Предметное обучение в начальной школе: за и против…
Кудряшёва Марина Геннадьевна,
кандидат педагогических наук, методист
ГБОУ школа №655 Приморского района Санкт-Петербурга
Внедрение предметного обучения на уровне начального общего образования - инновационный процесс, означающий обновление и изменение форм и способов обучения и воспитания для обеспечения эффективности образовательного процесса в соответствии с задачами, которые общество ставит перед системой образования. В нашей стране предметное обучение в начальной школе вводили неоднократно, в частности, в 60-70-е годы в связи с внедрением и апробацией системы обучения по Л.В.Занкову; в 90-е годы, когда активно развивались авторские школы; сегодня - для повышения качества образовательного процесса в рамках реализации ФГОС. Сегодня в условиях научно-технического прогресса знания быстро устаревают, поэтому особую важность на уроке приобретают универсальные учебные действия, которые позволяют обучающимся самостоятельно добывать знание, изменять его и применять сообразно условиям и обстоятельствам. Задача школы в целом и учителя в частности - так построить урок, чтобы ребенок мог не только воспринимать и воспроизводить информацию, а делать открытия, добывать знания самостоятельно. От учителя это требует гораздо более глубокого знания самого предмета, творческого подхода к проектированию каждого урока, способности к созданию ситуаций, в которых дети могли бы делать открытия. Одна из форм организации учебной деятельности в начальной школе, отвечающая сегодняшнему дню - предметное обучение.
Критерии сопоставления систем обучения |
Один класс-один учитель |
Один класс – несколько учителей- предметников |
Изменение требований к учителю в соответствии с ФГОС - множество компетентностей: - предметная - общепедагогическая - управленческая - профессионально-коммуникативная, - компетенция в сфере инновационной деятельности - рефлексивная - информационно-коммуникативная
|
Учитель испытывает:
эмоциональные и психологические трудности, происходит «отставание «профессиональной деятельности от требований ФГОС |
Учитель: - умеет составить целостную образовательную программу на уровень обучения по предмету; - владеет формами и методами сопровождающего (тьюторского) обучения; - умеет подготовить качественную характеристику образовательных изменений ученика; - способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности |
Результативность обучения («горизонтальный тематизм» - использование межпредметных связей) |
Учитель – «многостаночник» сложность формирования комплекса компетенций, потенциал межпредпметных связей используется не в полном объёме
|
- учитель – не «многостаночник», а мастер в «любимом» предмете · - «погружение» в предмет более ранняя предметная ориентации ребёнка - межпредметная интеграция систематизация содержания приводит к формированию целостной картины мира в сознании учащихся |
Проектно-исследовательская деятельность (развитие универсальных учебных действий – важнейшее требование ФГОС) |
Слабая предметная ориентация обучающихся низкая результативность участия детей школы в предметных конкурсах, олимпиадах, в проектно- исследовательской деятельности. |
- выявление и вовлечённостьбольшего количества мотивированных учащихся в проектно-исследовательскую деятельность, - продолжение работы с учеником во внеурочной деятельности
|
Проблема преемственности на школьном и личностном уровне |
В пятом классе ребенок переживает острый кризисный период, на подходе подростковый возраст. Попадает в непривычную среду, когда появляется много учителей, которые считают свой предмет главным и предъявляют высокие требования. Ребенок не выдерживает давления, резко падает интерес к учебе. |
- значительное снижение школьных, личностных трудностей при переходе в среднюю школу |
Система отношений «учитель-ученик», способствующая развитию УУД |
Ученик ограничен общением только с одним учителем
|
- новый характер взаимоотношений личности нескольких учителей и ученика более успешная социальная адаптация |
Субъективизм оценивания ученика сказывается на его учебной мотивации |
У ученика есть больше шансов проявить себя на одном предмете независимо от его успехов или неудач в другом. |
Однако, наряду с плюсами есть многие факты неудовлетворенности родителей опытом обучения их ребенка в такой форме. С чем в основном связаны их тревоги? Родители обращают внимание на то, что один учитель - это в первую очередь понятная система требований к ребенку и к семье, которая способствует адаптации ребенка к системе школьных правил, много учителей - разные требования, дети теряются и в результате не сразу понимают, чего от них хотят. Родителей беспокоит, что «приходящий» учитель не так заинтересован в ребенке и его успехах, как один по всем предметам учитель начальной школы, поскольку не знает особенностей детей и, следовательно, ограничен в возможности помочь ученику в случае затруднений. Родителям трудно получить своевременную обратную связь от всех педагогов, которые работают в классе - у всех разный график, приемные часы, в то время как с одним учителем поддерживать связь гораздо проще. Также мамы и папы беспокоятся о том, что каждый учитель, считая свой предмет основным, много задает на дом, не считаясь, что по другим предметам тоже много работы. Все эти сложности действительно есть, когда в школе по каким-либо причинам не соблюдают условия эффективной организации предметного обучения в начальной школе. Однако важно понимать, что существуют возрастные и индивидуальные особенности развития ребенка, которые также влияют на школьную успешность маленького ученика. Одному ребенку подходит инновационная форма предметного обучения, а другому будет комфортнее учиться с одной учительницей с менее интенсивной психологической нагрузкой. В условиях крупных образовательных комплексов сегодня (многочисленные параллели классов начальной школы) у родителей есть возможность выбора и формы обучения, и программы, и педагога (педагогов) начальной школы.
При подготовке статьи автором использованы собственные данные административного родительского и учительского мониторинга, проводившегося в нескольких образовательных комплексах г. Москвы, реализующих предметное обучение в начальной школе.