Технология деятельностного метода обучения –
педагогический инструмент формирования
метапредметного результата ФГОС
Кострова Людмила Михайловна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 319
Петродворцового района Санкт-Петербурга
В основе ФГОС НОО, лежит системно-деятельностный подход. Он предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент ФГОС НОО, где развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий (далее – УУД), познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.В соответствии с п. 9 ФГОС НОО УУД являются метапредметным результатом и формируются: средствами содержания каждого учебного предмета; средствами междисциплинарных учебных курсов (к примеру, средствами Программы формирования УУД на ступени НОО); средствами и содержанием внеурочной деятельности как одного из механизмов реализации ООП НОО.учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 319
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную сферу. В связи с переходом на ФГОС НОО серьёзные изменения коснулись начального общего образования. В результате начального общего образования у учащихся должны быть сформированы качественно новые образовательные результаты: желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности; математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего обучения.
Если еще несколько назад в педагогическом сообществе шли жаркие дискуссии о целях образования, то сегодня ФГОС второго поколения, выдвигает в качестве приоритетной задачи образования формирование у учащихся умения учиться. В условиях решения стратегических задач развития России «важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни».
Однако всегда ли мы понимаем смысл этих слов, а главное – владеем ли методами организации образовательного процесса, которые сделают эти высокие слова реальной практикой?
Перед педагогом начальной общеобразовательной школы, приступившим к реализации стандартов второго поколения, встает вопрос: «Как ему практически воплотить в жизнь идеи, о которых сотни лет назад говорили наши великие предшественники и которые сегодня стали жизненно необходимы каждому ребенку – научить его учиться?». А разве педагоги не делают это изо дня в день? Ученик выполняет задание учителя – он учится учиться? Многие скажут, что да. Но посмотрим внимательнее, чему он учится? Он учится точно выполнять предписания. А учиться, то есть «учить-себя» – значит, самому давать себе предписания! Этому-то как раз и не учится ученик в так называемой традиционной системе обучения. И значит, он не учится учиться. Чтобы управлять учебной деятельностью детей, а затем учить их самостоятельно управлять ею (то есть учить учиться), нужно, прежде всего, самому педагогу разобраться с тем, что представляет собой деятельность как явление жизни и понять, какова структура деятельности, какие бывают ее виды, как она развивается, в чем специфика и предназначение именно учебной деятельности. И только затем это знание конкретизировать для построения своего образовательного процесса, чтобы сделать его не случайным, а надежным, управляемым, качественным. «О развивающем обучении и воспитании, – писал В.В. Давыдов, – можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности»
Что значит «уметь учиться» – это значит хотеть и уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения или учебную деятельность. В процессе профессионального саморазвития учителя начальных классов изучали, что такое учебная деятельность, какова ее роль, какие есть средства и способы освоения новых умений, как следует взаимодействовать с ребенком, какова роль каждого в образовательном процессе. Учебную деятельность мы стали рассматривать как процесс самоизменения ребенка в совместной образовательной деятельности, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. Учебное действие является структурной единицей учебной деятельности; представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели (задания, учебного занятия).
Данный подход в стандартах второго поколения называется системно-деятельностным в силу того, что он является конкретизацией понятийной системы деятельности и методологической основой Стандарта.
В 2015 году наше общеобразовательное учреждение стало одной из региональных экспериментальных площадок, реализующих инновационные проекты по теме: «Введение ФГОС НОО в Санкт-Петербурге». Одной из отличительных особенностей школы является создание развивающей образовательной среды, которая позволяет максимально учитывать индивидуальные возможности, интересы и образовательные запросы каждого ребёнка. В рамках системно-деятельностного подхода мы используем технологии деятельностного типа, среди которых особое место занимает технология деятельностного метода обучения и соответствующая ей система дидактических принципов, требований к учебному содержанию и условий его использования на вариативной основе, что важно с точки зрения практической реализации концепции вариативности современного образования. В качестве схемы, описывающей работу по данной технологии, мы используем специально разработанный опорный сигнал, предложенный Л.Г. Петерсон, удобный для работы учителя.
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения.
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Включение в систему знаний и повторение.
- Рефлексия учебной деятельности.
- зафиксировав затруднение, надо сначала остановиться и подумать, а не продолжать что-то делать наобум;
- затем проанализировать, как ты выполнял свое действие, и в каком месте возникло затруднение (исследование – И);
- понять, по какой причине оно возникло (критика – К);
- поставить перед собой цель, устраняющую причину затруднения, а затем выбрать адекватный способ действий и построить проект (проект – П);
- реализовать построенный проект.
Поставив перед педагогическим коллективом учителей начальных классов гимназии вопрос: «Что значит научить ребенка учиться?», мы нашли ответ, основанный на методологичекских знаниях, который позволил сегодня построить эффективный педагогический инструментарий, о котором можно не только прочитать, но и посмотреть его в действии, в реальной работе учителей. Свою главную задачу сегодня мы видим в том, чтобы создать реальную возможность поэтапного освоения деятельностного метода обучения каждым учителем гимназии, с одной стороны, а с другой стороны – мотивировать развитие и совершенствование самого учителя. Ведь одной из его новых функций становится функция руководителя инициатора детского действия, которая требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передавать. Среди них на современном этапе развития образования ключевое значение имеет понимание самим педагогом того, что значит «уметь учиться».