Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект развития материально-технической базы школы

Школа: поиск путей развития

Брюховецкая Вера Николаевна 
Школа – один из определяющих этапов жизни человека. Именно на этом этапе закладывается основа для успеха отдельного человека и для развития всей страны.
Осуществление этой цели предполагает, с одной стороны, удовлетворение  школой образовательных потребностей индивида, группы, общества, с другой – формирование общей культуры личности, ее социальной ориентированности, мобильности, способности адаптироваться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Наша школа – общеобразовательная. Она расположена на так называемой «рабочей окраине» Санкт-Петербурга. Основной контингент учащихся – дети рабочих и служащих промышленных предприятий города. Поэтому наряду с развитием личности ребенка и воспитанием его как гражданина России, способного к личной инициативе и творческому труду, школа ставит перед собой задачу профессионального определения выпускника, ориентированного на востребованные в районе и городе профессии, готового к самоопределению и самореализации.
Дважды в 2008 и 2009 годах школа № 338 побеждала в конкурсе образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы Приоритетного национального проекта  «Образование».
Инновационные проекты, т.е. нововведения. Что же заставило коллектив школы искать эти нововведения?
 Мы видим причины нашего поиска в тех изменениях в российском обществе и в системе образования, которые происходят на современном этапе. Анализируя, мы выделили три определяющих причины. Это:
  1. Реформирование основного образования в рамках реализации инициативы «Наша новая школа» меняет цели образования и содержание образования, требует от нас поиска новых методик, новых форм организации учебно-воспитательного процесса. Это предполагает иное кадровое, научно-методическое, материально-техническое, мотивационное, нормативно-правовое, временное обеспечение и иное управление школой.
  2. Происходит смена парадигмы образования: преобладающая раньше знаниевая парадигма предполагала прежде всего передачу знаний, формирование умений и навыков  под некий заданный образ личности ученика. Сегодня набирает силу компетентностный подход в образовании, предполагающий не формовку личности по шаблону, а создание условий для развития всех задатков, способностей, наклонностей, заложенных в ребенке, способностей к самоопределению в жизни, к становлению субъектом собственного образования и развития. Для нас, очевидно, что активно проповедуя гуманистическую направленность образования, нам  необходимо обеспечить интеграцию этих двух парадигм: и обеспечение уровня знаний, соответствующего государственному стандарту, и создание условий, способствующих раскрытию, самоопределению и самореализации ученика. Это трудная для школы задача.
  3. Необходимость развития школы для приобретения ею конкурентных преимуществ. Как можно привлечь учащихся в школу в условиях мегаполиса? Мы выделили два способа.
Первый: мобилизация имеющегося потенциала школы с целью повышения качества образования. Родители и школьники всегда знают, какая школа хорошая, где детей учат лучше, где к ним лучше относятся. Наши соседи  - сильные и известные школы Невского района. Тем более серьезных усилий требуют от нас обеспечение необходимого уровня образования
Второй способ привлечения учащихся: создание нового потенциала школы (обретение ею собственного лица, вычленение и развитие преимуществ) через разработку и освоение новшеств.
Анализ состояния дел и результатов деятельности ОУ показал, что школа не только не исчерпала всех ресурсов развития и потенциала дальнейшего роста качества образования, обученности и воспитанности учащихся в рамках общеобразовательной школы, но получила новый стимул развития благодаря двойной победе в конкурсе образовательных учреждений в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
В статье я рассказываю о системе управления школой № 338 Санкт-Петербурга, работающей в режиме развития, приведя пример одного из проектов школы, о тех трудностях и способах их решений, которые заставили искать новые подходы, методы, технологии.
Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет интересно, увлекательно, комфортно. Не только содержание образования, но и сам облик школы, ее оснащение должно соответствовать задачам, стоящим перед системой образования.
Проблемы, обусловившие актуальность данного проекта для нашей школы:
- Ограниченное бюджетное финансирование.
- Старые здания школы, требующие постоянного ремонта (года постройки -1917 и 1936).
- Отсутствие оборудованного спортивного комплекса.
Цель проекта:
Обеспечить такую образовательную среду в школе, которая будет способствовать овладению учащимися  новыми образовательными стандартам.
Способ решения:
При формировании новой образовательной среды школы обеспечение материально-технических и финансовых условий деятельности школы № 338 идет по трем направлениям:
  1. Развитие материально-технической базы (подбор, ремонт, подготовка помещений, приобретение, освоение и использование необходимого оборудования, средств обучения, базы для организации воспитательной работы и дополнительного образования, развития и оздоровления учащихся в ходе освоение нового),
  2. Привлечение средств партнеров школы к финансированию школьного дополнительного образования и творческих конкурсов.
  3. Использование средств, полученных от дополнительных образовательных услуг, на финансирование повышения квалификации педагогов при освоении новой техники.
Циклограмма работы администрации по реализации проекта развития МТБ школы
  • Анализ эффективности имеющейся материально-технической базы, выявление проблем в материальном обеспечении учебно-воспитательного процесса.
  • Оценка готовности специалистов школы к использованию новой техники, организация курсов повышения квалификации для специалистов школы по ИКТ.
  • Мотивация учителей на освоение нового оборудования, проведение внутришкольных конкурсов (например, конкурс проектов развития учебных кабинетов), смотров кабинетов и т.п.
  • Закупка нового оборудования, мебели, пособий.
  • Освоение нового оборудования.
  • Контроль за эффективностью использования, регулирование, оптимизация.
 
В таблице приведены условия привлечения и направления использования собственных средств и средств социальных партнеров для реализации проекта развития МТБ школы
Источники финансирования, использованные школой для развития МТБ показаны на схеме.
Результаты реализации проекта:
  1. Созданная в школе материально-техническая база позволяет осуществлять образовательную деятельность на уровне, соответствующем требованиям современного информационного общества.
  2. Созданы эффективные условия для привлечения средств социальных партнеров школы к материально-техническому  и финансовому обеспечению деятельности школы.
Трудности, возникшие при реализации задуманного:
Обеспечение опережающей подготовки учителей к освоению новой техники и использования ее в образовательном процессе.
Дальнейшие перспективы:
  1. Обеспечение материально-технических условий в школе, обеспечивающих непрерывное образование детей с 3 до 18 лет, соответствующее федеральным государственным стандартам общего, дошкольного и дополнительного образования.
  2. Создание материальных условий для начала дистанционного обучения обучающихся, нуждающихся в такой форме получения образования.
  3. Дальнейшее развитие единой школьной информационной сети, обеспечивающей безбумажный документооборот школы с организациями, партнерами, родителями.
 
 


You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»