Режим работы учреждения может быть режимом функционирования или режимом развития.
Режим функционирования предполагает постоянное поддержание всех направлений деятельности на уровне «не хуже предыдущего». Для учреждения, работающего в режиме функционирования не свойственно разрабатывать и реализовывать новые направления работы. Понятно, что в современных условиях такой режим работы практически невозможен. Учитывая быстро меняющиеся условия жизни, образовательные учреждения вынуждены постоянно следить за изменениями в социально-экономической жизни, проектировать изменения всех направлений деятельности образовательного учреждения.
Режим развития предполагает, что каждый шаг в работе учреждения анализируется и по итогам этого анализа ведется дальнейшая работа, которая предполагает постоянное развитие.
Анализ деятельности – функция управления школой, направленная на изучение состояния и тенденций развития, объективную оценку образовательных результатов и выработку на его основе рекомендаций по упорядочению системы, ее оптимизации или переходу ее на более высокий качественный уровень.
В педагогическом коллективе образовательного учреждения, избравшего режим развития, идет постоянный анализ деятельности и на основе его результатов, на основе постоянного общения, получения новой информации, проводится диагностика текущего состояния дел.
Педагогический анализ решает не только технические задачи, но способствует развитию каждого учителя в отдельности. Правильно организованный педагогический анализ влияет на уровень преподавания, а следовательно, на качество образования. Педагогический анализ является одним из методов контроля, где в результате наблюдения оценивается деятельность всех участников образовательного процесса.
Эффективность педагогического анализа будет зависеть от целенаправленности, объективности, массовости, систематичности. Поддержание мониторинга педагогического анализа прямо повлияет на его результативность, даст коллективу знание о разных сторонах деятельности школы.
Содержание педагогического анализа:
-изучение хода и состояния наиболее важных сторон образовательного процесса;
-изучение итоговых показателей диагностических работ учащихся;
-изучение работы учителей;
-изучение работы методических объединений;
-изучение работы творческих групп учителей;
-и т.п.
Предмет педагогического анализа:
- Урок
-изучение деятельности учителей по разным направлениям их деятельности (повышению своего научного, профессионального, технологического, методического, культурного уровня);
-качество преподавания;
-качество организации образовательного процесса;
-качество предметных, надпредметных, метапредметных знаний и умений чащихся;
-и т.п.
По итогам анализа выдаются рекомендации, готовятся материалы для открытого годового отчета работы образовательного учреждения, материалы для работы с родителями и т.д.
Педагогический анализ может быть тематическим, текущим (оперативным) и итоговым.
--
-.
Педагогический анализ проводится по схме:
- определение объекта анализа:
- определение его цели;
- формирование рабочей гипотезы, плана;
- организация сбора информации;
- выявление факторов, влияющих на объект анализа, установления причин вызванных этими факторами;
- обобщение материалов тематического анализа, формулировка выводов и предложений:
- Оформление результатов (в материалах аналитического отчета обязательно должны быть ответы на вопросы Кто, Что. Когда, Где, Как и Почему).
Итоговый анализ – оценка качества образовательного процесса четверть, триместр, год.
Цель - оценить деятельность школы и выработать а основе выводов рекомендации по совершенствованию дальнейшей работы.
- построение блока целей следующего учебного года.
Содержание: направлено на систематизацию оперативного и тематического видов анализа, оформление полученных данных в виде таблиц, диаграмм, графиков, качественных характеристик на основе школьной документации,
Содержание итогового анализа:
· оценка качества преподавания;
· оценка качества обученности;
· оценка способностей, познавательных интересов учащихся;
· оценка уровня воспитанности;
· оценка эффективности взаимодействия учеников с социумом;
· оценка взаимодействия с родителями:
· и т.д.
·
Текущий или оперативный анализ направлен на сбор информации о состоянии образовательного процесса (за день, за неделю, за месяц, по определенному предмету тоже за определенный промежуток времени). Такой анализ строится на посещении уроков, внеклассных мероприятий, проведения тестирования, интервью, бесед с учителями, родителями, учащимися.
Текущий контроль включает:
-оценку работы учащихся
-выявление отклонения от изучения стандарта;
-установление причин отклонения от государственного стандарта.
Результаты текущего контроля фиксируются в справках, докладных, служебных записках, в отдельных случаях в уведомлениях.
Предполагается, что результатом текущего контроля будет оперативная реакция администрации по качественному улучшению дел, вынесение организационных выводов.
Для тех, кто проводит педагогический анализ полезно в конце каждого этапа ответить на вопросы:
• Что происходило?
• Что было сделано нового?
• Как это новое можно применить в будущем?
• Какие обучающие моменты анализа можно выделить и применять в следующих работах?
• Что мне помогало, что мешало в этом процессе анализа?
• Какие явные недостатки в организации работы я вижу?
• Какой можно сделать для интенсификации педагогического анализа?
• Что было важным, существенным для меня? (Проблема, открытие, неожиданная ситуация).
• Какие решения мне необходимо принять по этому поводу?
Кого я могу обучить приемам педагогического анализа?
Педагогический анализ – это системный подход к изучению образовательного процесса, контролю его качества, соблюдению государственных стандартов
—Г