Официальный сайт школы
Огорев Алексей Сергеевич, учитель информатики и ИКТ ГБОУ школа №38
Приморского района г. Санкт-Петербурга
Хочу представить свои методические рекомендации по созданию и ведению самого современного инструмента информационной политики образовательного учреждения – школьного сайта.
Официальный сайт школы или гимназии является важным элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры всех участников образовательного процесса.
Создание школьного сайта – это комплексная работа с отображением образовательного учреждения во всем его многообразии. Во время разработки «зеркала школьной жизни» в Интернете возникают большое количество вопросов: какая информация обязательна, а какая только дополнительна, с помощью каких средств реализовать и какое количество времени на это потребуется, сколько человеческих ресурсов необходимо и сколько должно образовательное учреждение тратить на ведение школьного сайта и т.д.
Главное достоинство официального сайта – открытость для диалога и коммуникации школы и общества.
При создании любого сайта определяется целевая аудитория. В данном случае это четыре категории:
1. Родители.
Категория разделяется на две группы: родители будущих учеников и родители учеников данного образовательного учреждения. Первой группе интересно, чем отличается школа (гимназия) от прочих, контингент учащихся, программу обучения, условия обучения и т.д.
Вторую группу родителей интересует успеваемость, посещаемость своего ребёнка. Для работающих родителей сайт – это лёгкий способ общения с учителями без посещения школы и универсальный информер о текущих и будущих мероприятиях.
2. Ученики.
Актуальное расписание занятий, общение с учителями, домашнее задание, информация о школьных событиях и многое другое необходимо для привлечения этой аудитории на школьный сайт.
3. Администрация и учителя.
Для диалога администрации и учителей с родителями необходимо предоставить официальную информацию об образовательном учреждении и компонент для общения. Кроме того, официальные страницы учителей – это резюме, из которого можно узнать о предмете и дополнительных занятиях.
4. Сторонние организации.
При сотрудничестве образовательного учреждения с любой сторонней организацией нужно предоставить информацию о ней публике. Например, об организации спонсоре или ВУЗе, который тесно сотрудничает. Также для привлечения новых партнёров на школьном сайте необходимо уделить статусу, достижениям и имиджу образовательного учреждения.
После определяем цель разработки современного официального школьного сайта: создание эффективного и открытого информационного пространства для всех участников образовательного процесса.
Следующий этап – это определение алгоритма разработки официального варианта школьного сайта:
1. Знакомство с существующими сайтами схожей тематики.
2. Заложение миссии и определение цели создаваемого сайта.
3. Отбор и обработка материалов.
4. Разработка полной структуры и оптимальной навигации сайта.
5. Вёрстка страниц.
6. Тестирование сайта.
7. Размещение сайта в Интернет.
8. Раскрутка сайта.
9. Поддержка функционирования сайта.
Первыми шагами в сайтостроении – это определение миссии сайта и его структуры. Затем происходит наполнение и верстка страниц. Позже тестируется и сопровождается. Окончательным этапом является достижение поставленной цели и удержание аудитории сайта.
На данный момент можно выделить четыре модели реализации школьных сайтов, каждая из которых имеет свои достоинства и недостатки:
1) Профессиональная web-студия или IT-специалист.
2) Ученики.
3) Выпускники.
4) Шаблонные решения и конструктор.
Определив целевую аудиторию, модель реализации необходимо представить нужную информацию в ясной и понятной структуре, ориентированную на легкость и доступность, как в реализации меню, так и в дизайне. Чаще всего используется трёхуровневая модель меню. Превышение разветвлённости меню увеличивает время поиска информации, а, следовательно, пользователь теряет драгоценные секунды. Также не нужно забывать о востребованности той или иной информации. Чем больше востребованность, тем выше пункт меню должен быть.
Кроме того, нужно выбрать макет страницы – будет ли он един для всех страниц или нет, сколько информационных ячеек в нём будет?
Итогом этапа является структура сайта, отражающая сочетание нормативного и вариативного компонентов содержания, с минимальной вложенностью для меньшего запутывания пользователя.
Нормативная информация – это общая информация об образовательном учреждении и документы, регламентирующие деятельность школы (гимназии).
Вариативная информация – это специфическая для каждого конкретного учреждения информация, которая определяется уникальностью школы (гимназии), её целями и ценностями, её традициями и укладом жизни, её образовательной стратегией.
Также ключевой характеристикой сайта на стадии проектирования должна стать качественная эффективность, которая заключается в логичности структуры и представленной информации, гибкости, легкости в обновлении, актуальности, комфортности использования, продуманности и уникальности.
После, выбрав макет страницы сайта, необходимо выбрать стандарт языка, на котором будет написан сайт. Стандартный язык разметки HTML из-за современных потребностей в мультимедийном и графическом оформлении потерял платформонезависимость, но остался средством структурирования и форматирования документов. Обычно версию языка HTML для написания страниц используют 4.01 или 5.0, которая реализована частично и запланирована на полную разработку к 2014 году. Версию XHTML 1.0 используют гораздо реже в связи с прекращением дальнейшего развития стандарта в 2009 году.
С точки зрения эстетики и удобства восприятия информации пользователем дизайн является главным критерием юзабилити.
Юзабилити – мера качества пользовательского опыта, приобретенного при взаимодействии с веб-сайтом. С помощью неё можно определить «дружелюбность» сайта: всё должно быть логично, продуманно.
Дизайн – это не только оформление, но и качественное содержимое. Удачное цветовое решение, оптимальный объём графики должны соответствовать определенным стандартам. Гибкость дизайна при развитии сайта – это возможность без труда добавить новые разделы или изменить существующие.
Обычно в макете страницы выделяют место для логотипа – эмблемы или герба школ (гимназии). Название образовательного учреждения и логотип размещают сверху и на всех страницах.
Для завершенности страницы внизу, по горизонтали, находится строка, которую в дизайне сайтов принято называть боттомом (от английского «bottom» - «дно», «подножие»). Эта область используется для размещения различной важной информации: адрес электронной почты администратора сайта, имена авторов проекта и пр.
Лучшее восприятие информации достигается светлым фоном и тёмным текстом. Предпочтительная длина текста по горизонтали 120-150 символов. Связано это с большим утомлением глаз от чтения по горизонтали, чем по вертикали. Кроме того, текст должен быть разбит на абзацы. Наглядность текста и быстрота его чтения – основные критерии влияния контента на мнение пользователя о сайте.
Также нужно обратить внимание на понятность текста. Профессиональный язык школьного сообщества негативно влияет на доступность, так как специальная терминология, не знакомая человеку, не установит контакт образовательного учреждения с пользователями его сайта. Общедоступность текста, избегание профессионального сленга, грамотность и выразительность – основа понятного для пользователя текста и создание мнения о школе, как о центре культуры.
Следующий этап очень ответственный. Это выбор хостинга. Существует большое количество ресурсов, предлагающих разместить сайт разработчика на их хостинге. От бюджета на ведение сайта зависит выбор бесплатного или коммерческого хостинга.
Также необходимо соблюдать федеральные законы: от 08 ноября 2010 года № 293 (статья 1 пункт 25) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» и закон об образовании (глава 3 статья 32).
Обработка персональных данных, подлежащих опубликованию, должна осуществляться в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2007 года № 152 «О защите персональных данных».
Главный совет – это опирайтесь на опыт других, но оставайтесь оригинальными, не копируя существующие наработки.