Система оценки качества образовательных достижений
обучающихся в соответствии с ФГОС ООО
в ГБОУ СОШ № 152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
обучающихся в соответствии с ФГОС ООО
в ГБОУ СОШ № 152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Урусова Ирина Владимировна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель математики ГБОУ школа № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
учитель математики ГБОУ школа № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, образование играет важную роль в развитии страны и общества. В концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы для обеспечения условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала, должна быть сформирована «востребованная система оценки качества образования и образовательных результатов».
На региональном уровне необходимость развития системы оценки качества образования предусмотрена в государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» на 2015–2020 годы. Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В связи с этим возникла необходимость пересмотреть подходы к организации внутришкольного контроля и определить подходы к построению системы оценки качества образования.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров. Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.
Для повышения качества образования в образовательной организации должна быть создана система получения объективной информации об образовательных результатах в соответствии с образовательным стандартом, на основе которой будут приниматься управленческие решения.
Решение этой проблемы требует целенаправленных усилий по формированию системного подхода к оценке качества образовательных достижений обучающихся на уровне образовательного учреждения.
Чтобы оценить качество результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования необходимо осуществлять его контроль и оценку на протяжении всех этапов процесса обучения по всем группам образовательных результатов обучающихся (предметных, метапредметных и личностных).
Оценка качества образовательных достижений обучающихся в ГБОУ СОШ №152 Красногвардейского района Санкт-Петербурга представлена в таблице 1.
Процедура | Система оценки | Методические материалы, используемые для проведения оценки | |
Оценка предметных результатов | |||
Стартовая диагностика | Внутренняя | Процедура оценки готовности к обучению на данном уровне образования. Проводится в начале каждого учебного года в форме диагностической работы по русскому языку и математике администрацией школы во всех классах основного и среднего уровней образования, по английскому языку – в 5-7 классах, по обществознанию – в 7 классах, в 8-11 классах по тем предметам, которые обучающиеся собираются сдавать в ходе ГИА. Работы выступают как точка отсчета для оценки динамики образовательных достижений и с целью оценки готовности к изучению отдельных предметов (разделов). | |
Текущая оценка | Внутренняя | Различные виды проверочных работ (устные и письменные опросы, практические работы, творческие работы, индивидуальные и групповые формы, само- и взаимооценка, рефлексия и др.), которые проводятся непосредственно в учебное время для оценки уровня усвоения учебного материала. Проводится согласно рабочей программе учителя по предмету. | |
Тематическая оценка | Внутренняя | Различные виды проверочных работ, оценивающие уровень достижения планируемых результатов по предмету, зафиксированных в учебных методических комплектах, рекомендованных Министерством просвещения РФ. Проводится согласно рабочей программе учителя по предмету. | |
Промежуточная аттестация | Внутренняя | Тип испытания (письменный или устный), который позволяет оценить уровень усвоения обучающимися предметного курса, а также всего объема знаний, умений, навыков и способностей самостоятельного его использования. Проводится в конце каждой четверти и в конце учебного года по каждому изучаемому предмету. | |
Рубежная аттестация (административная, диагностическая) | Внутренняя | Различные виды административных контрольных работ (как письменных, так и устных), которые проводятся в учебное время для оценивания учебных достижений ученика по предмету. Проводится в середине и в конце каждого учебного года в тех же классах и по тем же предметам, что и в стартовой диагностике. | |
Итоговая аттестация | Внешняя | Государственная итоговая аттестация (ОГЭ, ЕГЭ) | |
Предметные олимпиады, научно – практические конференции, творческие конкурсы и т. д. | Внутренняя Внешняя |
Мониторинг, Портфолио |
|
Оценка метапредметных результатов | |||
Стартовая диагностика, промежуточная диагностика | Внешняя | Метапредметная диагностическая работа (2 раза в год) | |
Проектная деятельность | Внутренняя | Критерии оценки учебных проектов обучающихся | |
Наблюдение, фиксация данных, анализ, рефлексия (саморефлексия) | Внутренняя |
Листы самооценки, наблюдений |
В таблице представлены процедуры оценки образовательных достижений обучающихся согласно требованиям Стандарта, виды оценок и методические материалы, используемые в школе для проведения оценки образовательных достижений обучающихся.
В школе на должном уровне ведется контроль качества предметных достижений обучающихся в 5 – 11 классах.
Ежегодно, согласно плану внутришкольного контроля, с учетом внешних исследований качества образования разных уровней, администрацией осуществляется стартовая и рубежная аттестация. Циклограмма административных контрольных работ в 2019/2020 учебном году, согласно плану внутришкольного контроля, представлена в Приложении 1.
Для этих целей создан банк контрольно-измерительных материалов (КИМ) по всем предметам основного и среднего (полного) общего образования. КИМ содержат задания базового (проверяется владение предметными понятиями и способами действия), повышенного (проверяется умение применять знания в новых условиях) и высокого уровней сложности (проверяется системность знаний). Пример стартовой диагностической работы по математике в 6 классе представлен в Приложении 2.
Результаты заносятся проверяющими в сводную электронную многопользовательскую таблицу, созданную с помощью сервисов Google (рисунок 1), анализируются заместителями директора по учебно–воспитательной работе, рассматриваются на заседаниях методических объединениях учителей, классными руководителями информация доводится до сведения обучающихся и их родителей.
Рисунок 1 – Электронная многопользовательская таблица для учета индивидуальных достижений обучающихся
На основании полученных данных делаются выводы об уровне достижений предметных результатов; корректируются деятельность учителя для предупреждения неуспеваемости; ведется индивидуальная работа с обучающимися, получившими результат ниже базового.
Для оценки метапредметных результатов в школе в течение года каждый обучающийся 5–9 классов выполняет учебный проект по предмету. Критерии оценивания проектов разработаны педагогическим коллективом школы и утверждены соответствующим локальным актом.
Тематика проектов формулируется в рабочих программах по каждому учебному предмету. Заместителем директора по методической работе составляется сводная таблица предложенных тем. Таблица передается классным руководителям, которые знакомят обучающихся с возможными темами проектов, а также критериями их оценивания.
Обучающиеся самостоятельно выбирают проект из предложенных вариантов и приступают к работе над ним.
По завершению времени выполнения проекта обучающиеся представляют его для оценки учителю–предметнику. Учитель, в соответствии с разработанными критериями, оценивает проект по пятибалльной шкале, доводит информацию о результате до сведения обучающегося и заместителя директора по методической работе, который анализирует полученные по школе результаты.
Таким образом, в школе активно ведется работа в направлении системы оценки достижения планируемых результатов обучающихся.