Мотивация труда педагогических работников
как фактор эффективного управления
образовательной организацией
Харина Дарья Александровна
В условиях модернизации российской системы образования от руководителей образовательных организаций ждут прежде всего эффективного управления, обеспечивающего высокое качество деятельности образовательной организации. Одним из аспектов деятельности руководителя в системе социального управления является мотивация труда сотрудников образовательной организации. Руководители посредством реализации механизмов мотивации побуждают сотрудников к эффективной работе и способствуют общему улучшению производительности труда. Поведение человека, в том числе в сфере труда, определяют его собственные потребности, способности, интересы, ценностные ориентации, целевые установки, желания, ожидания. Для каждого работника важен индивидуальный набор, персональный комплекс мотивирующих факторов. Унифицировать его для всех сотрудников даже в рамках одной организации не представляется возможным, поскольку это ограничит человеческий потенциал. Анализ базовых концептов руководителей свидетельствует о том, что широкое распространение получила мысль, что для мотивации людей достаточно либо чувства страха (страх потерять работу, страх перед наказанием, опасение понижения в должности и т.д.), либо хорошего денежного вознаграждения. [11]Сегодня овладение механизмами современных возможностей мотивации является необходимым условием успешности руководителя любой организации, а для жестко структурированной и ограниченной рамками требований и стандартов единой системы образования РФ становится наиболее актуальным, особенно в ситуации, когда человеческий ресурс является сенситивным фактором системы управления. Эффективное стимулирование человеческого потенциала зачастую является одним из значимых критериев качества образовательной организации. Руководству образовательной организации необходимо разработать стратегию, найти оптимальную структуру и создать эффективную систему управления, использовать лучшие технологии для достижения организацией ее целей и выполнения миссии. Персонификация деятельности обуславливает в определенной степени уникальный характер труда, дает возможность трудиться с полной самоотдачей.
Современная проблема большинства образовательных организаций - это недостаточная проработанность мотивационной политики, адекватной моральным и материальным затратам. Объектом исследования становится система управления образовательной организацией. Предметом - мотивационные мероприятия, реализуемые в конкретной образовательной организации.
С позиции менеджмента мотивация - это «процесс побуждения человека или группы людей (сотрудников) к деятельности, направленной на достижение целей организации» [2,12].
Управление образовательной организацией, можно осуществлять посредством составления рейтингов методических объединений с включением следующих показателей и критериев их оценки:
- количество баллов, полученных учениками ГБОУ по итогам ОГЭ, ЕГЭ что свидетельствует об интенсивности работы и сложности управления;
- процент преподавателей с учёными степенями кандидата и доктора наук;
- процент преподавателей, имеющих высшую и первую категорию;
- количество выданных выпускникам аттестатов с отличием;
- процент поступивших выпускников по выбранным специальностям;
- количество призеров и победителей среди преподавателей в конкурсах и конференциях;
- количество публикаций в журналах, интернет издания, выполненных штатными преподавателями;
- количество проведённых преподавателями научных, воспитательных, спортивно-массовых мероприятий;
- общее число учащихся, ставших победителями и призёрами олимпиад школьного, регионального и Всероссийского уровней;
Сегодня в российских учебных заведениях начала внедряться система эффективных контрактов, которые заключаются с руководителями подразделений, а впоследствии - с научно-педагогическими работниками. Эффективный контракт представляет собой трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
В настоящее время эффективность управления образовательным учреждением оценивается в соответствии с Перечнем целевых показателей эффективности работы бюджетных образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации (утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010года N 1116 с изменениями на 23 января 2018 года)
На основе данного документа руководством школы оценивается эффективность деятельности всех методических объединений по следующим группам критериев:
- качество образования; социальная защищенность обучающихся;
- научный потенциал;
- кадровый потенциал;
- финансовое обеспечение и развитие имущественного комплекса;
- уровень исполнительской дисциплины.