Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проблемы формирования коммуникативных качеств учащихся 5 - 6 классов

Бобровская Светлана Дмитриевна,
учитель ГБОУ гимназии №406
Пушкинского района Санкт-Петербурга
 
Проблемой в организации учебных занятий является снижение коммуникативной активности в средних классах. Школьники испытывают затруднения в коммуникативной деятельности. Многие уже сформированные коммуникативные умения не реализуются. Традиционные подходы к развитию коммуникативных умений в период сложного переходного возраста подростков малоэффективны. Возникает противоречие между необходимостью развития коммуникативных умений у детей среднего школьного возраста, с учётом изменившихся особенностей их межличностных взаимоотношений, и недостаточной разработанностью путей и способов развития их коммуникативных умений; между фактом коммуникативных затруднений подростков и недостаточной разработанностью методических приемов их преодоления.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
Коммуникативные действия обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способов взаимодействия);
- постановка вопросов (инициативное содружество в поиске и сборе информации);
- разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов решения конфликта, принятие решения и его реализация);
- управление поведением партнера (контроль, коррекция, оценка его действий);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование коммуникативных качеств в младшем и среднем школьном возрасте особенно чувствительно к внешним факторам, среди которых можно выделить основные:
1. Особенности семейной ситуации развития - эмоциональное принятие ребенка родителями, уважение его прав способствует формированию уверенности в своих силах. Неудовлетворенность собой, трудности в общении со сверстниками, сложности адаптации к среде могут своими корнями уходить в ранние отношения с родителями, характер семейного воспитания. Ребенок вырастая в семье без ощущения любви и тепла по отношению к себе, не испытывает уважения и к себе, и к другим людям тоже, становится агрессивным и эмоционально холодным, бесчувственным.
Если ребенок живет в семье в атмосфере тепла и любви, если его интересы становятся интересами родителей, если родители выступают в роли защитников, друга и советчика, то, будучи взрослым, ребенок проявит инициативу, активность, самостоятельность и доверие к людям. Дефекты семейного воспитания и несовершенство семейных отношений резко обозначилось в настоящее время, и они накладывают ряд отрицательных последствий на развитие коммуникативных качеств школьника и его взаимоотношений с людьми.
- Более миллиона детей стали бродягами (по статистике превосходится с послереволюционным временем).
- Возросло количество детских преступных группировок.
- Увеличилось количество неполных семей (мальчики, не имеющие опыта общения с отцом, сами не могут быть полноценными отцами).
- Многие дети не получают опыта семейных отношений, отношений с людьми вообще.
- Возрастающее сознание собственной неполноценности, ненужности делает детей уязвимыми и нервозными, агрессивными и депрессивными.
- Тормозится и падает нравственное развитие, усвоение нравственных норм и ценностей.
- Межличностные конфликты и изоляция от сверстников, взрослых.
- Психическое отклонение в рождении, развитии.
Такой букет дефектов семейного воспитания блокирует активность ребенка и наносит вред развитию его коммуникативных качеств.
2. Специфика взаимодействия с педагогом - только положительное отношение педагога к ребенку является важным условием формирования межличностных отношений ребенка к окружающим его одноклассникам и взрослым.
Роберт Бернс своими исследованиями доказал, что если способности ребенка и его отношения к учебе оценивать отрицательно – только негативно, то у ребенка формируется негативное отношение к себе, комплекс неполноценности, а он в свою, очередь провоцирует враждебные отношения к окружающим сверстникам и взрослым.
Педагогу необходимо фиксировать внимание ребенка на его успехах, достижениях, на положительных сторонах личности. Только тогда сохранится доверие к миру. Осознание собственной значимости, ценности, а это, в свою очередь, приведет к расцвету личности к повышению её творческих способностей. Только доброжелательные и доверительные отношения рождают заинтересованность и справедливость, активность и искренность. Дети ценят положительное отношение педагога и стараются сделать все для того, чтобы получить похвалу и поощрение. Только в такой среде возможно формирование и развитие полноценных коммуникативных качеств школьника.
3. Взаимодействие со сверстниками - наличие навыков межличностного общения, умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками, популярность в группе способствуют формированию общительности. Отношения школьника  со сверстниками носят более разнообразный, более сложный и содержательный характер. Ребенок находится в поиске просто товарища, близкого товарища или личного друга. Межличностное общение с товарищами приобретает очень большую ценность, снижая привлекательность общения с родными. Но в силу прямолинейности школьника 5-6 класса, если сверстник не становится другом, товарищем, то он переходит в разряд неприятеля для него, что является отрицательным фактором формирования личностных отношений школьника-подростка.
Потребность ребенка быть принятым, общаться с коллективом, группой является важной для развития личности. Отсутствие этого общения приводит к искажению социальной направленности личности и деградации её поведения.
Таким образом, межличностные отношения играют важнейшую роль в формировании коммуникативных качеств личности, что отражается в понятии “социализация личностей”. Социализация предполагает активное усвоение человеком культуры человеческих отношений, социальных норм общественного поведения. Потребность быть личностью - это потребность в самоутверждении, иметь право на собственное мнение, собственный поступок, свободное духовное развитие.
Коммуникативные качества отражают системный подход в изучении свойств личности необходимых для успешности общения. Система коммуникативных свойств личности понимается не как изначальная заданная, а как приобретаемая в реальных условиях совместной деятельности с другими людьми. Эти свойства выступают как внутренние резервы личности в специфических ситуациях общения, обеспечивающие эффективность ее деятельности в этих условиях.
В ряд коммуникативных способностей, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, а также удовлетворительное владение определенными нормами общения и «техникой» общения.
В трудах психологов Г. Гибша и М. Форверга, общение определяется как производимое проникновение индивидов в форме особой деятельности. А.А. Леонтьев также рассматривал общение как особую деятельность и дал наиболее полный анализ общения в связи с деятельностью. «Содержанием общения является не передача информации, а взаимодействие с другими людьми» - отмечал он. С точки зрения различных подходов полный анализ общения осуществлен в работах В.В. Рыжова. Он отметил появление в психологии нового принципа исследования общения, деятельности, психических явлений - принципа единства общения и деятельности. Или, по крайней мере, их глубокой взаимосвязи. Само общение, по его мнению, является при этом особой деятельностью сотрудничающих людей, направленное на создание целостной системы их совместной деятельности и сотрудничества.
Особенно большой вклад в разработку большого комплекса вопросов, относящихся к этой тематике, внес В.Н. Мясищев. Он стремился рассматривать общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга и воздействующих друг на друга. Ему принадлежит разработка программы дальнейших психологических исследований в общей психологии по проблеме общения и личности, в которой он поставил следующий ряд задач:
1) выяснение с общепсихологических позиций содержания, структуры, форм проявления у личности при ее реальном взаимодействии с людьми блока качеств, от которых зависит успешность общения;
2) роль других блоков свойств, в структуре личности, которые, сочетаясь с блоком коммуникативных черт личности, меняют ее характеристики и более или менее сильно сказываются на протекании процессов познания ею других людей, на особенностях эмоционального отклика.
Б.Г. Ананьев также показал важность учета общения среди других детерминант. «Общественные отношения создают тип личностных отношений общения. На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера». При анализе общения и личности, он указал на необходимость развертывания исследований характера, сопряжения деятельности общения с другими основными видами деятельности человека, чтобы формирование его личности шло с максимальным приближением к общественному идеалу.
В основном при исследовании особенностей личности при общении как отечественные, так и зарубежные психологи останавливались главным образом на изучении отдельных коммуникативных характеристик, что требовало четкого понимания природы и сущности общения в целом. Несмотря на широкое исследование проблемы коммуникации, в этой области до сих пор остается еще много дискуссионных вопросов. Ф. Дане насчитал около сотни его дефиниций и считал определение общения самостоятельной научной проблемой.
Таким образом, из приведенных данных видим, проблема развития общения и проблема развития коммуникативных качеств учащихся - одна из важных проблем для современной школы. Начинать воспитывать и развивать детей в этом направлении нужно уже с малых лет.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее развитию следует уделять пристальное внимание. Так как она влияет на учебную успешность учащихся. В образовательном процессе коммуникативная компетентность может рассматриваться не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Также следует отметить, что от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение неприятия, одиночества в классе и может провоцировать асоциальные формы поведения.
Учитывая разработки Ю.Н. Емельянова, И.А. Зимней, А.К. Марковой, Л.А. Петровской, Е.В. Сидоренко, А.В. Хуторского,  коммуникативную компетентность можно понять как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели и эмоционально благоприятному для участвующих сторон. В ее структуре исследователями были выделены следующие компоненты: когнитивный, ценностно-смысловой, личностный, эмоциональный и поведенческий.
Коммуникативные способности личности характеризуются умением легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремлением к расширению сферы общения, к участию в общественных или групповых мероприятиях, удовлетворяющих потребность людей в широком, интенсивном общении.
Современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. Компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Этому способствует и то, что в подавляющем большинстве семей ребенок не имеет сестер и братьев. Возникающий на этой почве коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования в общении собственных интересов и неумения учитывать содержательную линию поведения собеседника или игрового партнера. Возникает желание «подавить» программу поведения другого ребенка, разрешить коммуникативную проблему «силовым» способом.
Необходимо обучать школьников принципам, правилам общения, развивать коммуникативные способности. Принципиальный подход к решению данной проблемы был представлен в трудах Л.С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных способностей детей является одной из приоритетных задач школы, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных способностей субъектов общения.

 
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования.
  2. Аверченко Л.К., Андрюшина Т.В. и др., Психология и педагогика, Москва-Новосибирск, Инфра-М-НГАЭиУ, 2008
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л.С. Выготский - Вопросы психологии. –  1996. –  №6. - С.62-76.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт 1996. –  414 с.
  5. Выготский Л.С. Психологическое значение игры / Л.С. Выготский Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. –  М.: Педагогика-Пресс, 1996. –  536 с.
  6. Гринченко И. С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие : М.: «ЦГЛ», 2002. – 80 с.
  7. Давыдов В.В. Организация развивающего обучения в 5-9 классах средней школы. М.: ИНТОР, 1997. –  32 с.
  8. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.
  9. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2009.
  10. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. М.: Приор, 2002.
  11. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: книга для учителя, М.: Просвещение, 2003. –  серия Библиотека учителя. Математика.
  12. Зинченко С.И., Почему детям бывает трудно учиться. М.: Знание, 1984.
  13. Квитко Е.С. Методика обучения математике в 5-6 классах, ориентированная на формирование универсальных учебных действий. – Москва, 2014.
  14. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология: Пособие для студентов высших педагогических учебных  заведений/ И.А. Колесникова, Е. В.Титова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  15. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога: Пособие для студентов высших педагогических учебных  заведений/ И.А. Колесникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 336 с.
  16. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2008. – 368 с.
  17. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1981.
  18. Лукичева Е.Ю. ФГОС: обоснование содержания и итехнологий обучения (математика): учебное пособие/ Е.Ю. Лукичева. – СПб.: СПб АППО, 2015. – 108 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»