Мотивация учебной деятельности в современной школе
Давлетшина Альбина Радамировна,
учитель ГБОУ школы № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
Сегодня современная школа с введением ФГОС перетерпела большие изменения.учитель ГБОУ школы № 558
Выборгского района Санкт-Петербурга
От учителя требуют формирование у школьников мотивации, которая позволит ребенку осознанного подходить к учебному процессу.
Мотивация – это совокупность внешних и внутренних факторов, которые повышают желание человека на поддержание интереса и посвящение его определенной деятельности.
Мотивация - это стремление делать что-то.
Мотивация возникает в результате взаимодействия сознательных и бессознательных факторов, таких как желание, ценность вознаграждения и ожидания индивида. Эти факторы и являются причинами, по которым человек ведет себя определенным образом.
Мотивация обучающихся – это одна из основных проблем современной школы, так как именно она отвечает за активное участие ученика в обучении, формирует его потребность в знаниях и способствует повышению качества образования в целом.
Формирование познавательной активности ребенка является ключевым источником развития мышления, приобретения знаний, необходимые для успешной жизни личности в последующей взрослой жизни. Кроме того, позитивная учебная мотивация играет важную роль в случаи недостаточно высоких способностей- известно, что детей с высоким уровнем развития познавательных процессов, на практике меньше, чем детей с низким развитием.
Ученики с низкой мотивацией, крайне негативно относятся к школе, на уроках занимаются посторонними делами, играми, материал слушают крайне плохо, не реагируют на замечание учителя.
Какие же приемы можно использовать для формирования мотивации учащихся? При изучении литературы связанной с проблемой развития учебной мотивации привело меня к выводу о том, что мотивация формируется в процессе самого учебного процесса. Изменение формы и содержания, очень сильно влияет на учебную мотивацию.
Разобравшись с тем, что такое мотивация, легко понять, какое значение она имеет в жизни ребенка и насколько важна для успешного обучения. Если ученик имеет слабую мотивации к учебе, то занятия он посещает с неохотой, лениться, выполняет задания спустя рукава. Еще хуже, отрицательная мотивация, когда ребенок стремиться всеми возможными способами избежать учебу (например, прогуливает, прикидывается больным).
Чтобы все это избежать, необходимо правильно замотивировать ребенка на учебу. А для этого важно знать, какие мотивы учебной деятельности существуют. Их можно разделить на три большие группы:
- Социальные. Этот мотив чаще направлен на какие-то идеалы и ценности: поступление в престижный ВУЗ, хорошая работа с достойным заработком, взаимодействие с обществом (школе у тебя будет много друзей «Все хотят дружить с успешными людьми!»).
- Познавательные. Это группа мотивов направлена на само знание: интерес вызывается как в процессе обучения (нестандартные задания, творческие задачи), так и при его конечном результате.
Конечно, легче и эффективнее, когда ребенок самостоятельно выполняет домашнее задание, по своему собственному желанию.
Существует несколько способов, которые помогут замотивировать ребенка на выполнения учебной деятельности.
- Поощрения.
Поощрения могут быть разными все зависит от самого ребенка. Это может быть похвала, знаки отличия (грамоты, призы), хорошие отметки, маленькие подарки.
- Учеба – увлекательная игра
- Учеба и реальная жизнь.
- Поиск интересных тем
- Убедиться, что получаемая нагрузка ему по силам.
- Понять, какие именно предметы ему интересны.
- Ориентироваться на потребности ученика.