Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей детский оздоровительно-образовательный туристский
Центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег»
Принята на педагогическом «Утверждаю»
совете ЦГПВ Начальник ЦГПВ
_________________
Протокол № 1 от 3 сентября 2010 года.
Образовательная программа
«ЗАРНИЦА – ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ»
для учащихся 9 – 17 лет
3 года обучения
Авторы-составители программы: Уличев М.В., методист ЦГПВ
Санкт-Петербург
2010 год
Пояснительная записка
ЦГПВ
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, увеличение числа жертв от последствий чрезвычайных ситуаций требует более серьезной подготовки учащихся в данном направлении.
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 3 года обучения, но в случае необходимости может быть использована в течении более длительного срока. После прохождения трех летнего цикла педагог может дополнить программу, исходя из своего опыта, специализации, интересов и навыков детей.
Для реализации этих задач в образовательных учреждениях проводится специальный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Данная программа ориентирована на учащихся 4 – 11 классов с целью вовлечения их в детско-юношеские движения «Зарница» и «Школа безопасности» Санкт-Петербурга и России и является логическим продолжением школьных курсов: ОБЖ, физической культуры, истории, географии, биологии во внеурочное время.ЦГПВ
Программа состоит из 4-х разделов:
1. Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях;ЦГПВ
2. Автономное существование в природе;ЦГПВ
3. Оборонно-спортивная подготовка;ЦГПВ
4. «Во славу Отечества!» ЦГПВ
Содержание программы предусматривает теоретические занятия, практические занятия, походы, экскурсии, занятия в стрелковом тире и в воинской части, соревнования, конкурсы, викторины. Особое внимание уделяется вопросам автономного существования в природе.А также профориентирование учащихся в овладении навыками профессий данной направленности.
Цели и задачи программы:
— Воспитание у учащихся гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия;
— формирование морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей;
— формирование знаний и бережного отношения к традициям, культуре и истории Отечества;
— совершенствование практических навыков и умений учащихся в вопросах действий в чрезвычайных и экстремальных ситуациях, способности оказания первой медицинской помощи;
— подготовка к действиям в условиях автономного существования в природе;
— совершенствование знаний по правилам дорожного движения и мерам противопожарной безопасности;
— физическая закалка, укрепление здоровья.
Формы обучения
— теоретические занятия;
— практические занятия, походы;
— соревнования, конкурсы, викторины.
Методы обучения
- Информационно-рецептивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
Ожидаемый результат
Возможное поступление в ВУЗы данной направленности.
— готовность действовать в экстремальных ситуациях, в условиях автономного существования;
— психологическая и практическая подготовка учащихся для участия в соревнованиях.
Формы оценки результативности
— тестирование;
— соревнования, конкурсы;
— выполнение нормативов.
Учебно-тематический план
№ п/п |
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ |
1 год |
2 год |
3 год |
Всего |
1. |
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
53 |
53 |
52 |
158 |
2. |
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ПРИРОДЕ |
115 |
115 |
108 |
338 |
3. |
ОБОРОННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА |
38 |
38 |
46 |
122 |
4. |
«ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА!» |
10 |
10 |
10 |
30 |
ЦГПВВСЕГО:ЦГПВ |
216 |
216 |
216 |
648 |
1 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п |
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1. |
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
53 |
9 |
34 |
10 |
2. |
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ПРИРОДЕ |
115 |
30 |
81 |
4 |
3. |
ОБОРОННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА |
38 |
3 |
29 |
6 |
4. |
«ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА!» |
10 |
3 |
3 |
4 |
ЦГПВВСЕГО:ЦГПВ |
216 |
45 |
147 |
24 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Правила безопасного поведения человека в природеЦГПВ |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Основы медицинских знанийЦГПВ |
15 |
2 |
10 |
3 |
2.1 |
Природные лекарственные средства, ядовитые растения, грибы, первая помощь при укусах насекомых, змей |
1 |
1 |
- |
- |
2.2 |
Медицинская аптечка (минимальный набор предметов на случай вынужденной автономии) |
1 |
1 |
- |
- |
2.3 |
Виды ран и их обработка, кровотечения и способы их остановки, правила наложения жгута, техника наложения стерильных повязок. |
4 |
- |
4 |
- |
2.4 |
Переломы костей, растяжения связок, шины и способы их наложения, ушибы и их последствия, транспортировка человека |
4 |
- |
4 |
- |
2.5 |
Первая медицинская помощь при обморожениях и ожогах, первая медицинская помощь при солнечном ударе, первая медицинская помощь при утоплении |
2 |
- |
2 |
- |
2.6 |
Соревнования |
3 |
- |
- |
3 |
3. |
Гражданская оборонаЦГПВ |
16 |
2 |
12 |
2 |
3.1 |
Основы знаний по гражданской обороне |
1 |
1 |
- |
- |
3.2 |
Средства индивидуальной и коллективной защиты |
6 |
1 |
5 |
- |
3.3 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
4. |
Противопожарная безопасностьЦГПВ |
9 |
2 |
4 |
3 |
4.1 |
Правила пожарной безопасности в жилых зданиях, школах и детских учреждениях |
1 |
1 |
- |
- |
4.2 |
Применение первичных средств пожаротушения, пользование, устройство и принцип действия огнетушителя |
5 |
1 |
4 |
- |
4.3 |
Соревнования |
3 |
- |
- |
3 |
5. |
«Дорога без опасности»ЦГПВ |
12 |
2 |
8 |
2 |
5.1 |
Правила дорожного движения для пешехода, пассажиров |
1 |
1 |
- |
- |
5.2 |
Правила дорожного движения для водителя |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5.3 |
Жесты регулировщика, сигналы светофора |
2 |
- |
2 |
- |
5.4 |
Умение ездить на велосипеде, овладение фигурной ездой на велосипеде |
6 |
- |
6 |
- |
5.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
ВСЕГО: |
53 |
9 |
34 |
10 |
Раздел II
Автономное существование в природе
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Вынужденная смена климатогеографических условий |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Температурный режим, режим солнечного воздействия |
1 |
1 |
- |
- |
3. |
Режим времениЦГПВ |
1 |
1 |
- |
- |
4. |
Питание |
1 |
1 |
- |
- |
5. |
Питьевой режим |
1 |
1 |
- |
- |
6. |
Правила поведения при акклиматизации |
1 |
1 |
- |
- |
7. |
Возможные случаи автономного существования |
1 |
1 |
- |
- |
8. |
Правила поведения при попадании в ситуацию вынужденной автономии |
2 |
2 |
- |
- |
9. |
Сигналы бедствия |
1 |
1 |
- |
- |
10. |
Сигнальные средства |
1 |
1 |
- |
- |
11. |
Обеспечение пищей, выживание в условиях голодания |
1 |
1 |
- |
- |
12. |
Обеспечение водой и пути преодоления жажды |
1 |
1 |
- |
- |
13. |
Топографическая карта |
1 |
1 |
- |
- |
14. |
Топографические знаки |
2 |
2 |
- |
- |
15. |
Определение расстояний по карте |
4 |
1 |
3 |
- |
16. |
Определение сторон горизонтаЦГПВ |
4 |
1 |
3 |
- |
17. |
Движение по азимуту |
7 |
1 |
6 |
- |
18. |
Сооружение временного укрытия из подручных средств |
4 |
- |
4 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
19. |
Способы приготовления пищи |
5 |
1 |
4 |
- |
20. |
Передвижение в условиях пересеченной местности |
49 |
4 |
45 |
- |
21. |
Препятствия, преграды и их преодолениеЦГПВ |
18 |
2 |
16 |
- |
22. |
Групповое снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
23. |
Личное снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
24. |
Специальное снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
25. |
Правила хранения и эксплуатации снаряжения |
1 |
1 |
- |
- |
26. |
Соревнования |
4 |
- |
- |
4 |
ВСЕГО:ЦГПВ |
115 |
30 |
81 |
4 |
Раздел III
Оборонно-спортивная подготовка
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Прикладная физическая подготовка |
14 |
- |
12 |
2 |
1.1 |
ОФП (кросс, силовые упражнения) |
8 |
- |
8 |
- |
1.2 |
Единая полоса препятствий |
4 |
- |
4 |
- |
1.3 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
2. |
Основы стрельбыЦГПВ |
12 |
3 |
7 |
2 |
2.1 |
Основы теории стрельбы |
1 |
1 |
- |
- |
2.2 |
Правила поведения в тире, правила стрельбы и меры безопасности |
1 |
1 |
- |
- |
2.3 |
Устройство малокалиберной винтовки, пневматической винтовки |
1 |
1 |
- |
- |
2.4 |
Практическая стрельба |
7 |
- |
7 |
- |
2.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
3. |
Строевая подготовкаЦГПВ |
12 |
- |
10 |
2 |
3.1 |
Строевые приемы на месте |
2 |
- |
2 |
- |
3.2 |
Строевые приемы в движении |
4 |
- |
4 |
- |
3.3 |
Индивидуальная строевая подготовка |
2 |
- |
2 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3.4 |
Строевая песня |
2 |
- |
2 |
- |
3.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
ВСЕГО:ЦГПВ |
38 |
3 |
29 |
6 |
Раздел IV
«Во славу Отечества!»
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1. |
Страницы истории Отечества |
5 |
3 |
- |
2 |
2. |
Патриотическая песня, музыкально-литературная композиция |
5 |
- |
3 |
2 |
ВСЕГО:ЦГПВ |
10 |
3 |
3 |
4 |
2 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п |
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1. |
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
53 |
9 |
34 |
10 |
2. |
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ПРИРОДЕ |
115 |
34 |
77 |
4 |
3. |
ОБОРОННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА |
38 |
4 |
28 |
6 |
4. |
«ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА!» |
10 |
3 |
3 |
4 |
ЦГПВВСЕГО:ЦГПВ |
216 |
50 |
144 |
24 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
ЦГПВ
ЦГПВ
ЦГПВ
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
Соревно-вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Правила безопасного поведения человека в природе |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Основы медицинских знаний |
15 |
2 |
10 |
3 |
2.1 |
Природные лекарственные средства, ядовитые растения, грибы, первая помощь при укусах насекомых, змей |
1 |
1 |
- |
- |
2.2 |
Медицинская аптечка (минимальный набор предметов на случай вынужденной автономии) |
1 |
1 |
- |
- |
2.3 |
Переломы костей, вывихи, растяжения и разрыв связок, шины и способы их наложения, ушибы и их последствия, транспортировка человека |
4 |
- |
4 |
- |
2.4 |
Виды ран и их обработка, кровотечения и способы их остановки, правила наложения жгута, техника наложения стерильных повязок |
4 |
- |
4 |
- |
2.5 |
Первая медицинская помощь при обморожениях и ожогах, первая медицинская помощь при солнечном ударе, первая медицинская помощь при утоплении |
2 |
- |
2 |
- |
2.6 |
Соревнования |
3 |
- |
- |
3 |
3. |
Гражданская оборона ЦГПВ |
16 |
2 |
12 |
2 |
3.1 |
Основы знаний по гражданской обороне |
1 |
1 |
- |
- |
3.2 |
Средства индивидуальной и коллективной защиты |
6 |
1 |
5 |
- |
3.3 |
Работа с прибором радиационной разведки ДП‑5 Б |
2 |
- |
2 |
- |
3.4 |
Работа с роботом-тренажером «Максим». Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания |
5 |
- |
5 |
- |
3.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
4. |
Противопожарная безопасность |
9 |
2 |
4 |
3 |
4.1 |
Правила пожарной безопасности в жилых зданиях, школах и детских учреждениях |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4.2 |
Применение первичных средств пожаротушения, выполнение элементов пожарной эстафеты (проложение рукавной линии, преодоление препятствий, пользование, устройство и принцип действия огнетушителя) |
5 |
1 |
4 |
- |
4.3 |
Соревнования |
3 |
- |
- |
3 |
5. |
«Дорога без опасности»ЦГПВ |
12 |
2 |
8 |
2 |
5.1 |
Правила дорожного движения для пешехода, пассажиров |
1 |
1 |
- |
- |
5.2 |
Правила дорожного движения для водителя |
1 |
1 |
- |
- |
5.3 |
Жесты регулировщика, сигналы светофора |
2 |
- |
2 |
- |
5.4 |
Умение ездить на велосипеде, овладение фигурной ездой на велосипеде |
6 |
- |
6 |
- |
5.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
ВСЕГО:ЦГПВ |
53 |
9 |
34 |
10 |
Раздел II
Автономное существование в природе
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Вынужденная смена климатогеографических условий |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Температурный режим, режим солнечного воздействия |
1 |
1 |
- |
- |
3. |
Режим времени |
1 |
1 |
- |
- |
4. |
Питание |
1 |
1 |
- |
- |
5. |
Питьевой режимЦГПВ |
1 |
1 |
- |
- |
6. |
Правила поведения при акклиматизации |
1 |
1 |
- |
- |
7. |
Возможные случаи автономного существования |
1 |
1 |
- |
- |
8. |
Правила поведения при попадании в ситуацию вынужденной автономии |
2 |
2 |
- |
- |
9. |
Сигналы бедствия |
1 |
1 |
- |
- |
10. |
Сигнальные средства |
1 |
1 |
- |
- |
11. |
Обеспечение пищей, выживание в условиях голодания |
1 |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
12. |
Обеспечение водой и пути преодоления жажды |
1 |
1 |
- |
- |
13. |
Топографическая карта |
1 |
1 |
- |
- |
14. |
Топографические знаки |
2 |
2 |
- |
- |
15. |
Определение расстояний по карте |
4 |
1 |
3 |
- |
16. |
Прокладка маршрута по карте |
4 |
1 |
3 |
- |
17. |
Определение высоты и ширины объекта |
4 |
1 |
3 |
- |
18. |
Определение сторон горизонта |
4 |
1 |
3 |
- |
19. |
Движение по азимуту |
7 |
1 |
6 |
- |
20. |
Сооружение временного укрытия из подручных средств |
4 |
1 |
3 |
- |
21. |
Способы добычи огня |
3 |
1 |
2 |
- |
22. |
Способы приготовления пищи |
5 |
1 |
4 |
- |
23. |
Передвижение в условиях пересеченной местности |
43 |
4 |
37 |
- |
24. |
Препятствия, преграды и их преодоление |
15 |
2 |
13 |
- |
25. |
Групповое снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
26. |
Личное снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
27. |
Специальное снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
28. |
Правила хранения и эксплуатации снаряжения |
1 |
1 |
- |
- |
29. |
Соревнования |
4 |
- |
- |
4 |
ВСЕГО:ЦГПВ |
115 |
34 |
77 |
4 |
Раздел III
Оборонно-спортивная подготовка
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Прикладная физическая подготовкаЦГПВ |
10 |
- |
8 |
2 |
1.1 |
ОФП (кросс, силовые упражнения) |
8 |
- |
6 |
- |
1.2 |
Единая полоса препятствий |
4 |
- |
2 |
- |
1.3 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. |
Основы стрельбы |
12 |
2 |
8 |
2 |
2.2 |
Правила поведения в тире, правила стрельбы и меры безопасности |
1 |
1 |
- |
- |
2.3 |
Устройство малокалиберной винтовки, пневматической винтовки, АК-74. Неполная разборка-сборка АК-74, снаряжение магазина АКМ |
3 |
1 |
2 |
- |
2.4 |
Практическая стрельба |
6 |
- |
6 |
- |
2.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
3. |
Строевая подготовка |
12 |
- |
10 |
2 |
3.1 |
Строевые приемы на месте |
3 |
- |
3 |
- |
3.2 |
Строевые приемы в движении |
3 |
- |
3 |
- |
3.3 |
Индивидуальная строевая подготовка |
2 |
- |
2 |
- |
3.4 |
Строевая песня |
2 |
- |
2 |
- |
3.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
4. |
Средства связиЦГПВ |
4 |
2 |
2 |
- |
ВСЕГО: |
38 |
4 |
28 |
6 |
Раздел IV
«Во славу Отечества!»
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1. |
Страницы истории Отечества |
5 |
3 |
- |
2 |
2. |
Патриотическая песня, музыкально-литературная композиция |
5 |
- |
3 |
2 |
ВСЕГО: |
10 |
3 |
3 |
4 |
3 год обучения
Учебно-тематический план
№ п/п |
РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1. |
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ |
52 |
8 |
34 |
10 |
2. |
АВТОНОМНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ В ПРИРОДЕ |
108 |
27 |
77 |
4 |
3. |
ОБОРОННО-СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА |
46 |
4 |
36 |
6 |
4. |
«ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА!» |
10 |
3 |
3 |
4 |
ВСЕГО: |
216 |
42 |
150 |
24 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Правила безопасного поведения человека в природе |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Основы медицинских знаний |
14 |
1 |
10 |
3 |
2.1 |
Медицинская аптечка (минимальный набор предметов на случай вынужденной автономии) |
1 |
1 |
- |
- |
2.2 |
Переломы костей, ушибы и их последствия, вывихи, растяжения и разрыв связок, шины и способы их наложения, транспортировка человека |
4 |
- |
4 |
- |
2.3 |
Виды ран и их обработка, кровотечения и способы их остановки, правила наложения жгута, техника наложения стерильных повязок |
4 |
- |
4 |
- |
2.4 |
Первая медицинская помощь при обморожениях и ожогах, химические ожоги, первая медицинская помощь при солнечном ударе, первая медицинская помощь при утоплении |
2 |
- |
2 |
- |
2.5 |
Соревнования |
3 |
- |
- |
3 |
3. |
Гражданская оборона |
16 |
2 |
12 |
2 |
3.1 |
Основы знаний по гражданской обороне |
1 |
1 |
- |
- |
3.2 |
Средства индивидуальной и коллективной защиты |
6 |
1 |
5 |
- |
3.3 |
Работа с прибором радиационной разведки ДП‑5 Б |
2 |
- |
2 |
- |
3.4 |
Работа с роботом-тренажером «Максим» Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания |
5 |
- |
5 |
- |
3.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
4. |
Противопожарная безопасность |
9 |
2 |
4 |
3 |
4.1 |
Правила пожарной безопасности в жилых зданиях, школах и детских учреждениях |
1 |
1 |
- |
- |
4.2 |
Применение первичных средств пожаротушения, выполнение упражнений по пожарной эстафете (проложение рукавной линии, преодоление препятствий, пользование, устройство и принцип действия огнетушителя) |
5 |
1 |
4 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4.3 |
Соревнования |
3 |
- |
- |
3 |
5. |
«Дорога без опасности» |
12 |
2 |
8 |
2 |
5.1 |
Правила дорожного движения для пешехода, пассажиров |
1 |
1 |
- |
- |
5.2 |
Правила дорожного движения для водителя |
1 |
1 |
- |
- |
5.3 |
Жесты регулировщика, сигналы светофора |
2 |
- |
2 |
- |
5.4 |
Умение ездить на велосипеде, овладение фигурной ездой на велосипеде |
6 |
- |
6 |
- |
5.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
ВСЕГО: |
52 |
8 |
34 |
10 |
Раздел II
Автономное существование в природе
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Питание |
1 |
1 |
- |
- |
2. |
Питьевой режим |
1 |
1 |
- |
- |
3. |
Возможные случаи автономного существования |
1 |
1 |
- |
- |
4. |
Правила поведения при попадании в ситуацию вынужденной автономии |
2 |
2 |
- |
- |
5. |
Сигналы бедствия |
1 |
1 |
- |
- |
6. |
Сигнальные средства |
1 |
1 |
- |
- |
7. |
Обеспечение пищей, выживание в условиях голодания |
1 |
1 |
- |
- |
8. |
Обеспечение водой и пути преодоления жажды |
1 |
1 |
- |
- |
9. |
Определение расстояний по карте |
4 |
1 |
3 |
- |
10. |
Прокладка маршрута по карте |
4 |
1 |
3 |
- |
11. |
Определение высоты и ширины объекта |
4 |
1 |
3 |
- |
12. |
Определение сторон горизонта |
4 |
1 |
3 |
- |
13. |
Движение по азимуту |
7 |
1 |
6 |
- |
14. |
Сооружение временного укрытия из подручных средств |
4 |
1 |
3 |
- |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
15. |
Способы добычи огня |
3 |
1 |
2 |
- |
16. |
Способы приготовления пищи |
5 |
1 |
4 |
- |
17. |
Передвижение в условиях пересеченной местности |
42 |
4 |
38 |
- |
18. |
Препятствия, преграды и их преодоление |
14 |
2 |
12 |
- |
19. |
Групповое снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
20. |
Личное снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
21. |
Специальное снаряжение |
1 |
1 |
- |
- |
22. |
Правила хранения и эксплуатации снаряжения |
1 |
1 |
- |
- |
23. |
Соревнования |
4 |
- |
- |
4 |
ВСЕГО: |
108 |
27 |
77 |
4 |
Раздел III
Оборонно-спортивная подготовка
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Прикладная физическая подготовка |
15 |
- |
13 |
2 |
1.1 |
ОФП (кросс, силовые упражнения) |
10 |
- |
10 |
- |
1.2 |
Единая полоса препятствий |
3 |
- |
3 |
- |
1.3 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
2. |
Основы стрельбы |
15 |
2 |
11 |
2 |
2.1 |
Правила поведения в тире, правила стрельбы и меры безопасности |
1 |
1 |
- |
- |
2.2 |
Устройство малокалиберной винтовки, АКМ Неполная сборка разборка АК-74, снаряжение магазина АКМ |
4 |
1 |
3 |
- |
2.3 |
Практическая стрельба |
8 |
- |
8 |
- |
2.4 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
3. |
Строевая подготовка |
12 |
- |
10 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3.1 |
Строевые приемы на месте |
3 |
- |
3 |
- |
3.2 |
Строевые приемы в движении |
3 |
- |
3 |
- |
3.3 |
Индивидуальная строевая подготовка |
2 |
- |
2 |
- |
3.4 |
Строевая песня |
2 |
- |
2 |
- |
3.5 |
Соревнования |
2 |
- |
- |
2 |
4. |
Средства связи |
4 |
2 |
2 |
- |
ВСЕГО: |
46 |
4 |
36 |
6 |
Раздел IV
«Во славу Отечества!»
№ п/п |
ТЕМА |
Всего |
Теорети- ческие занятия |
Практи- ческие занятия |
Соревно- вания, конкурсы |
1. |
Страницы истории Отечества |
5 |
3 |
- |
2 |
2. |
Патриотическая песня, музыкально-литературная композиция |
5 |
- |
3 |
2 |
ВСЕГО: |
10 |
3 |
3 |
4 |
Материально — техническое оснащение:
1. Спортивные и топографические карты.
2. Атласы и планы.
3. Серия видеоматериалов «Зарница-Школа
4. безопасности»
5. Комплект специальногооборудования на 15 человек.
6. Учебные автоматы и пневматическое оружие.
7. Средства защиты органов дыхания и кожи.
8. Приборы РХН.
9. Макеты учебных автоматов Калашникова.
10. Пневматические винтовки.
11. Комплект специального оборудования
Методические наглядные пособия
1. Учебные плакаты.
2. .Комплекты методических разработок по направлениям подготовки.
3. Раздаточный материал по направлениям подготовки.
Список литературы для учащихся.
1. Н.В.Мазыкина «Вперед юноармейцы»М. Минобразование, 2002г.
2. ПрухаКарел «Военизированные игры на местности» М. ДОСААФ, 1979г
3. А.Г.Маслов, В.Н Латчук, ОБЖ, комплект учебников, М. Дрофа, 1999г.
4. А.Г.Маслов «Школа безопасности» .М.,ГИЦ, 2000г.
5. Цвилюк Г. «Школа безопасности».М.,Образование, 1997г.
6. Мишин Н.В. ОБЖ, комплект учебников, М. АСТ, 2000г.
7. Валягина Е.Т. Лекарственные растения России, СПб МП «Издатель», 1993г.
8. М.И. Гоголев «Основы медицинских знаний учащихся», М. !Просвещение», 1991 г.
9. О.Е. Шарова «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с пожарами»
Список литературы для педагога
1. Стемпиньская Я. Первая помощь при несчастных случаях», М.,ФИС, 1998 г.
2. Баленко СВ. «Школа выживания» 1992г.
3. Библиотечка по защите населения от "Часовник", М., Папирус, 1998г.
4. Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях среды» М., Мысль, 1980г.
5. Волович В.Г. «С природой один на один» М., Воениздат, 1989г.
6. ГостюшкинА.В. «Азбука выживания» М., Знание, 1996г.
7. ГостюшкинА.В Энциклопедия экстремальных ситуаций, М., Зеркало. 1994г
8. Анатолий Гостюшин «Энциклопедия экстремальных ситуаций», Издательство «Зеркало», М. 1994 г.
9. Трайнев В.А. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы., М.