся должен достигать того уровня развития и подготовки, который ему по силам и к которому он стремится. У всех этих ступеней есть свои особенности, временные рамки и цели.
Технологии коллективного взаимообучения.
На занятии - это работа в группах. Здесь ребята не перегружены и хорошо мотивированы. Например, при изучении стран в курсе географии материков, природы материков.
Забытый и интересный метод взаимообучения в парах по принципу «ручейка» использовался мной при закреплении темы «Рельеф Земли». Каждый ученик получал задание подготовить рассказ в течении 1-2 мин о каких-то горах или равнинах. Затем весь класс садился в ряд друг напротив друга с картой и рассказывали они свою тему за 3-4 мин друг другу. Затем, по сигналу, пересаживались и меняли напарника. Таким образом кратко все познакомились с основными элементами рельефа Земли
Используется технология разноуровневого (дифференцированного) обучения.
- Задания на уроках даю в соответствии с уровнем обученности и психологическими особенностями учеников.
- Работа с одаренным ребятами также ведется в школе.
- Создаю планы для ребят временно отсутствующих по уважительным причинам.
- Занятия внеурочной деятельности по географии: например, «География в городе», «Как сберечь природные ресурсы»
Рекомендации и заключение.
Современное образование нуждается в переходе внимания учителя с учебной работы на продуктивную учебно-познавательную, трудовую, художественную и другую деятельность ученика. Культура должна побуждать человека на продуктивную работу, только в таком случае она выполнит функцию развития личности. Лучше овладеть культурой возможно при выполнении разнообразной работы, которая значима для человека. Подход деятельности к обучению поможет наделить теоретические педагогические задачи личностным смыслом работы человека.Список литературы
1. Агранович М. Л., Ермачкова Ю. В., Селиверстова И. В. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019: аналитический доклад. М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019
2. Асмолова, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысл. Пособие для учителя./А.Г. Асмолова.-М., 2011.-6с
3. www/iaim.ru/motivacia-uchebnoj-deyatelnosti//
4.Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004.
7.Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М., 1976. - 258с.
8.Инновационная деятельность в Российской Федерации: инф.-стат. мат. М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2016.