Преемственность оценочной деятельности при переходе
из начальной школы в среднее звено
Бойцова Надежда Олеговна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 264
Санкт-Петербурга
При переходе на ФГОС проблема преемственности между начальной и средней школой приобретает все большую теоретическую и практическую значимость.
Перевод из младшего звена в среднее – переломный момент в жизни ребенка. Это интересный и сложный этап в судьбе школьника. Насколько он будет сложным, во многом зависит от учителей начальной и средней школы их согласованности в системе преподавания и оценивания.
Сегодня перед педагогами остро стоит вопрос о содержательной и методической концепции непрерывного образования. Преемственность между начальной и основной школой должна осуществляться как по содержанию обучения, так и по методам, приемам и организационным формам учебно-воспитательной работы и оценочной деятельности.
В связи с тем, что оценочную деятельность можно назвать молодой в сравнении с другими видами деятельности, хотелось бы рассказать о преемственность оценочной деятельности при переходе их начальной школы в среднее звено в нашей школе.
Оценочная деятельность включает в себя:
1. Критериальность. Важно, чтобы каждый ученик понимал, по какому принципу он получает ту или иную отметку.
В нашей школе, по завершению начального звена, дети уже умеют оценивать свою деятельность с помощью критерий (цветовой гаммы, слайдов), но сталкиваются с проблемой того, что модель оценивания по всем предметам в среднем звене иная и сложнее. Если раньше дети использовали в основном цветовую гамму, то в среднем звене - цвет меняется на знак, и появляется персональный лист достижений. Ученик фиксирует каждое свое оценивание по предмету в данный лист, для того, чтобы по завершению четверти получить возможность научиться объективно, выставлять себе отметку, сравнивать ее с отметкой учителя. Видеть свои «пробелы» в знаниях для дальнейшей их ликвидации.
2. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В нашей школе учителя-предметники, взяв в этом году параллель 5-х классов, обучающихся по новым стандартам, заметили, что большинство учащихся при выборе уровня сложности берут – базовый уровень. И связано это не с тем, что ученик не может выполнить повышенный уровень, а с тем, что у школьника снижена мотивация. Для учителей стало проблематично донести до детей, что для успешной сдачи в дальнейшем выпускных экзаменов необходимо выполнять работы повышенного уровня. Что каждый человек учиться для себя! И каждый сам несет ответственность за выбор своего уровня знаний! Но как сделать так, чтобы быть образованным в наше время - стало модным?
Споры между учителями начальной школы и средней ведутся очень давно, но не приводят к положительному разрешению проблемы. Я твёрдо уверена, что нужно, просто, во главу угла поставить ребёнка (не только его успеваемость, а его здоровье, успешность, личностный рост и т.д) и вместе находить пути решения. Ведь очень часто решения самых сложных задач оказываются на поверхности, а мы их не замечаем, рассуждая, кто из нас все-таки прав!