Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мотивация учебной деятельности в современной школе

Давлетшина Альбина Радамировна,
учитель ГБОУ школы № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга 
Сегодня современная школа с введением ФГОС перетерпела большие изменения.
От учителя требуют формирование у школьников мотивации, которая позволит ребенку осознанного подходить к учебному процессу.
Мотивация – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые повышают желание человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности.
Мотивация - это стремление делать что-то.
Мотивация возникает в результате взаимодействия сознательных и бессознательных факторов, таких как желание, ценность вознаграждения и ожидания индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя определенным образом.
Мотивация обучающихся – это одна из основных проблем современной школы, так как именно она отвечает за активное участие ученика в обучении, формирует его потребность в знаниях и способствует повышению качества образования в целом.
Формирование познавательной активности ребенка является ключевым источником развития мышления, приобретения знаний, необходимые для успешной жизни личности в последующей взрослой жизни. Кроме того, позитивная учебная мотивация играет важную роль в случаи недостаточно высоких способностей- известно, что детей с высоким уровнем развития познавательных процессов, на практике меньше, чем детей с низким развитием.
Ученики с низкой мотивацией, крайне негативно относятся к школе, на уроках занимаются посторонними делами, играми, материал слушают крайне плохо, не реагируют на замечание учителя.
Какие же приемы можно использовать для формирования мотивации учащихся? При изучении литературы связанной с проблемой развития учебной мотивации привело меня к выводу о том, что мотивация формируется в процессе самого учебного процесса. Изменение формы и содержания, очень сильно влияет на учебную мотивацию.
Разобравшись с тем, что такое мотивация, легко понять, какое значение она имеет в жизни ребенка и насколько важна для успешного обучения. Если ученик имеет слабую мотивации к учебе, то занятия он посещает с неохотой, лениться, выполняет задания спустя рукава. Еще хуже, отрицательная мотивация, когда ребенок стремиться всеми возможными способами избежать учебу (например, прогуливает, прикидывается больным).
Чтобы все это избежать, необходимо правильно замотивировать ребенка на учебу. А для этого важно знать, какие мотивы учебной деятельности существуют. Их можно разделить на три большие группы:
  1. Социальные. Этот мотив чаще направлен на какие-то идеалы и ценности: поступление в престижный ВУЗ, хорошая работа с достойным заработком, взаимодействие с обществом (школе у тебя будет много друзей «Все хотят дружить с успешными людьми!»).
  2. Познавательные. Это группа мотивов направлена на само знание: интерес вызывается как в процессе обучения (нестандартные задания, творческие задачи), так и при его конечном результате.
 Творческие. Здесь главным стимулом выступает возможность получения знаний/навыков/способов решения задач, которые могут пригодиться в любой деятельности человека.
Конечно, легче и эффективнее, когда ребенок самостоятельно выполняет домашнее задание, по своему собственному желанию.
Существует несколько способов, которые помогут замотивировать ребенка на выполнения учебной деятельности.
  1. Поощрения.
«Поощрение это метод внешнего активного стимулирования, побуждения воспитуемого к положительной, инициативной, творческой деятельности. Оно осуществляется с помощью общественного признания успехов, награждения, поочередного удовлетворения их духовных и материальных потребностей».
Поощрения могут быть разными все зависит от самого ребенка. Это может быть похвала, знаки отличия (грамоты, призы), хорошие отметки, маленькие подарки.
  1. Учеба – увлекательная игра
Часто, первоклассник не готов к обучению. Ему сложно адаптироваться в школе, долго выполнять одну и ту же работу, быть внимательным и прилежным. Помощь ребенку можно, для этого нужно обучение превратить в увлекательную игру. Например, при выполнение домашнего задания, нужно использовать не только учебный материал, но и красочные иллюстрации, различные игрушки. При изучении арифметики можно создать фигурки из цветной бумаги, использовать настоящие фрукты или овощи. В этом случае ребенку будет легче понять и выучить числа, и работать с ними ему будет гораздо интереснее.
  1. Учеба и реальная жизнь.
Дети более старшего возраста, часто сталкиваются с проблемой на фоне того, что они не понимают, как учеба связана с реальной жизнью. В этом случае необходимо показать, что полученные знания могут помочь им в дальнейшим, какой бы путь они не выбрали (в работе, в личной жизни т.д.).
  1. Поиск интересных тем
Любая деятельность будет выполняться с удовольствием, если к ней есть интерес. И обучение не является исключением. Чтобы заинтересовать ребенка любого возраста в обучении, необходимо:
  • Убедиться, что получаемая нагрузка ему по силам.
  • Понять, какие именно предметы ему интересны.
  • Ориентироваться на потребности ученика.
Таким образом, изменение системы образования в РФ, очень сильно затронуло учебную мотивацию. «Так как формирования положительной учебной мотивации учащихся приобретает особое значение как обязательное условие получения качественного образования, осознанного соотношения своих мотивов и целей, творческого развития личности, успешной взрослой жизни в будущем, а также как компенсирующий фактор в случае недостаточно высоких способностей учащихся. Становление учебных мотивов зависит от структуры учебной деятельности, в которую вовлечен подросток. В современной школе педагог должен быть мастером, чтобы без проблем для себя и обучающихся изменять формы и содержание учебной деятельности, оказывая положительное влияние на учебную мотивацию».

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»