Профессиональное самоопределение учителя в контексте ФГОС
Курбатова Татьяна Николаевна
Образовательные стандарты первого поколения появились в рамках осуществления программы модернизации российского образования, предполагавшей, прежде всего, приведение в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны содержания образования и качества образовательного процесса. Государственный стандарт общего образования – нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально – техническому, учебно – лабораторному, информационно – методическому, кадровому обеспечению). Образовательные стандарты по учебному предмету включают:• цели изучения предмета
• обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному учебному предмету
• требования к уровню подготовки выпускников по данному предмету.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяла цели общего образования, как необходимость ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Структура целей изучения отдельных предметов построена с учетом необходимости всестороннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений (ключевые компетенции). Обязательный минимум содержания основных образовательных программ – это обобщенное содержание образования, которое каждое образовательное учреждение обязано предоставить обучающимся для обеспечения их конституционного права на получение общего образования. Обязательный минимум представлен в форме набора предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в основные образовательные программы на всех ступенях обучения. Он включает в себя основные ценности и достижения национальной и мировой культуры, фундаментальные научные идеи и факты, определяющие общие мировоззренческие позиции человека и обеспечивающие условия для социализации, интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, формирование их социальной и функциональной грамотности. Обязательный минимум обеспечивает преемственность ступеней общего образования и учебных предметов, расширяет вариативность подхода к изучению учебного материала за счет разноуровневого обучения. Требования к уровню подготовки выпускников – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Требования задаются в деятельностной форме (что в результате изучения данного учебного предмета учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и повседневной жизни). Они служат основой разработки контрольно–измерительных материалов для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений. Стандарты первого поколения были разработаны как переходные и предполагали при изменении требований к качеству образования в новом российском обществе разработку стандартов второго и последующих поколений. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов второго поколения. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий стали: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универсальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Итогом работы специалистов в области методологии образовательного процесса стали Программа развития универсальных учебных действий и Система типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий. Данные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга для оценки успешности личностного и познавательного развития детей в ходе учебной деятельности, а также могут быть использованы при разработке образовательных программ, создании учебников и Учебно-методических материалов. Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образовательного результата зависит от парадигмы образования, определяющей его главные цели. В отечественной педагогике глубоко разработана деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности. В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных – положена концепция структуры и динамики психологического возраста и теория задач развития. Это позволит реализовать системный подход и дифференцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для общего образования. Таким образом, при создании образовательных и предметных программ в основу должны быть положены условия успешного освоения следующих универсальных учебных действий:
• Личностных – смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;
• Регулятивных – целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
• Познавательных исследовательских действий (поиск информации, исследование); сложные формы опосредования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.
• Коммуникативных действий, направленных на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действий, направленных на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу на себя, разрешать конфликты); действий, обеспечивающих формирование личностной и познавательной рефлексии. По всем предметам в соответствии с новыми образовательными стандартами разработаны примерные программы основного общего образования (для полного общего образования программы находятся на стадии утверждения в связи с тем, что в Государственной думе продолжается обсуждение новых образовательных стандартов для средней школы). Структура этих программ имеет уже знакомый перечень элементов: пояснительную записку с требованиями к результатам обучения, содержание курса с перечнем разделов, примерное тематическое планирование с указанием минимального числа часов, отводимого на их изучение, с определением основных видов учебной деятельности, рекомендации по оснащению учебного процесса, а также примерную программу внеурочной предметной деятельности. Вот только в отличие от прежних программ цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном. Содержание учебных курсов строится на деятельностном подходе и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность как условие приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, становления ответственности как черты личности. Деятельностный подход к разработке содержания курсов позволяет решать в ходе их изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний научного, нравственного, эстетического характера по поводу взаимодействия человека с природой; уделять внимание ситуациям, когда учащийся должен различать универсальные и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Рекомендации по оснащению предметного кабинета включают в себя как традиционный набор учебно-методического, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, так и широкий спектр современных технических средств обучения (компьютер мультимедийный с выходом в Интернет, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, мультимедийный проектор, электронная доска и т.п.) А примерная программа внеурочной деятельности по учебному предмету помогает организовать эту работу не только интересно и продуманно, но и на новом интегративном уровне, что способствует повышению познавательного интереса учащихся к комплексу взаимосвязанных, а иногда и очень далеких друг от друга дисциплин. Я считаю, что ФГОС выводит современного ученика и учителя на новый уровень взаимодействия, который позволяет ученику наряду с основной исследовательской формой познания нового, использовать многообразные инновационные ЭОР совместно с учителем, с группой одноклассников-единомышленников, с группой единомышленников в сетевом информационном пространстве Интернет для исследования интересующей его темы в курсе изучаемого предмета. И учитель здесь не ментор и контролер, а помощник и консультант. Таким образом, можно работать над сложными программными темами, над вопросами, расширяющими научный и социальный кругозор детей, над новыми направлениями в науке и вне программной компетенции, определяя теоретически и практически направления обучения, сроки, этапы и формы отчетности. Работая много лет в школе, я видела, как достаточно быстро исчезает интерес к предмету у творческих детей с креативным подходом к точным наукам за рутиной отработки стандартных умений и навыков с основной массой учащихся в классе. Новый деятельностный подход позволяет не потерять этих детей, помочь им правильно определить свой жизненный путь.