Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Внеурочный курс «Экспериментальная химия»:
элемент ФГОС или новый взгляд на химию,
понятную школьникам?

Ворсина Светлана Анатольевна
 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту  образовательное учреждение должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную. Согласно современным учебным планам внеурочная деятельность является одной из обязательных составных частей учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Получается, что в современных условиях внеурочная деятельность становится  немаловажным элементом реализации  ФГОС общего среднего образования.
  Внеурочная деятельность понимается преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время, которая работает на удовлетворение личных интересов ребенка.
   В тоже время внеурочная деятельность, так или иначе, всегда относится к тому или иному предметному блоку, поэтому довольно логичны и закономерны попытки через внеурочную деятельность формировать интерес ребёнка  к конкретному предмету, используя его природные склонности и любопытство к происходящему вокруг.
  В естественных науках простор для внеурочной работы очень велик. Программные требования, объём информации и количество учебных часов не всегда предполагают много практической и экспериментальной части, проводимой на уроках. А внеурочная деятельность позволяет раскрыть экспериментальный потенциал естественных наук, сделать их более яркими, наглядными, интересными и красочными для детей.
  Так, например, в рамках предметной области химии может быть разработан целый курс «Экспериментальная химия для учащихся средней школы», в котором можно приблизить обычные бытовые, хорошо понятные детям предметы к учебному предмету химия.
  Целью этого  курса является формирование у учащихся опыта химического творчества, который связан не только с содержанием деятельности, но и с особенностями личности  ребенка, его способностями к сотрудничеству, развитие общекультурной компетентности, представлений о роли естественнонаучных занятий в становлении цивилизации, познавательной активности и самостоятельности, положительной мотивации к обучению, опыта самореализации, коллективного взаимодействия, развитие интеллектуального и творческого потенциала  детей на основе формирования операционных способов умственных действий по решению теоретических и практических задач в области химии.
  Освоения учащимися курса внеурочной деятельности  должно привести к  целую набору предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметными результатами освоения являются:
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;
  • осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;  
  • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;
  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;
  • приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
  • умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;
  • овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.);
  • создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;
  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.
Метапредметными  результатами освоения программы являются:
  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;
  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Личностными результатами освоения курса являются:
  • воспитание российской гражданской идентичности: чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки  и общественной практики;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности.
  Реализация такого плана курса внеурочной деятельности может предполагать множество опытов и демонстраций (например,  “Вулкан” на столе,  “Зелёный огонь”,  Разноцветное пламя,  Вода зажигает бумагу)   во время первых занятий курса, а также  крупный ученический проект в конце курса.  
  Крупными модулями такого курса  может стать изучение «химии в быту», «химии в пище». Учащимся можно предлагать исследовать различные вещи, которые человек используем каждый день  и не задумывается  что это, из чего и почему оно обладает теми или иными свойствами. Изучение и исследования средства для мытья посуды,  жевательной резинки, чипсов или газированного лимонада может заставить детей совсем иначе посмотреть на всё то, что их окружает.
 Таким образом, внеурочная деятельность  может стать полем для экспериментальной и мини-проектной деятельности в рамках научной области химия, которая заинтересует учащихся средней школы и даст возможности  для нового педагогического творчества учителю-предметнику.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»