Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие коммуникативных навыков кадет в учебно-воспитательной работе кадетского корпуса
 
Мищенко Михаил Семенович,
воспитатель, классный руководитель взвода кадет,
Санкт-Петербургский кадетский корпус
Министерства обороны Российской Федерации
 
Коммуникативная деятельность и общение – важная составляющая жизни человека. Коммуникация определяется как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.
Если говорить о школьном обучении (и обучении кадет в том числе), то коммуникативное развитие можно рассматривать с точки зрения умения ставить и решать коммуникативные речевые задачи, которые имеют цель, предмет, условия, средства и способ решения, продукт и результат.
Коммуникативная деятельность как форма взаимодействия между членами коллектива обеспечивает такие возможности сотрудничества как:
  • умение слышать, слушать и понимать партнера, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей;
  • способность брать на себя инициативу (деловое лидерство), оказывать поддержку друг другу;
  • умение распределять роли для обмена знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • умение правильно, с достаточной полнотой и точностью, выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
  • умение договариваться: аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
  • умение адекватно вести дискуссию;
  • способность взаимно контролировать действия друг друга, управлять поведением партнера, убеждать;
  • эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Владение коммуникативными навыками помогает также обучающимся на уроках или при самоподготовке с помощью правильной постановки вопросов добывать недостающую информацию. А при возникновении конфликтной ситуации – выявить, идентифицировать проблемы, найти и оценить альтернативный способ решения конфликта, принять решение.  
В основе развития УУД в основной школе лежит  системно-деятельностный подход. Он предполагает признание активной роли ребенка в обучении, что приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия воспитанника кадетского корпуса с преподавателем, воспитателем и одноклассниками. Это взаимодействие принимает характер сотрудничества.  Совместная деятельность (учебная и внеучебная) характеризуется умением каждого из участников ставить цели для совместной работы, определять способы выполнения заданий, средства контроля и самоконтроля, умением перестраивать деятельность в  зависимости от изменившихся условий, понимать и учитывать при выполнении задания позиции других участников. Навыки коммуникации при этом выходят на одну из первых позиций.
Развитие коммуникативных способностей невозможно без систематического использования парной, групповой и командной работы.
Чем они похожи и чем отличаются?
  1. Групповая работа.
Деятельность педагога (воспитателя) предполагает организацию совместного действия кадет как внутри одной группы, так и между группами: взрослый направляет воспитанников на совместное выполнение задания.
Во время работы обучающиеся в группах могут занимать следующие позиции:
  • руководитель, «режиссер» группы;
  • исполнитель;
  • эксперт, отслеживающий и оценивающий ход и результаты групповой работы;
  • наблюдатель за работой группы;
  • и т.д.
 «Минусы» групповой работы:
  • нагрузка может распределяться на участников не равномерно;
  • чаще всего работают 1-3 человека, остальные просто присутствуют;
  • есть возможность промолчать, отстраниться от совместной работы.
  1. Командная работа.
Данный вид деятельности отличается от предыдущего тем, что здесь нет ролей. Каждый участник имеет одинаковые права и обязанности. Успех одного означает успех всех.
Каждый участник должен высказать свое мнение, выступить перед другим (соседом справа, например), нет возможности «спрятаться», промолчать.
Командная работа предполагает равное участие, т.е. каждый имеет равное время (или количество выступлений) при обсуждении задания (проблемы).
При этом виде работы очевидное визуальное (в команде все друг друга видят) и аудиальное (в команде все друг друга слышат) взаимодействие.
Частным случаем как групповой, так и командной совместной деятельности является работа парами.
Педагоги и воспитатели Санкт-Петербургского кадетского корпуса используют в своей работе разные виды совместной деятельности, понимая, что любой из них при правильной организации ведет к развитию коммуникативных навыков. А значит, к успешному позиционированию себя как личности в современном обществе.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»