Проекты, меняющие школу
Пискунович Оксана Андреевна
Каждый день мы примеряем на себя разные роли: то мы родители, то психологи, учителя, чьи-то дети, ученики.
Вильяму Шекспиру приписывают фразу «Весь мир театр, а люди в нем актеры» и каждый новый спектакль мы должны доиграть до конца, в этом наша миссия. Каждая роль уникальна, никогда не повторяется, как и спектакль.Ни один спектакль не является созданием только одного человека, это всегда работа многих, и от того, насколько качественно каждый исполнит свою роль, зависит общий результат. Результат не статичен. Он требует все новых и новых достижений.
От замысла к воплощению - именно такой путь необходимо пройти для реализации проектов, меняющих школу.
Далеко не всегда у нас есть возможность перестроить сцену для нового спектакля, расширить или кардинально изменить пространство. Но те, кто задействованы в создании спектакля, могут сделать так, что зритель поглощенный результатом, происходящим на сцене, не обратит внимания на то, что сцена не менялась.
Для развития школы необходимо создать современные условия для получения каждым участником учебно-воспитательного процесса высокого качества образования, обеспечивающего профессиональный и социальный успех в современном мире.
Каждая школа реализует тот самый главный проект (а может даже и не один), который формирует среду, Один из главных проектов, меняющий жизнь нашей школы, носит название «ФОККУС» - формирование общекультурных компетенций школьника как условие становления его самоопределения. Это формирование опирается на культурное наследие страны в разных проявлениях. Конечный продукт (результат) это сформированная «Среда «ФОККУС», создающую современного ученика, современного учителя, воздействующая на родительское сообщество, привлекающая педагогическую общественность, вызывающая интерес социальных партнеров.
Именно над таким спектаклем мы работаем. Сценарий пишут все.
Системные результаты затронут всех:
Администрация: новые формы педагогических советов, современная цифровая площадка, эффективное наставничество, конкурентоспособная школа, оптимизация процессов, элементы процессного подхода о котором так много говорят в условиях перехода к цифровой трансформации.
Учителя: мотивация к повышению уровня квалификации, горизонтальному росту, корпоративные связи, реализация новых проектов, активное участие в семинарах, конференциях разного уровня, в конкурсах педагогических достижений. Оптимизация процессов.
Структурное подразделение Педагогическая лаборатория: обоснование системного представления о возможностях трансформации в современных условиях образования в контексте его персонификации.
Ученики: готовность к завтрашнему дню с учетом быстроменяющегося мира, мотивация к обучению, проектная деятельность, успешное участие в олимпиадах, конкурсах, креативность.
Родители: удовлетворённость обучением и воспитанием ребенка, осмысленное и активное участие в школьной жизни, укрепление семейных связей, современные формы взаимодействия родителей и учителей.
Социальные партнеры: новые формы взаимодействия, реализация совместных проектов.
В результате добросовестного исполнения роли каждого, будет создана общешкольная образовательно-культурная среда «ФОККУС», в которой создается спектакль.
Чтобы он состоялся, мы должны сначала направить свет рампы учителей в нужном направлении. Фактически создать такую среду для них, которая будет отвечать вызовам современности и позволит самосовершенствоваться, а следовательно «зажечь» в них желание создавать комфортные условия и для обучающихся.
Метод реализации главного проекта – Форсайт.
Он используется для прогнозирования и формирования образа будущего, позволяющий за короткий промежуток времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем.
Будущее вариативно и напрямую зависит от прилагаемых усилий. Именно усилия учителей приблизят образ будущего.
Форсайт предполагает не разовое действие, а процесс и постоянный режим работы и самоорганизации.
Главным внешне оформленным продуктом форсайта становится дорожная карта, понимаемая как карта-путеводитель, средство по самонавигации.
В рамках форсайта рассматриваются глобальные тренды и внутренние возможности, а также вовлекаются все заинтересованные стороны, формирующие образ будущего.
Рассмотрим метод на конкретном примере. Форсайт для администрации.
- Для начала, необходимо зафиксировать образ будущего. Какие результаты хотим получить и для чего их дальше использовать. Для нас это: Создание среды с высокой мотивацией: эффективное корпоративное обучение и наставничество, интерес к повышению квалификации, участию в конкурсах педагогических достижений, семинарах, конференциях.
- Следующий этап это определение трендов современности. Цифровая грамотность, проектное мышление, педагогический дизайн, учитель-наставник, учитель – тьютор, навигатор, фокус на практических навыках учителей и др. На данном этапе можно и нужно привлекать заинтересованные стороны, в том числе извне (социальные партнеры).
- Затем анализируем внутренние возможности. Наше настоящее. Высокий потенциал педагогического коллектива. Но вместе с тем слабая мотивация для участия в конкурсах педагогических достижений. Отсутствие стремления самосовершенствоваться у некоторых педагогов. Соотносим с желаемым образом будущего.
- В случае необходимости, обращаемся в прошлое, чтобы понять, где допущены ошибки. Что привело к такому настоящему? Дистанционное обучение. Ограничения, связанные с эпид.обстановкой. Состояние постоянной усталости и неопределенности. Недовольство учителей на увеличение отчетности и т.д.
- Далее разрабатываем стратегию, шаги, которые позволят скорректировать ошибки прошлого и приблизить образ будущего. Наши шаги: изменение системы стимулирования педагогов как материального, так и нематериального. Анализ отчетности, которую требуем от учителей. Решить, какие отчеты можно получить при помощи автоматизированных систем. Уйти от традиционных педагогических советов к практико-ориентированным и др.
Взаимодействие участников происходит чаще всего в новом для нас формате – форсайт-сессий.
Так, например, результатом форсайт-сессии ученического Совета школы стало рождение девиза для всех «Учимся сегодня – лидируем завтра!»
Будущее вариативно. Оно не проистекает из прошлого, а зависит от решений участников создаваемого спектакля.
Вы спросите меня:
Что будет в конце спектакля?
Я отвечу:
Начало нового!