Роль нормативных документов в организации питания в детском саду
Гудушина Людмила Павловна – заведующая детский сад № 55 Кировского района Санкт-Петербурга
Как вкусно и полезно сегодня накормить ребенка в детском саду и при этом соблюсти всю существующую законодательную и нормативную базу, на основании которой и создается рациональное питание детей в ДОУ.
Прежде всего, выполняем нормативные документы в целях совершенствования организации рационального питания в детском саду, поскольку пища содержит вещества, необходимые для построения клеток, тканей и органов человека, обеспечивает организм энергией и способствует протеканию всех процессов в организме.
Итак, в своей деятельности руководствуемся:
1. Законом Санкт-Петербурга от 08.10.2008 N 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге»
Сегодня большинство ДОУ Санкт-Петербурга социальное питание обеспечивают самостоятельно, следовательно, и контроль за питанием детей является ответственностью руководителя учреждения.
При данной форме обеспечения социального питания ДОУ самостоятельно формирует техническое задание для конкурсной документации на поставку продуктов питания, создает перечень продуктов и проводит конкурс на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Также учреждение комплектует в своем штате штат пищеблока, осуществляет контроль спецификации поставляемых товаров по заключенному государственному контракту (в нем должны содержаться требования к их качеству и безопасности, перечень ассортимента и др.).
2. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 N 873 (ред. от 23.03.2011) "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга "О социальном питании в Санкт-Петербурге"
На сегодня уже сформирован график проверок на текущий 2013 год.
Он размещен на сайте Управления социального питания.
3. Федеральным законом РФ от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ "О защите прав потребителей".
4. Федеральным законом РФ № 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
5. Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"
6. Законом РФ «О ветеринарии» от 14.05.1993 г. № 4979-1
7. Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" (устройство пищеблока, приготовление пищи).
Важно- повара каждые 3 года повышают свою квалификацию.
8. СанПиН 2.3.2.1078-01 Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов
На все продукты, поступающие в ДОУ, должны быть документы, указывающие на их происхождение, качество, безопасность.
Кладовщик - ответственное лицо за прием продуктов, должен проверить сертификат, где должно быть отражено:
- название продукта;
- фирма-изготовитель;
- место изготовления;
· документы, в соответствии с которыми продукт изготовлен (ГОСТ, ТУ).
9. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"
Сырье имеется, значит должны быть установлены условия и сроки хранения его при температуре от 0 до +6.
Хранение мяса - срок годности не более 6 месяцев от даты выработки.
Продукты должны иметь 60% запас срока годности. В случае просрочки мясо необходимо вернуть и направить поставщику письменную претензию.
10. Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (программа производственного контроля)
Рекомендуется заключить договор на производство лабораторных испытаний.
11. Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1940-05. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Организация детского питания
Разрешенный ассортиментный перечень продовольственного сырья (в дополнение к санитарным правилам).
Запрещены:
кукуруза консервированная, огурцы маринованные, сгущенное молоко для приготовления каши (можно употреблять только с оладьями), птица (кура, индейка) мороженная (разрешена только охлажденная), филе сельди…
12.ГОСТом Р 51074-2003 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования
Каждая поступившая партия должна иметь:
· ярлык, в котором указаны:
ü наименование продукта;
ü адрес изготовителя;
ü качественные характеристики продукта (ГОСТ или ТУ);
ü содержание белков, жиров, углеводов;
ü энергетическая ценность;
ü содержание ГМО или их отсутствие;
ü вес фасовки;
ü дата выработки, срок годности;
ü условия хранения.
Хранится ярлык вместе с товаром.
· накладную, сертификат или декларацию о соответствии (реестром - указаны номера и сроки действия);
· ветеринарную справку в оригинале (мясо, рыба, и т.д. на каждую поступившую партию).
13. ГОСТом Р 53104-2008 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания (как проводить оценку качества).
14. ГОСТом Р 53106-2008 Услуги общественного питания. Метод расчета отходов и потерь сырья и пищевых продуктов при производстве продукции общественного питания
Если не укладываемся в процентную норму отходов, то можно списывать сырье с большим процентом.
При получении партии некондиционного сырья алгоритм действий таков:
ü Создаем комиссию из 3-х человек.
(Обычно это бухгалтер, повар, кладовщик (если нет на месте бухгалтера, то включаем в комиссию старшую медсестру, выбираем разные комбинации замен: члены профсоюза, родительская общественность и т.д.)
ü Для контрольной проработки кладовщик отвешивает 10 кг картофеля.
Чистим картофель 4 мин. в машине для чистки картофеля. Выбираем очищенный картофель из машины, удаляем глазки, места скопления солонина. (Если картофель попал под действие света, и появились зеленые пятна (солонин) нужно срезать кожуру толстым слоем. В пищу годится только чистая и светлая часть клубня. Если позеленела большая часть картофеля – выбрасывайте его и не рискуйте).
Очистки выбираем в тару с обозначенным собственным весом. Норма отходов картофеля ранней осенью 20% , очисток из 10 кг. картофеля должно быть не более 2 кг.
В случае если очистки превышают указанный объем (например, 3 кг), комиссия создает локальный документ - АКТ КОНТРОЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ, в котором будет обозначен процент отходов (в нашем случае – 30%), которым будем пользоваться до окончания партии полученного картофеля. Кладовщик, в соответствии с этим АКТОМ, выдает повару дополнительно еще один кг картофеля.
Примерная форма Акта:
«АКТ КОНТРОЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ»
Настоящий акт составлен комиссией в составе: (см. выше).
Комиссия провела контрольную проработку картофеля весом 10 кг.
При проведении контрольной проработки поступившего картофеля по накладной №… от (число, месяц, год) комиссия установила, что при механической очистке и последующей дочистке, вес картофеля нетто составил 7 кг. Поступившая партия картофеля имеет 30% отходов, что следует учитывать при закладке веса брутто во все картофелесодержащие блюда.
Подписи:
То же самое делаем с мясом и рыбой. При получении некондиционного сырья после разморозки мяса имеется много сухожилий, жира, соки, клеймо.
Взвешиваем 10 котлет, получили 400 грамм вместо 700 грамм (± 2 грамма на порцию допустимо). Создаем такой же локальный документ Акт контрольной проработки
В примечании в меню пишем против котлеты «- 40 гр., в связи с некондиционным сырьем- мясом, поступившем по накладной №… от … , нетто котлеты составил - 40 гр.»
Подписи:
И на тарелку с контрольной порцией выкладываем котлету весом 40 грамм.
15. Санитарные правила и нормы для детских дошкольных учреждений
Обязательным для ДОУ является наличие:
· стенда с информацией по организации питания;
· закона о социальном питании;
· цикличного меню;
· телефона горячей линии Управления социального питания: 387-85-34
· у места раздачи питания ежедневного фактического меню (с указанием витаминов, жиров, белков, углеводов, выхода блюда), утвержденного руководителем учреждения;
· режима работы пищеблока с 6.00 до 17.00
Документы на пищеблоке:
· Журнал бракеража готовой продукции.
Сначала комиссия должна отлить порцию блюда из середины котла в тарелку, отметить внешний вид, продегустировать, после чего ставится оценка и делается запись в журнал: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», и разрешают блюдо к раздаче: «Проба снята, к раздаче допущена». При оценке «хорошо», «удовлетворительно», повару делается замечание. При «неудовлетворительно» - раздача испорченного блюда не разрешается. Начет стоимости продуктов оформляется бухгалтерией на повара.
· Журнал бракеража сырой продукции.
Приказом по ДОУ создаем бракеражную комиссию – определяем приказом ее состав. ( В нее обычно входят - заведующая, кладовщик, повар, старшая медицинская сестра или врач, бухгалтер - если имеется в учреждении, родительская общественность. Все продукты, поступающие в учреждение, подлежат обязательному осмотру – бракеражу.
В журнале указываем:
üнаименование продукта;
üдата и час поступления;
üколичество продукта;
üномер документа, подтверждающего безопасность продукта (сертификат, ветеринарная справка);
üрезультаты органолептической оценки (цвет, запах, внешний вид, консистенция);
üконечный срок реализации (при каких условиях хранения);
üдата и час фактической реализации;
üподпись ответственного лица.
Журнал бракеража ведется по форме, должен быть прошнурован, пронумерован.
На скоропортящиеся продукты можно использовать компьютерный вариант с печатью с каждой стороны.
· Журнал С витаминизации.
Витаминизация проводится круглый год. Витамины играют в организме ребенка роль биологических регуляторов обмена веществ, поддерживают защитные свойства организма в борьбе с инфекцией. Присутствие витаминов способствует лучшему усвоению минеральных веществ.
При отсутствии витаминов в организме может развиться – авитаминоз.
При недостаточном количестве витаминов может развиться – гиповитаминоз.
При избыточном количестве витаминов может развиться – гипервитаминоз.
Если существует проблема возникновения аллергии у детей при употреблении витаминизированных напитков - созываемСовет по питанию, где озвучиваем проблему и список детей, которым не рекомендовано употребление витаминизированных напитков (перечисляем их).
Решением Совета по питанию создаем локальный АКТ о замене витаминизированных напитков соками или чаем. Выписку протокола (локальный АКТ) Совета по питанию с подписями родителей, состоящих в Совете, отдаем старшей медсестре (в случае, если она является ответственной за ежедневное меню в ДОУ)
· Меню-требование.
· Технологические карты.
· Таблица замены продуктов - детям с пищевой аллергией производится замена продуктов-аллергенов - фруктов, молока (если у ребенка нет фермента лактозы, то наступает непереносимость молока, и в этом случае молоко заменяется кисло-молочным продуктом) на равноценные, не вызывающие аллергической реакции.
· График разморозки холодильников.
· Поверка весоизмерительного оборудования.
· Инструкции по правилам:
- мытья кухонной посуды;
- мытья столовой посуды (из санитарных правил);
- обработки яиц (согласно приказа Роспотребнадзора №74 от 14.03.2012 г. в качестве моющих и дезинфицирующих разрешено использование средства НИКА-2);
- и другие.
· Ярлыки и сопроводительные документы.
Мониторинг
Проводим 1 раз в год по следующим направлениям:
ü сравнительная справка о состоянии здоровья воспитанников ДОУ (врач);
ü соответствие пищеблока требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также применение современных технологий в организации питании;
ü использование правильной технологической и кулинарной обработки продуктов, направленной на сохранность пищевой ценности, вкусовых качеств блюд;
ü режим питания, формирование у детей навыков культуры приема пищи;
ü изучение мнения родительской общественности об организации питания в ДОУ;
ü пропаганда здорового питания в ДОУ;
ü осуществление контроля за качеством и безопасностью производимых блюд;
ü повышение квалификации сотрудников пищеблока.