Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

О профилактике неврозов у учителей

Чернова Ирина Николаевна,
директор, ГБОУ школа 494
Выборгского района Санкт-Петербурга
 «Профессиональное самосовершенствование – основа педагогического мастерства» - такой слоган размещён на главной странице сайта СПб АППО и с этим невозможно не согласиться. 
В официальной отчетности органов здравоохранения нет данных о распространенности неврозов как у детей, так и в общей массе населения, поэтому точные сведения о частоте данной патологии отсутствуют. Об этом можно лишь косвенно судить по результатам отдельных статистических исследований, опросу родителей, воспитателей, педагогов. Эти сведения с определенной степенью достоверности указывают, что у 30% учителей низкая эмоциональная устойчивость; ​ 50% учителей – невротики; ​ 10% учителей должны лечиться от невроза, но они работают в школе (Если в коллективе 10-12% невротиков – он нестабилен и конфликтен); 73,6 % опрошенных учителей отмечали у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявлявшиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости, трудности регуляции эмо­ционального состояния, снижении памяти, внимания, снижении умственной и физической работоспособности, интеллектуальных функций в целом. Различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,2 % учителей; 2/3 пе­дагогов (66,9 %) предъявляют жалобы на частые головные боли, у 40,1 % регистрируется стойкое или периодическое повышение артериального давления; более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом возраст вносит коррективы в этот процесс. Так, учителя в возрасте 31–40 лет остро ощущают чувство неудовлетворенности, часто жалуются на усталость. Самая высокая постоянная тревожность наблюдается в возрасте 50 лет и старше. Педагоги более высокой возрастной категории испытывают большую нервно-психи­ческую, эмоциональную усталость, вызванную коммуникативными перегрузками, чем их более молодые коллеги. Так, среди учителей со стажем до 3-х лет от перегрузок страдают 8,3 %, а со стажем более 18 лет – в три раза больше (24,2 %). Нарушения в нервно-психическом здоровье имеют: - после 10-ти лет работы более 35% педагогов; - после 15-ти лет стажа – 40 %; - после 20-ти лет – более 50 % педагогов  (Р. М. Хусаинова (2006 г).
Влияние психологического здоровья учителя на профессиональную деятельность обусловлено тем, что у невротизированной личности здоровое стремление к самоактуализации, в т.ч.профессиональной, замещается всепоглощающим стремлением к безопасности и снижению тревоги через удовлетворение невротических потребностей, продуцируемых отчуждённым и нереальным идеальным Я; гибкое свободное общение и коммуникация в зависимости от ситуации и обстоятельств замещается компульсивным реагированием. Это приводит к тому, что большая часть энергии затрачивается на удовлетворение невыполнимых, эгоцентрических потребностей; межличностные связи и отношения становятся искусственными и отчуждёнными от личности партнёров, имитируют внешнюю сторону взаимодействия и, как следствие, не приносят ни  удовлетворения ни результата ни одной из сторон.
Административные усилия по профилактике неврозов - создание для учителей групп спортивно-оздоровительной направленности, кабинетов психологической разгрузки, наличие школьных психологов и Центров, готовых оказать помощь учителю, оказываются малоэффективными в силу различных причин: большой занятости учителя, настороженного отношения в обществе к психологам и т.д., при этом многие учителя интересуются психологическими знаниями, психопрофилактикой и психогигиеной.
Учителя критически оценивают состояние своего здоровья и хотели бы его улучшать: по результатам исследования ценностных ориентаций современного учителя по методике Рокича ценность «Здоровье» устойчиво занимает одно из первых мест.
По мнению ряда аналитиков одним из средств улучшения психологического здоровья и психопрофилактики является  самоанализ. У самоанализа есть различные недостатки более или менее серьёзного характера, например, необходимость определённых психологических знаний, однако кроме недостатков у самоанализа есть много других факторов, которые делают его весьма желательным, например, его можно проводить в удобное время без ограничения продолжительности; самоанализ не требует делиться с кем-либо глубоко личной информацией и т.д.
По мнению Р.Мэя, чтобы получать удовлетворение от деятельности, быть эффективным и творческим учитель, консультант, социальный работник в первую очередь  должен осознать, понять механизм невротического паттерна, таящегося в его собственной личности, т.к. осознание – важный шаг к саморегуляции.
Целью данной статьи является не представление исчерпывающей технологии работы учителя над собой, а набросок первых шагов, которые могут быть предприняты.
Первым шагом в такой работе может стать самоанализ ситуаций, вызвавших напряжённость, тревогу, беспокойство для выявления невротических наклонностей и потребностей.
Первый вопрос, который полезно задать себе – это какая потребность,        ценность была фрустрирована в данной ситуации. 
Человек с невротическим стремлением к власти, полному и безусловному управлению ситуацией будет испытывать сильное раздражение и враждебность, когда что-то выходит из под его контроля, кто-то не приходит в назначенное им время или не выполняет немедленно его просьбу; человек с навязчивым представлением о собственном совершенстве не переносит никаких критических замечаний, даже сделанных из самых лучших побуждений, испытывает панику, совершив какую либо ошибку; человек с навязчивым стремлением к неограниченной свободе пугается перспективы установления любых отношений, будь то предложение о сотрудничестве, совместной работе или предложение о дружбе Вконтакте. Вообще любая потребность из нормальной может превратиться в невротическую под влиянием, например, событий детства, семейных или профессиональных обстоятельств и т.д. Для первичной ориентации в человеческих потребностях вообще и определения актуализированных собственных потребностей и наклонностей можно познакомиться с перечнем потребностей по Г.Мюррею; К.Хорни выделяет 10 таких потребностей: в любви и одобрении, в руководящем партнёре, в ограничениях и правилах, во власти, в эксплуатировании других, в общественном признании, в восхищении, в успехе, в самодостаточности и независимости,  в безупречности.
Признаком фрустрации невротической наклонности является чрезмерная реакция тревоги, раздражения, враждебности; несоразмерность ситуации того раздражения, которое возникает, когда наше поведение или поведение других не соответствует ожиданиям; те реакции, которые поражают своей несоразмерностью и несообразностью происходящему; такие реакции особенно полезны для самоанализа. Для снижения разрушительного потенциала невротических наклонностей при возникновении таких реакций целесообразно попробовать понять подоплёку и источники переживаний; например, задать себе вопросы: «Что я ожидал? Почему я ожидал именно этого? Насколько оправданы мои ожидания? Насколько оправдана моя реакция?»; например, учитель с компульсивным невротическим стремлением к власти, полному и безусловному управлению ситуацией будет испытывать сильное раздражение и враждебность, когда кто-то из учеников немедленно не выполняет его инструкции, хотя хорошо понимает, что дети различаются по темпераменту, внимательности, могут себя плохо чувствовать и т.д. Отличительными особенностями невротической наклонности является пренебрежение реальностью и несоразмерность реакции.
Подтверждением невротического характера требования или ожидания может служить ответ себе на вопросы: «Могу ли я вспомнить ситуации, когда моё раздражение было также связано с фрустрацией этой же потребности или ожидания? Насколько реакция была оправдана и к чему это привело?» Если человек нуждается в любви, то он должен получать ее от друга и врага, от работодателя и кондуктора и если он её не получает, то испытывает тревогу, раздражение. Такое отсутствие избирательности часто очевидно для других, но сам человек может и не подозревать о нем. Невротическую наклонность обычно замечают, когда она не совпадает с общепринятыми нормами поведения или повторяется в различных ситуациях в течение короткого периода времени. Важным признаком формирования навязчивой потребности является наличие подобной ситуации в детстве, семейных отношениях и, вообще, разнообразие ситуаций, в которых она проявлялась.
Невротической наклонности не свойственна избирательность целей.
Иногда ожидают, что как только обнаружишь и поймёшь свои навязчивые наклонности, то тут же от них избавишься.  Приводит к разочарованию, если власть, которую эти наклонности имеют, сохраняется и едва ли становится слабее. Правда, такие надежды не являются совершенно фантастическими: при легких неврозах невротическая наклонность, будучи распознанной, может и в самом деле исчезнуть.
В целом можно сказать, что невротические потребности и неврозы тесно связаны с отчуждением идеального образа Я от самого человека, реального, живого Я; компульсивной реализацией  того, что в православии называется гордыней.
В заключение приведу слова выдающегося современного психолога Р.Мэя – «Мы можем надеяться, что конструктивная форма психологического анализа в будущем станет неотъемлемой частью обучения учителей, социальных работников и будет способствовать высвобождению их жизненных сил для раскрытия творческого потенциала».
Литература:
1.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, Независимая фирма "Класс", 1994.
2.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.1986.
3.Хорни К. Самоанализ. — М. : Академический проект, 2009.
4.Хусаинова Р.М.Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Казань – 2006

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»