Урок в соответствии с ФГОС. От теории к практике
Хапугина Полина Ивановна,
учитель естественного цикла
Ведущей организационной формой деятельности учителя является УРОК, под которым мы должны понимать системный процесс совместной деятельности учителя и ученика по достижению запрограммированного (запланированного) диагностируемого образовательного результата.учитель естественного цикла
В отличие от традиционного урока, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Как говорят «новое – хорошо забытое старое», так вот ещё Жан Жак Руссо говорил:
" Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель. Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл до определённой основы, вывел формулу, сформулировал тему урока".
В основе современного урока лежит технология системно-деятельностного подхода.
При разработке как Требований стандарта, так и документов, обеспечивающих его реализацию, должны быть заданы рамки не только для изучаемого учебного материала, но и основные способы учебных действий, посредством которых дети осваивают данный учебный материал.
Иными словами, наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», по мнению разработчиков, важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”
В данной статье хочу поговорить о таких элементах урока, как:
- объявление темы урока
- сообщение целей и задач
- Мотивационно – целеполагающий
2. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока -
- Деятельностный
2. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как:
• учебная дискуссия
• диалог
• видеообсуждение
• открытые вопросы
• мозговой штурм и т.д.
3. Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительную деятельность.
При подготовке к уроку по ФГОС конспект урока заменяем технологической картой (ТК).
ТК - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.(Приложение 1)
Параметрами могут быть этапы урока:
Цели урока, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Создание ТК позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса
- использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;
- освобождается время для творчества учителя;
- обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;
- снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.)
Попробуем перейти от теории к практике.
Предлагаю посмотреть некоторые из приёмов, используемые мной на уроке, а именно на этапе актуализации знаний, которые могут позволить организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли сами сформулировать тему урока, поставить необходимые задачи.
1. Для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что может объединять предметы, которые вы видите и звуки, которые слышите?»
Все высказывания учащихся записываются в тетрадь или маршрутный лист урока в виде кластера.
Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Учащимся могут предлагаться исторические справки, помогающие уточнить тему.
Например:
- Знания о земле накапливались многие тысячелетия.
- Караваны купцов, корабли мореплавателей уходили за горизонт навстречу неведомому.
- Недели, месяцы, годы плыли суда в неизвестность. Только океан да небо кругом! И вот, наконец, земля! Иногда — огромный материк.
Трудом отважных мореплавателей, путешественников и ученых постепенно создавалась картина современного мира.
По мере диалога, на доске и в тетрадь записывается тема урока:
«Как люди открывали землю».
Формируют цели урока:
- Познакомиться с основными этапами накопления знаний о Земле;
- Узнать имена путешественников и ученых;
- Рассмотреть маршруты важнейших путешествий;
- Познакомить с результатами и значением путешествий и научных открытий.
2. Для определения темы урока учащимся предлагается ответить на вопрос, после просмотра анимации.
После просмотра анимации, все высказывания учащихся записываются в тетрадь или маршрутный лист урока в виде таблицы
Использование приёма «Тонких и толстых вопросов»:
1. Что изображено на рисунке буквой А?
2. Что изображено буквой Б?
3. Что показано буквой В?
4. Что показано буквой Г?
5. Что наблюдаем при просмотре анимации?
6. О чём пойдет речь на уроке?
7. Какие движения совершает Земля?
После заполнения таблицы, формулируют тему и цели урока: «Движение Земли».
Формируют цели урока:
- Узнать виды движения земли
- Формы и размеры Земли;
- Значения движения
3. Для определения темы урока учащимся предлагается задание: «Вставь пропущенное слово».
«Химический элемент находится в III периоде, VIIА группе, его порядковый номер 17. Этот элемент ______. В атоме ______ находится 17 электронов и 17 протонов, на внешнем энергетическом уровне - 7 электронов. Из строения атома следует, что ______ - типичный неметалл.
Атом ______ образует простое вещество с формулой _____. Вещество _____ по физическим свойствам - газ жёлто-зелёного цвета, ядовитый. Химическими свойствами является способность активного окисления многих металлов и неметаллов, взаимодействие со сложными веществами. ______ и его соединения применяются для дезинфекции помещений».
Учащиеся делают вывод, что на уроке будет рассмотрена тема:
«Хлор: строение атома, его физические и химические свойства. Применение».
4. Для определения темы урока учащимся демонстрируются опыты.
После просмотра опытов учащиеся отвечают на вопрос учителя:
Что объединяет эти опыты?
Опыт №1. В одну колбу с раствором сульфата двухвалентной меди помещаем цинк, в другую - железо. Цинк и железо замещают медь в сульфате. На цинке медь выделяется в виде рыхлой бурой массы, на железных кнопках осадок меди более плотный, розового цвета.
Опыт №2. В раствор двухвалентного хлорида олова поместим цинковую пластинку. Через некоторое время пластинка покрывается красивым "пушистым" налетом олова.
Учащиеся формулируют ответ:
«Взаимодействие металлов с растворами солей».
О чём пойдёт речь на уроке?
«Химические свойства солей».
Данные приёмы могут быть использованы на любых предметах при постановке темы и целей урока. Попробуйте сами предложить приём, используемый на этапе актуализации знаний, который может позволить организовать деятельность учащихся так, чтобы они смогли сами сформулировать тему урока, поставить необходимые задачи.