Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование у учащихся познавательных
УУД на уроке в начальной школе

(из опыта работы)
Башкатова Оксана Сергеевна
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия- это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Под универсальными учебными действиями понимается:
  • умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, с одной стороны,
  • и, с другой стороны, совокупность способов действий ученика (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Актуальность формирования УУД для начального общего образования обусловлена, в первую очередь, в достижении успешности всеми учащимися.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) познавательные;
4) коммуникативные.
Подробнее хотелось бы остановиться на третьей группе-формировании – познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы в начальной школе.
Познавательные УУД включают в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.
В процессе формирования познавательных универсальных учебных действий, пожалуй, самое важное – научить младших школьников делать маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для «умственного прорыва». Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, может привести к личным победам в развитии ума.
Формированию познавательных УУД способствует применение различных образовательных технологий. Для меня это технологии деятельностного типа: проблемного диалога, продуктивного чтения, технология оценивания и применение групповой формы работы.
Каждый предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности, учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных УУД.
Учебные задания на уроках математики побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; обобщать и т.д.
Математика – предмет, в котором можно использовать «Свои примеры». Обучающиеся придумывают свои задачи, готовят примеры по новому материалу, предлагают идеи по дальнейшему применению полученной информации.
«Помощь учителю.» Преподаватель максимально использует обстоятельства, при которых дети могут оказать ему содействие. Например, педагог предлагает им добровольно разработать материал для последующего применения на уроках. К примеру, это могут быть задания к контрольной работе.
Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи. Наиболее элементарную группу составляют простые задачи. Например, у Маши 5 яблок, а у Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих? Затем идет работа с составными задачами, в которых само условие не определяет возможный ход решения. Например, у Маши 5 яблок, а у Пети на 1 яблоко меньше. Сколько всего у них яблок? В дальнейшем дети знакомятся с двумя видами построения модели задачи: в виде схемы и в виде таблицы, которые используют при решении задач.
Познавательные УУД на уроках математики, например, могут включать в себя: Тренировочные контрольные работы. Преподаватель проводит их обычным способом, однако оценки ставятся в журнал по желанию обучающихся.
Блицконтрольные. В течении 7-10 минут преподавателем проводится письменный опрос в быстром темпе. Таким образом, определяется уровень усвоения навыков, которые необходимы для последующей результативной работы. Сдаваться ответы могут учителю. Также эффективна в этом случае и самопроверка, когда педагог показывает или диктует правильные ответы. В таких блицконтрольных очень важно установить нормы, по которым будет происходить оценивание. К примеру, если из 7 заданий 6-7 верные, то оценка 5, если 4-5 правильные, то оценка 4 и т. д.
Опрос – итог. Ближе к окончанию урока преподаватель задает вопросы, которые побуждают к рефлексии. Формулирование вопросов могут осуществлять и сами дети.
В русском языке одной из часто применяемых техник считается прием повтора с контролем. Дети составляют вопросы по всей изученной теме. Одни обучающиеся задают вопросы, а другие отвечают. Можно провести конкурс на лучший перечень вопросов. К примеру, при изучении имен существительных дети задают вопросы:
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- Какие имена существительные характеризуют одушевленные предметы?
- Какое правило используется для написания имен собственных?
            Контроль.
На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте это модели построения предложения, затем звуковые модели слова, которые преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография».
Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса Литературное чтение. Учебники содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и установление причинно-следственных связей, сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и художественного). Умение обосновывать свои рассуждения вырабатывается благодаря типичным подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь, считаешь, полагаешь?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди словами из текста». На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция автора, читателя и рассказчика.
При изучении курса Окружающий мир развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас, карта, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать  объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в рисунках, в таблицах, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической в словесную и наоборот), кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.)
Таким образом, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности УУД. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»