«Механизм внедрения ФГОС ООО»
Потина Елена Владимировна
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы
государственного бюджетного образовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 147 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Сегодня время диктует нам серьезные изменения в связи с введением нового Закона об Образовании РФ. Можно много говорить о ФГОС ООО, обсуждать, рассуждать, но самой главной целью на сегодняшний день является профессионально подготовить педагогов в школах. Необходимо планомерно вести работу по формированию у педагога нового понятийного аппарата. А это, наверное, является самым сложным. Хотим мы или нет, но нам необходимо будет переходить к Стандартам нового поколения. Сегодня на дворе 21 век, в котором живут совершенно другие дети, дети, которые находятся в другом информационном пространстве. Стандарты ориентированы на индивидуальность. Потому что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
- ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД), познания мира составляет цель и основной результат образования;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого, обеспечивающих рост творческого потенциала и познавательной деятельности.
А также требования к результатам освоения ООП
1). Личностным:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- сформированность мотивации к обучению и познанию;
- ценностно-смысловые установки, социальные компетенции
2).Метапредметным:
- освоение учащимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных)
- овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и межпредметными понятиями.
3).Предметным:
- опыт предметной деятельности по получению нового знания
УУД – самое главное, что должно остаться после школы.
Регулятивные- умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Познавательные - умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Личностные - умения самостоятельно делать ВЫБОР в мире ЦЕННОСТЕЙ и ПОСТУПКОВ и отвечать за этот выбор
Коммуникативные- умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
И школам, которые не являются на сегодняшний день базовыми площадками по внедрению ФГОС ООО необходимо уже сейчас продумать, спланировать механизмы своей работы. Во-первых, необходимо назначить тьютора, который совместно с администрацией образовательного учреждения организует процесс подготовки школы и педагогического коллектива к введению ФГОС НОО и ООО.
Начать работу необходимо с составления плана-графика так называемой «дорожной карты» по внедрению в школы ФГОС ООО.
Вот примерные разделы «дорожной карты»:
1. Организационно-управленческая, организационно-исполнительская деятельность.
Мероприятия |
Сроки |
1. Создание рабочей (инициативной, проектной, творческой) группы по подготовке к введению ФГОС ООО |
Октябрь 201….. г. |
2. Разработка и утверждение на педагогическом совете школы плана-графика (сетевого графика, дорожной карты) по подготовке к введению ФГОС второго поколения |
ноябрь |
3. Проведение анализа содержания реализуемой программы основного образования на ее соответствие требованиям ФГОС |
Декабрь |
4. Корректировка Программы развития ОУ. |
До …….. |
5. Определение списка учебников и учебных пособий для основной школы с целью выбора УМК в рамках требований ФГОС. |
Декабрь |
6. Разработка ООП школы на основе примерной программы и ее утверждение. |
……. уч.год |
2. Кадрово-методическая деятельность
Мероприятия |
|
1. Обучение и подготовка тьютора по внедрению ФГОС ООО |
Октябрь-декабрь |
2. Повышение профессионального уровня учителей-предметников необходимого для внедрения ФГОС ООО через: - курсовую переподготовку (создание, корректировка плана-графика повышения квалификации); - создание системы школьной методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; - участие в семинарах, конференциях и др. мероприятиях; - обучение работе в информационно насыщенной среде (ИТ-технологии) |
2013-2015 год |
3. Разработка (корректировка) плана методических семинаров по ФГОС; |
1 раз в четверть |
3. Информационно-аналитическая деятельность
Мероприятия |
Сроки |
1. Дистанционная связь с федеральным сайтом www.standart.ru, сайтами департамента образования Санкт-Петербурга, АППО. |
в течение года |
2. Обновление содержания сайта школы с целью информирования общественности о переходе на ФГОС ООО, о результатах деятельности, организации обмена мнениями. |
2014 |
2. Мониторинг электронных образовательных ресурсов. Создание школьной базы. |
Декабрь 2014 |
3. Введение электронного документооборота. Создание сетевых папок общего доступа (виртуальная учительская) |
Ноябрь 2013 |
4. Контрольно-диагностическая деятельность
Мероприятия |
Сроки |
1. Ведение мониторинга готовности школы к введению ФГОС ООО. |
ежеквартально, до 5 числа месяца, следующего за отчётным |
2. Разработка общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, с обоснованием использования разных оценочных шкал, процедур, форм и их соотношения. |
До ….. |
5. Финансово-экономическая деятельность
Мероприятие |
Сроки |
1. Планирование расходов на поддержание и совершенствование МТБ школы в 201... г. (конкретно, что планируется в соответствии с требованиями качественной информационно-образовательной среды, к созданию прочих условий для организации учебно-воспитательного процесса). |
201..г. |
2. Планирование расходов на учебно-методическое обеспечение в т.ч. учебники, комплекты учебного оборудования. |
201… |
3. Разработка локальных актов с требованиями к структурным объектам школы (централизованное информационное оснащение (ЦИО), медиатека, учебный кабинет и т.д.) |
|
4. Планирование расходов на повышение квалификации педагогов по бюджетному сертификату |
201… |
Если подводить итог вышесказанному, то можно отметить, что «дорожная карта» не что иное, как перевод ФГОС в статус правового института на локальном уровне ОУ.
А если ФГОС – «конституция школьной жизни», то «дорожная карта» – это обеспечивающий закон.
Литература.
- Гузеев В.В. Дахин А.Н. и др. Образовательные технологии XX1 века: деятельность, ценности, успех.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.- 96с.
- Ильин Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин //Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
- Хуторский А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное образование» - 2003, №8, стр.107-114.
- «Большая российская энциклопедия». – 2002