Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Особенности проведения учебного занятия в условиях реализации ФГОС нового поколения

 
Чарторижская Наталья Вадимовна,
 преподаватель ГБ ПОУ «Экономический колледж»
 
С введением стандарта нового поколения (ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт), на учебном занятии развивается потенциал учащихся, побуждая их к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
В современных условиях чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на занятии, и постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
К современному занятию теперь предъявляются следующие требования:
  1. преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  2. урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  3. преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  4. вывод делают сами учащиеся;
  5. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  6. время сбережение и здоровье сбережение;
  7. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся их настроение;
  8. умение демонстрировать методическое искусство преподавателя;
  9. планирование обратной связи;
  10. урок должен быть позитивным.
На учебном занятии необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
  1. свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  2. открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  3. деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  4. идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  5. обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию обучающегося к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
  • требований к результатам освоения основной образовательной программы;
  • требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы.
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ученик не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой обучающиеся с помощью преподавателя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед преподавателем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Литература:
1. Черных Е.И. Методические рекомендации для проведения анализа современного урока. Первое сентября, 2015.
2. Ибрагимов Г.И. Концепция современного урока. Школьные технологии, 2008.
3. Цыбасова В.И. Анализ и самоанализ урока. В., 2008.
4. Педагогическая энциклопедия. М., 2006.
5. Ермолаева М.Г. современный урок. Каро, 2005.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»