Формирование ИКТ- компетенций учащихся в условиях реализации ФГОС
Омельянович Елена Владимировна,
учитель музыки, к.пед.н., школа-интернат № 2
Кировского района Санкт-Петербурга
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Поэтому формирование информационной компетенции – одна из главных задач образовательного процесса. Учитель должен обучать школьников разумной организации своей работы. Моя главная задача не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задания, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке и в жизни, развивают их индивидуальные особенности. учитель музыки, к.пед.н., школа-интернат № 2
Кировского района Санкт-Петербурга
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие «информационной компетентности» вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности.
Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата на уроке.
Урок музыки сегодня отвечает всем современным методическим и дидактическим требованиям, даёт наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. Компьютерные средства обучения:
- усиливают положительную мотивацию к обучению;
- активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке;
- формируют информационно-коммуникативную компетенцию учащихся; дают возможность учителю использовать большее количество различного дидактического и наглядного материала.
В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет учителю реализовать цели и задачи по формированию информационной компетентности воспитанников.
Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетентности:
Ø интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции поставленной задачи;
Ø перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее;
Ø проводить информационно-смысловой анализ текста;
Ø формулировать аргументированные выводы;
Ø использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности;
Ø структурировать информацию и представлять ее в различных формах.
Спектр информационных технологий достаточно широк:
Ø ребусы
Ø кроссворды
Ø загадки
Ø создание музыкальной галереи
Ø собирание паззлов, игра «Кто хочет стать милллионером», подготовка презентации, отгадай мелодию и другие.
Применение знаний.
Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков. Так учащиеся готовят
Øвидеоряд
Ø работают в различных информационных ресурсах- linoit.com, prezi.com и другие, предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков, и, соответственно применяют, используют информационные ресурсы –фабрика кроссвордов, popplet.com.
Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для творчества учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей воспитанников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей, выводящих к конкретному результату. Большинство воспитанников говорят о таких заданиях, что они доставляют им удовольствие.
Использование ИКТ технологий предполагает групповую и индивидуальную работу на уроке,
следовательно формируются следующие коммуникативные УУД:
1. Умение строить понятные для собеседника логические высказывания о произведение искусства в рамках учебного диалога;
2. Участвовать в обсуждении для принятия эффективных групповых решений;
3. Работать в группе, эффективно сотрудничать, способствуя продуктивной работе.
4. Адекватно использовать речевые средства для ответов на задания и представления мини-проекта.
5. Адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Индивидуальная работа с учениками при выборе творческого задания предусматривает дифференцированный подход, обращение к конкретному воспитаннику, знание его особенностей, слабых и, в первую очередь, сильных сторон. В этом суть: не заострять внимание на возможных недостатках, так как они и так постоянно подчёркиваются. Дифференцированные задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Для хорошо успевающих и одарённых школьников такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Дифференцированные задания решают и другую важную задачу.
Индивидуальные задания позволяют испытать чувство успеха тем школьникам, которые слабо учатся. Продуманная система проведения индивидуальной работы на уроке даёт возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развивать свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научить самостоятельному познанию. Применение информационнх технологий способствует решению таких метапредметных задач:
1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
2. выстраивать самостоятельный маршрут общения с искусством;
3. уметь находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
Формированию регулятивных УУД:
- Осуществлять целеполагание;
- Планировать индивидуальную и групповую деятельности;
4. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы (познавательная рефлексия).
5. Волевая само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Личностных УУД-
- Приобрести эмоционально-нравственный опыт восприятия окружающей жизни и её отражения в произведениях музыкального искусства;
3. Оценивать значение собственной деятельности.
Выполняя творческие задания с использованием ИКТ технологий проявляются интерес и наклонности учащихся, развиваются навыки, мотивы, чувства и такие черты характера, как дисциплинированность, выдержка и чувство ответственности.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». Интернет- журнал "Эйдос".
3. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. М., 2008.
Формирование ИКТ- компетенций учащихся на уроках музыки в условиях реализации ФГОС
Е.В. Омельянович
Учитель музыки, к.п.н.,
школа – интернат № 2
Кировского района СПб
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Поэтому формирование информационной компетенции – одна из главных задач образовательного процесса. Учитель должен обучать школьников разумной организации своей работы. Моя главная задача не только дать учащимся определенную сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, творчеству. Ведь интерес - это инструмент, побуждающий учеников к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности. Интерес к предмету вырабатывается тогда, когда учащимся понятно то, о чем говорит учитель, когда интересы по содержанию задания, которые побуждают ученика к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат делать выводы и обобщения, видеть перспективу применения полученных знаний на уроке и в жизни, развивают их индивидуальные особенности.
Информационная компетентность относится к числу основных целей образования, сформулированных в документах Правительства РФ. В понятие «информационной компетентности» вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности.
Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата на уроке.
Урок музыки сегодня отвечает всем современным методическим и дидактическим требованиям, даёт наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационные технологии. Компьютерные средства обучения:
- усиливают положительную мотивацию к обучению;
- активизируют познавательную деятельность учащихся на уроке;
- формируют информационно-коммуникативную компетенцию учащихся; дают возможность учителю использовать большее количество различного дидактического и наглядного материала.
В понятие информационно-коммуникативной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее.
Использование ИКТ в образовательном процессе позволяет повысить наглядность обучения и мотивацию к нему. Это позволяет учителю реализовать цели и задачи по формированию информационной компетентности воспитанников.
Умения, которыми должен овладеть учащийся в рамках информационной компетентности:
Ø интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать информацию с позиции поставленной задачи;
Ø перефразировать мысль, и по необходимости дополнять ее;
Ø проводить информационно-смысловой анализ текста;
Ø формулировать аргументированные выводы;
Ø использовать полученную информацию для успешного планирования и реализации собственной деятельности;
Ø структурировать информацию и представлять ее в различных формах.
Спектр информационных технологий достаточно широк:
Ø ребусы
Ø кроссворды
Ø загадки
Ø создание музыкальной галереи
Ø собирание паззлов, игра «Кто хочет стать милллионером», подготовка презентации, отгадай мелодию и другие.
Применение знаний.
Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков. Так учащиеся готовят
Øвидеоряд
Ø работают в различных информационных ресурсах- linoit.com, prezi.com и другие, предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков, и, соответственно применяют, используют информационные ресурсы –фабрика кроссвордов, popplet.com.
Создание проблемных ситуаций на уроке закладывает основу для творчества учащихся, способствует развитию индивидуальных способностей воспитанников, самостоятельное решение проблемы, поиск оптимальных путей, выводящих к конкретному результату. Большинство воспитанников говорят о таких заданиях, что они доставляют им удовольствие.
Использование ИКТ технологий предполагает групповую и индивидуальную работу на уроке,
следовательно формируются следующие коммуникативные УУД:
1. Умение строить понятные для собеседника логические высказывания о произведение искусства в рамках учебного диалога;
2. Участвовать в обсуждении для принятия эффективных групповых решений;
3. Работать в группе, эффективно сотрудничать, способствуя продуктивной работе.
4. Адекватно использовать речевые средства для ответов на задания и представления мини-проекта.
5. Адекватно оценивать правильность выполнения действий.
Индивидуальная работа с учениками при выборе творческого задания предусматривает дифференцированный подход, обращение к конкретному воспитаннику, знание его особенностей, слабых и, в первую очередь, сильных сторон. В этом суть: не заострять внимание на возможных недостатках, так как они и так постоянно подчёркиваются. Дифференцированные задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Для хорошо успевающих и одарённых школьников такие задания способствуют развитию их способностей, углублению их знаний. Дифференцированные задания решают и другую важную задачу.
Индивидуальные задания позволяют испытать чувство успеха тем школьникам, которые слабо учатся. Продуманная система проведения индивидуальной работы на уроке даёт возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развивать свои интересы до глубокой увлечённости, и тех и других научить самостоятельному познанию. Применение информационнх технологий способствует решению таких метапредметных задач:
1.Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;
2. выстраивать самостоятельный маршрут общения с искусством;
3. уметь находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников;
Формированию регулятивных УУД:
- Осуществлять целеполагание;
- Планировать индивидуальную и групповую деятельности;
4. Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы (познавательная рефлексия).
5. Волевая само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Личностных УУД-
- Приобрести эмоционально-нравственный опыт восприятия окружающей жизни и её отражения в произведениях музыкального искусства;
3. Оценивать значение собственной деятельности.
Выполняя творческие задания с использованием ИКТ технологий проявляются интерес и наклонности учащихся, развиваются навыки, мотивы, чувства и такие черты характера, как дисциплинированность, выдержка и чувство ответственности.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
2. Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». Интернет- журнал "Эйдос".
3. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования. М., 2008.