ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ
ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ
Документация педагога-психолога должна:
1. Основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ (Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования (приказ № 636 от 22.10.99), типовое Положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (приказ № 2210 от 24.08.98), О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо № 27/901-6 от 27.03.2000, инструктивное письмо органов управления образованием субъектов РФ № 3 от 01.03.99 об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения).
2. Охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности.
3. Отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения, быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности.
4. Отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки.
5. Ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье.
6. Обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии.
7. Быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
к инструктивному письму от 01.03.99 №3
«Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов»
Педагоги-психологи, работающие в образовательном учреждении, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи, ведут учет проводимой работы по следующим формам:
1. План работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма № 1).
2. Заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 2).
3. Журнал консультаций психолога (Форма № 3).
4. Журнал учета групповых форм работы (Форма № 4).
5. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы № 5, 5А, 5Б, 5В).
6. Программа работы педагога-психолога с группой (Формы № 6, 6А).
7. Коррекционная работа (Форма № 7).
8. Программа коррекционно-развивающих занятий (Форма № 8).
9. Требования к авторским программам (Форма № 9).
10. Аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма № 10).
11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (Форма № 11).
По итогам года педагоги-психологи предоставляют аналитический отчет о своей работе (Форма № 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы.
Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (Форма № 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона.
Методики и нормы.
ü Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению при проведении психологического мониторинга образовательного процесса учреждения образования (Приложение №12).
ü Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению в диагностико-консультативной работе на каждом возрастном этапе (Приложение №13).
ü Ориентировочные нормы по консультативной деятельности педагога-психолога учреждений образования. (Приложение №14).
ФОРМА № 1
(обязательна)
Требования к плану работы педагога-психолога учреждения образования
1. При составлении плана необходимо учитывать:
1.1. цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
1.2. приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации;
1.3. нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995г. «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России»).
2. План работы должен включать следующие графы:
№, п/п |
Название |
Условия проведения |
Ответственный |
Срок |
Предполагаемый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультация , беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат.
Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением.
В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть.
Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год.
ФОРМА № 2
(обязательна)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам проведенного психодиагностического исследования
(структура и основы содержания)
1. Причина исследования (в изложении обратившегося).
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон).
3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы).
4. Сроки проведения исследования.
5. Применение методики описать по следующей схеме:
№, |
Название шкалы |
Автор теста, |
Исследуемая функция |
Фактор, влияющий |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (Например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка).
7. Результаты исследования:
7.1. количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования);
7.2. обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам;
7.3. рекомендации по результатам исследования.
Схема учетов результатов тестирования
№, |
Ф.И.О. |
Результаты выполнения диагностического задания |
Заключение |
|||
1 |
2 |
… |
N |
|||
Дата____________________
Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись.
ФОРМА №3
(обязательна)
ЖУРНАЛ
консультаций психолога
Полное наименование учреждения образования
Дата |
Время |
Консультируемый |
Повод обращения |
Проблема |
Результат консультирования |
Консультант |
||
возраст |
пол |
имя |
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3а |
3б |
3в |
4 |
5 |
6 |
7 |
Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением.
Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций - общий для всех психологов.
Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в единицу времени и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год.
ФОРМА № 4
(обязательна)
ЖУРНАЛ
учета групповых форм работы
Список участников п/п №, Ф.И.О. |
Тема или |
Даты |
Отметки о посещениях |
Ведущий |
Примечания |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести:
ü тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями);
ü коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе;
ü семинары, лекции, методические занятия с педагогами.
Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу.
ФОРМА № 5
(обязательна)
КАРТА
психолого-медико-социальной помощи ребенку
Карта № |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Обследование проводит |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Дата |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия |
|
Имя |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Дата рождения |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Учреждение образования |
|
Класс (группа) |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Адрес |
|
Телефон |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя, отчество родителей |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Кем направлен |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Причина обращения |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Анамнестические сведения |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Семья |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Условия проживания |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Биологические факторы |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности раннего развития |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитание до учреждения образования |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдение специалистов |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Жалобы в настоящий момент |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемы, связанные с учреждением образования |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Перемена учреждения образования |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение класса |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Сфера нарушения школьной адаптации: |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Сложности в обучении, воспитании |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговые оценки по основным предметам |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Трудности в освоении норм поведения |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Особенности социальных контактов |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендации |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
ФОРМА № 5А
(продолжение)
Психосоциальная ситуация развития
Актуальный конфликт, время его возникновения |
|
|
||||
|
|
|
||||
Оценка социальной ситуации в учреждении образования |
|
|||||
|
|
|
||||
Оценка семейной ситуации |
|
|
||||
|
|
|
||||
Психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, контакты) |
|
|||||
|
|
|
||||
Самооценка |
|
|
||||
Ситуация в семье
Совместные занятия дома с ребенком |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
Взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
Взаимоотношения родителей с учреждением образования |
|
|||||||
|
|
|
||||||
Отношения в семье |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
Тип семейного воспитания |
|
|
||||||
|
|
|
||||||
ФОРМА № 5Б
(продолжение)
Психологические данные
Интеллектуальные особенности |
|
||||||
|
|
||||||
Личностные характеристики |
|
||||||
|
|
||||||
Зона ближайшего развития |
|
||||||
|
|
||||||
Мотивация |
|
||||||
|
|
||||||
Интересы, представление о будущем |
|
||||||
|
|
||||||
Медицинские данные |
|||||||
Рекомендовано: |
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
ФОРМА №5В
(продолжение)
На основании психолого-медико-социального заключения рекомендовано:
Посещение коррекционных занятий |
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Специалист |
|
|||||||
За прошедший период произошли следующие изменения: |
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
Рекомендации педагогу: |
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
С рекомендациями ознакомлен (педагог) |
|
|||||||
Рекомендации родителям: |
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
|
|
|||||||
С рекомендациями ознакомлены: |
|
|||||||
мать |
|
|||||||
отец |
|
|||||||
ФОРМА №6
(обязательна)
ПРОГРАММА
работы педагога-психолога с группой____________________________________
1. Составлена психологом (Ф.И.О.) |
|
||||||
2. Описание класса (группы): |
|
||||||
психологическая характеристика детей |
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
общая характеристика работы педагога в этом классе (группе) |
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
3. Цели программы (прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти |
|||||||
задачи) |
|
||||||
4. Этапы реализации программы по месяцам |
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)в виде, допус- |
|||||||
кающем их экспертную проверку |
|
|
|||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
ФОРМА № 6А
(продолжение)
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
в классе (группе)__________ в __________ уч. году.
1.1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования:
№, п/п |
Время |
Тест |
Название исследуемой тестом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе).
№, п/п |
Время |
Название тренинга |
Тема занятий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. Перечень занятий с педагогами (если планировались).
№, п/п |
Время |
Тема занятий |
Цели занятий |
Участники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. Название форм индивидуальной работы с детьми.
№, п/п |
Время |
Тема занятий |
Цели занятий |
Ф.И.О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом. Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой). Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию.
«___» _______________ 20__ г.
___________________
подпись психолога
ФОРМА № 7
(обязательна для учреждений специального образования)
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
«___» _______________ 20__ г.
Фамилия |
|
Имя |
|
|
|||||||
Учреждение образования |
|
Класс (группа) |
|
||||||||
Мнение специалиста(индивидуальная коррекция) |
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
Сильные стороны ребенка |
Слабые стороны ребенка |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
Динамика коррекционного обучения |
|
||||||||||
За прошедший период с «___» ___________ 20__ г. по «___» ___________ 20__ г. |
|
||||||||||
произошли следующие изменения: |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
Рекомендовано: |
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|||||||
ФОРМА № 8
(обязательна для учреждений специального образования)
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность, цель программы (в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования).
2. Задачи (в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий).
3. Адресат (с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.).
4. Содержание (в виде, раскрывающем содержание разделов).
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
№, п/п |
Тема занятий |
Цели и задачи |
Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Указывается литература, которую могут использовать участники группы.
Ведущий |
|
|
Ф.И.О., должность |
ФОРМА №9
(обязательна для образовательных учреждений,
реализующих авторские, инновационные программы)
ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ
Критерии оценки авторских программ:
1. Научно-практическая новизна.
2. Научная обоснованность.
3. Актуальность и перспективность.
4. Практическая направленность.
5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей.
6. Представленность результатов апробации.
Перечень представляемых документов:
I. Программа:
1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты.
2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них.
3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе.
4. Список литературы, которую могут использовать обучающие, обучаемые, и которую использовал автор.
II. Примерный тематический план.
Направления защиты программы:
1. Обоснование выбора курса.
2. Цели и задачи курса.
3. Содержание курса.
4. Ожидаемые результаты.
5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами).
ФОРМА №10
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
1. Цель, объект, предмет исследования.
1.1. Построение гипотезы.
1.2. Выбор психодиагностических методик.
1.3. Разработчик, диагност.
2. Представление результатов исследования.
3. Анализ полученных данных.
4. Выводы и рекомендации.
ФОРМА № 11
(рекомендована)
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ
(МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.).
2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами-психологами муниципальной психологической службы.
4. Анализ результатов мониторинга ведения курса “Основы жизненного самоопределения” в рамках регионального компонента, “Здоровый образ жизни”, “Основы самопознания”, “Половое просвещение” и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально-волевой сферы.
5. Анализ коррекционно-развивающей работы, проводимой педагогами-психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно-развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета).
6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения.
7. План работы на следующий учебный год.
8. Перспективы развития службы.
ПРИЛОЖЕНИЕ №12
к письму Главного управления образования
«О содержании и организации деятельности педагога-психолога
в образовательном учреждении»
Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению при проведении психологического мониторинга образовательного процесса учреждения образования
2–3 года |
Наблюдение, естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик). |
6–7 лет |
Наблюдение, естественный эксперимент. WISG (адаптация Ю.А. Панасюка). Тест творческого мышления П. Торренса. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Самооценка (Дембо-Рубинштейн). Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан). |
10–11 лет |
Наблюдение, естественный эксперимент. Групповой интеллект. тест (ГИТ). (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П.Логиновой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Тест творческого мышления П. Торренса. Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой). |
14–15 лет |
Наблюдение. Естественный эксперимент. Школьный тест умств. развития (ШТУР) ( М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова и др.). Методика изучения личностной саморегуляции. ( Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Тест творческого мышления П. Торренса. |
16–17 лет |
Наблюдение. Естественный эксперимент. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (модификация М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой и др.) Методика изучения личностной саморегуляции. (Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой). Определение мотивационной направленности личности (Л.С. Солнцева, Т.В. Галкина). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Измерение мотивационной сферы личности (В.Э. Мильман). Тест творческого мышления П. Торренса. |
Педагоги |
Опросники: “Уровень субъективного контроля личности”, “Профессионально-педагогический потенциал учителя” (разраб. лабораторией социологических исследований СГУ). |
Приложение №13
к письму Главного управления образования
«О содержании и организации деятельности педагога-психолога
в образовательном учреждении»
Перечень методов и методик, рекомендуемых к применению в диагностико-консультативной работе на каждом возрастном этапе.
2–3 года |
Наблюдение, естественный эксперимент. Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой (диагностический ящик). |
4–5 лет |
Наблюдение, естественный эксперимент. свободная игра. Комплекс методик, направленный на выявление умственного развития, ребенка разработанный в лаб. Л.А. Венгера. Тест тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Проективные методы: дом-дерево-человек, GAT, рисунок семьи и др. Самооценка и уровень притязаний (“Лесенка” С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). |
6/7–8/9 лет |
Наблюдение, естественный эксперимент. Свободная игра. WISG (адаптация Ю.А. Панасюка). Тест творческого мышления П. Торренса GAT. Гештальт-тест Бендер. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Самооценка (Дембо-Рубинштейн). GAT. Дом-дерево-человек. Рисунок семьи. Пиктограмма. Стандартные прогрессивные матрицы Равена. Методика диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан), методика мотивационных предпочтений (“Три желания”, “Цветик-трехцветик”, “Волшебная палочка”) (Л.И. Божович, Й. Шванцара). Самооценка и уровень притязаний (“Лесенка” С.Г. Якобсон, В.Г. Щур). Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца. |
9–10 лет |
Наблюдение, естественный эксперимент. Изучение учебной деят-ти. Групповой интеллект. тест (ГИТ). (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой). Несуществ. Животное. Пиктограмма. Самооценка. Тест Рене-Жиля. 16-и факторный опросник Р. Кеттела. Методика изучения личностной саморегуляции. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой). Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца. |
12–13 лет |
Наблюдение, естественный эксперимент. Групповой интеллект. тест (ГИТ) (адапт. М.К. Акимовой, Е.М. Борисовой, В.Т. Козловой, Г.П. Логиновой). Несуществ. животное. 16-ти факторный опросник Р. Кеттела. Пиктограмма. Тест “Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга”. Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой). Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца. Шкала классического социально-ситуативного страха, сомнения (О. Кондаш). |
14 лет и старше |
Наблюдение, естественный эксперимент. Школьный тест умств. развития (ШТУР). Патохарактерологический опросник (ПДО) А.Е. Личко. Тест “Рисуночной фрустрации С. Розенцвейга”. Методика изучения личностной саморегуляции (Q-SORT техника, модификация Т.В. Снегиревой). Рисунок несуществующего животного. Диалогические техники. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауера. Методика изучения уровня притязаний и самооценки школьника (модиф. методики Т. Дембо, С.Я. Рубинштейн, выполненная А.М. Прихожан). Методика диагностики эмоционального отношения к учению (модифиц. опросник Ч.Д. Спилберга, выполненный А.Д. Андреевой). “Мечты, надежды, страхи, опасения” модифиц. методика А.М. Прихожан. Опросник для диагностики астенизации И.К. Шаца. |
Педагоги, родители |
Диалогические техники, проективные и другие методы |
ПРИЛОЖЕНИЕ №14
к письму Главного управления образования
«О содержании и организации деятельностипедагога-психолога
в образовательном учреждении»
Ориентировочные нормы по консультативной деятельности педагога-психолога учреждений образования.
№, |
Вид работы |
Время |
1. |
Индивидуальное консультирование одного педагога |
|
1.1. |
Первичный прием |
1,0 |
1.2. |
Вторичный прием |
1,0 |
1.3. |
Последующие приемы |
0,7 |
1.4. |
Подготовка к каждому приему |
0,5 |
2. |
Индивидуальное консультирование одного родителя |
|
2.1. |
Первичный прием |
1,5 |
2.2. |
Вторичный прием |
1,5 |
2.3. |
Последующие приемы |
1,0 |
2.4. |
Подготовка к каждому приему |
0,7 |
3. |
Индивидуальное консультирование одного ребенка дошкольного возраста |
|
3.1. |
Первичный прием |
0,5 |
3.2. |
Последующие приемы |
0,7 |
3.3. |
Подготовка к каждому приему |
0,3 |
4. |
Индивидуальное консультирование одного учащегося |
|
4.1. |
Первичный прием |
1,0 |
4.2. |
Последующие приемы |
0,7 |
4.3. |
Подготовка к каждому приему |
0,3 |
5. |
Индивидуальное консультирование одного учащегося |
|
5.1. |
Первичный прием |
2,0 |
5.2. |
Последующие приемы |
1,0 |
5.3. |
Подготовка к каждому приему |
0,5 |
6. |
Индивидуальное консультирование одного учащегося |
|
6.1. |
Первичный прием |
2,0 |
6.2. |
Последующие приемы |
1,5 |
6.3. |
Подготовка к каждому приему |
0,7 |
7. |
Групповое консультирование учителей |
На групппу |
7.1. |
Проведение консультации |
2,0 |
7.2. |
Подготовка к консультации |
1,0 |
8. |
Групповое консультирование родителей |
На групппу |
8.1. |
Проведение консультации |
2,5 |
8.2. |
Подготовка к консультации |
1,0 |