Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Ученическое самоуправление как средство
развития социальной активности учащихся

Турина Юлия Владимировна
В настоящее время тема ученического самоуправления звучит всё чаще, всё активнее обсуждается всеми субъектами образовательного процесса,. Связана такая востребованность, такая возрастающая актуальность этого вопроса с двумя основными моментами.
Во-первых, в Законе «Об образовании в РФ», который принят и  вступит в силу в сентябре 2013 года, указано, что в целях учета мнения обучающихся  по вопросам, которые затрагивают их права и интересы, по инициативе самих детей, создаются советы учащихся. Статья 34 Закона закрепляет за учащимися право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.
Итак, образовательное учреждение по Закону обязано предоставить учащимся возможность  в той или иной степени участвовать в управлении образовательным процессом.
Во-вторых, согласно новым стандартам одним из направлений воспитания и социализации учащихся является воспитание их социальной ответственности и компетентности. Основано это направление на системе таких ценностей, как правовое государство, закон и правопорядок, ответственность за настоящее и будущее своей страны. Если обратиться к другим направлениям воспитания, то здесь среди основных ценностей ответственность, уважение достоинства другого человека, равноправие, забота о старших и младших и т. д.
Кроме того, любой современный документ, связанный с содержанием учебно-воспитательного процесса, содержит в качестве ключевых такие понятия, как самостоятельность и самодеятельность, Саморазвитие, самовоспитание, самопрезентация, способность к самостоятельному решению разнообразных проблем – всеми эти ми качествами, этими способностями должен обладать современный молодой человек, современный выпускник.
Очевидно, что все эти ценности, эти качества могут эффективно развиваться у детей в случае их активного включения в систему органов ученического самоуправления. Конечно, при условии, что эта система не формальна, открыта, интересна, грамотно выстроена.
В современной образовательной ситуации стержнем воспитания является становление активной субъектной позиции обучающихся. Необходимо ориентировать подростка на понимание им социальных проблем и явлений, на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.
Навыки решения социально значимых проблем могут эффективно осваиваться через включение в деятельность органов школьного самоуправления.
С социологической точки зрения, самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.
Школьное ученическое самоуправление, как отмечает А. С. Прутченков, может рассматриваться и как реализация программы включения обучающихся  в процесс управления образовательным учреждением, и как воспитательная программа, реализуемая в школе.
Наличие в образовательном учреждении грамотно выстроенной системы ученического самоуправления позволяет учащимся отстаивать свои права, развивать коммуникативные способности, приобретать навыки  делового общения. Ребята получают возможность испытать себя в различных социальных ролях, у них развиваются партнёрские и лидерские качества, умение соотносить свои личные интересы с интересами коллектива.
Построить в школе эффективную систему детского самоуправления сложно. Это очень длительный, трудоёмкий процесс. В настоящее время в печатных и электронных изданиях представлено множество готовых моделей, прекрасных примеров функционирования ученических советов, школьных республик и т. д. Но, к сожалению, нет готовых рецептов, нет алгоритмов. Система ученического самоуправления не может быть привнесена извне, она может только родиться и вырасти внутри школьного коллектива, она всегда уникальна.
Но, в то же время, есть основные общие моменты, основные принципы, на которых, по мнению современных учёных должно строиться ученическое самоуправление. Можно сформулировать ряд общих принципиальных положений:
  • Самоуправление призвано выполнять двоякую функцию: обслуживать задачи коллектива, его сегодняшнюю жизнь и готовить молодых людей к будущей жизни, к будущему участию в управлении делами общества и государства.
  • В самоуправлении должно участвовать большинство, а в идеале – все члены ученического коллектива. Конечно, нереально,  чтобы все в одинаковой степени были задействованы в управлении делами своего коллектива. Но истинное самоуправление существует только тогда, когда круг участвующих в нём детей постоянно расширяется. Нельзя замыкаться только на работе с активом, с лидерами, что, к сожалению, очень часто в школах и происходит.
Необходимо последовательно и целеустремленно вести работу по включению в деятельность органов ученического самоуправления все большего числа участников образовательного процесса, в том числе младших школьников.  
  • Третье положение. Самоуправление существует не тогда, когда ребята выполняют те или иные функции педагогов и администраторов, а когда каждый выполняет свои обязанности, когда каждый наделён собственными полномочиями. Для педагогов и администраторов самоуправление в школьном коллективе – это не способ переложить на детей задачи попроще (например, самообслуживание), а предоставление учащимся властных полномочий. Предоставление реальной возможности влиять на принимаемые управленческие решения.
И здесь следует подчеркнуть, что не должно быть принципиальных ограничений сфер самоуправления, кроме специальных видов деятельности. Например, обучающиеся не могут заниматься организацией питания, санитарного обслуживания мест общего пользования, охраной школьного помещения в ночное время и т.д. Это запрещено законом. Во всем остальном органы ученического самоуправления вправе взять под свою ответственность любой участок жизни школы и прилагать все усилия для того, чтобы он функционировал более эффективно.
Конечно, реализовать эти основные положения можно только при умелом, высокопрофессиональном педагогическом руководстве. И особое значение здесь имеет то, как построено взаимодействие педагогов и учащихся. Сотрудничество детей и взрослых – это та основа, на которой строится самоуправление в школьном коллективе. Причем принципиально, что это сотрудничество на всех этапах деятельности: целеполагания, принятия решений, разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
Ключевая роль в развитии ученического самоуправления принадлежит самим школьникам, но необходимым условием является также заинтересованное, включённое участие в этой деятельности педагогов и администрации. Их уважительное отношение к органам самоуправления, желание идти на контакт, искать компромиссные решения – все это формирует принципиальную позицию поддержки ребят, которую должны изначально занять взрослые, если они нацелены на реальное функционирование системы школьного самоуправления.
Кроме того, необходимо подключать и родительскую общественность к участию в школьном самоуправлении. Всегда можно найти родителей, которые готовы помочь. Не следует воспринимать родительскую общественность только как источник материальных средств. Очень важно для педагогов найти формы привлечения, исходя из интересов самих родителей.
Таким образом, на первый план выходит вопрос о построении конструктивных взаимоотношений всех участников образовательного процесса. Только грамотно организованное взаимодействие учащихся, педагогов, администрации и родителей позволит системе школьного самоуправления функционировать и развиваться.
И ещё один момент, который нужно отметить. Обязательно должен присутствовать элемент игры в любой деятельности, на любом этапе. Игра обогащает деятельность, делает её  более эмоционально насыщенной, появляется интерес, появляется азарт. Играть необходимо всем: и младшим школьникам, и подросткам, и взрослым, в том числе и педагогам.
Работа системы ученического самоуправлении в образовательном учреждении - это конечно не инновация. Такие знакомые всем со времён советской школы явления, как  избрание старост классов, система организации дежурств в школе, организованный сбор макулатуры и металлолома, шефская работа с младшими учащимися – всё это элементы системы школьного ученического самоуправления. В обращении государственной комиссии по просвещению «Основные принципы единой трудовой школы» от 16 октября 1918 года  сказано: «Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами своей школы». Очевидно, что данный тезис не потерял своей актуальности и в настоящее время. Несмотря на изменившийся государственный строй, идеологию, социально-экономическую обстановку,  образовательную ситуацию, многие идеи организации ученического самоуправления того времени могут и должны быть использованы на современном этапе.
          Рассмотрим, например, схему школьного самоуправления учащихся, которая функционировала в Ленинграде в 20-х годах прошлого века. Основными, первичными звеньями являлись исполнительные бюро классов, выбираемые на классных собраниях из трёх человек. Все они вместе составляли собой пленум школьного ученического совета (ШУСа). ШУС избирал из своего состава президиум из пяти человек, в том числе председателей учебной, общественно-культурной, и школьно-хозяйственной комиссий. Высшим органом самоорганизации является общее собрание учащихся школы. Оно собирается не реже двух раз в месяц. На собрании обязаны присутствовать все учащиеся школы. Школьные работники и технический персонал присутствуют на собрании с правом совещательного голоса. На каждом собрании избираются председатель и секретарь в порядке очереди.
Каждая группа избирает старосту на один месяц. Он наблюдает за порядком в классе, распределяет учебные пособия, следит за выполнением работ, ведёт запись отсутствующих и переговоры с преподавателями.
Если говорить о нашем педагогическом наследии в области создания системы ученического самоуправления, то, конечно, можно вспомнить и Антона Семёновича Макаренко, и Виктора Николаевича Сороку-Росинского, и Игоря Петровича Иванова, и Татьяну Ефимовну Конникову, и многих других.
Нельзя не принимать во внимание и зарубежный опыт в данном вопросе.
Участие учащихся в управлении своей школьной жизнью осуществляется в развитых западных странах через различные органы самоуправления: ученические советы, советы делегатов учащихся, собрания представителей учащихся и др. в них обычно включаются представители всех классов средней школы.
Органы ученического самоуправления вырабатывают предложения по организации школьной жизни, правилам внутреннего распорядка, годовому плану работы школы, профориентационной работе, работе по ликвидации пробелов в знаниях учащихся и т. д. Они привлекаются к непосредственному управлению школьным клубом, кооперативом, участию в подготовке стенгазеты, к развитию связей с другими учебными заведениями, подготовке олимпиад и других мероприятий в школе.
В Германии, например, для выражения и защиты интересов учащихся, обеспечения их участия в жизни учебного заведения в школах создаётся такой орган как ученическое представительство. Официально задачи ученического представительства сформулированы так: «Через ученическое представительство школьники участвуют в осуществлении учебно-воспитательного наказа школы, в рамках которого они могут с сознанием собственной ответственности решать самостоятельно поставленные задачи. Этот орган соблюдает интересы ребят в школе, в школьных отделах, перед общественностью  и гарантирует им право на такое участие».
Существуют три ступени ученического представительства в зависимости от возраста ребят, типа и размера школы. В первую ступень входят классные спикеры, избираемые на классных собраниях всеми учащимися класса с пятого по девятый класс. Во вторую ступень входят классные спикеры и их заместители, избираемые учащимися 11-13 классов, то есть старшей ступени полной средней школы или гимназии. В третью ступень входят классные спикеры, избранные учащимися, достигшими 18 лет. У них более широкие права в данной организации.
Самое главное – «право на оказание своего влияния» в обсуждении и «право на согласование при принятии решений». Эти права используются  при внесении изменений в школьный устав, в случаях, касающихся интересов учащихся, при организации дисциплинарных мероприятий, при составлении плана работы школы.
Права учащихся и их избранников не ограничиваются рамками ученического представительства. Школьники в качестве доверенных лиц от УП, будучи даже рядовыми членами, могут принимать участие (с правом совещательного голоса) в учительских конференциях.
Деятельность различных органов школьного самоуправления во всех развитых западных странах регулируется с помощью детально разработанных законов и положений, хорошо приспособленных к местным условиям.
Итак, на современном этапе развития системы образования каждому образовательному учреждению необходимо создавать свою систему школьного ученического  самоуправления. Этого требуют современные образовательные стандарты. Какими должны быть органы ученического самоуправления, кто это должен решать? Кто выстраивает данную систему в школе? Необходимо понимать,  что системы ученического самоуправления будут отличаться друг от друга, в зависимости от специфики конкретного учебного заведения, от того, какие перед школой стоят цели и задачи, каков контингент учащихся и их родителей, каким образом организовано взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Кроме того,  система ученического самоуправления – это не только управленческий механизм, но и очень эффективный инструмент воспитания. Конечно, то, каким будет самоуправление, зависит от того, как понимается воспитание в конкретном образовательном учреждении, какой концепции, какого подхода придерживается весь педагогический коллектив в целом.
          Если воспитание рассматривается как целенаправленное воздействие на ребёнка, то  основную идею, на которой будет строиться ученическое  самоуправление, можно сформулировать следующим образом: дети самостоятельно не способны управлять процессами школьной жизни, но при умелом педагогическом руководстве они могут быть активными помощниками учителей. Тогда у учащихся появляется возможность проявлять активность и самостоятельность в выполнении решений, которые принимаются педагогами, но собственно управленческих функций они не выполняют.
          Если воспитание понимается как равноправное взаимодействие, то учащиеся уже подключаются к совместным с педагогами и родителями обсуждениям проблем, дети получают право на высказывание и отстаивание своей точки зрения в любом вопросе, который касается их школьной жизни. Управление образовательным учреждением основывается на согласовании позиций и интересов, построении партнёрских взаимоотношений всех субъектов образовательного процесса.
          Высшую степень самостоятельности в школьном самоуправлении учащиеся получают, если воспитание рассматривается как поддержка их самоопределения. Основная идея в этом случае состоит в том, что ребёнок способен всё делать сам, так как обладает огромным заложенным в нём потенциалом. Задача педагогов при этом – создать максимально благоприятные условия для проявления этого потенциала, актуализации и развития всех внутренних сил и способностей ребёнка.
          Несмотря на множество факторов, определяющих структуру и содержание ученического самоуправление в каждом конкретном образовательном учреждении в конкретный период его развития, можно выделить несколько наиболее общих моделей самоуправления в школе. Уже традиционно в педагогической литературе используется типология моделей, предложенная А. С. Прутченковым [4]. Выделяют четыре основных модели школьного самоуправления.
1. Административная модель (условное название «Школьный совет») – это формально-правовое самоуправление, основанное на требованиях законодательных и локальных актов. В содержательном плане работа такой системы представляет собой выполнение тех видов деятельности, которые соответствуют компетенции, официально утвержденной в Уставе общеобразовательного учреждения и Положениями о каждом органе самоуправления.
Основными формами работы в рамках  такой системы являются:
    - собрания, конференции, заседания;
    - штаб, комиссия, совет;
    - плановое мероприятие и т. д.
Как и любое явление, такая модель имеет и сильные, и слабые стороны. К безусловным плюсам данной системы можно отнести:
1.  Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность образовательного учреждения на территории РФ.
2.  Наличие реальных возможностей для участников образовательного процесса (в том числе и каждого учащегося) в реализации и защите своих гражданских прав.
Минусы административной модели связаны, прежде всего, с полным отсутствием игрового момента в деятельности, который необходим для эффективной работы школьников. В силу своих возрастных особенностей дети, конечно, не могут в полной мере выполнять все функции, связанные с управлением, наравне с взрослыми. Таким образом, выделяют следующие слабые стороны данной модели:
1.  Исключение потенциала воспитательных программ, реализуемых в образовательном учреждении.
2.  Формализация процесса выборов органов  самоуправления, в том числе и  ученического.
3.  Недостаточный учет возрастных особенностей школьников.
2. Игровая модель – самоуправление, основанное на соблюдении всех законодательных и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деятельность основных структур государства, местного сообщества, общеобразовательного учреждения, какого-либо предприятия, фирмы и т. д. Конечно, полное погружение в игровую ситуацию всех участников воспитательного процесса возможно только в рамках определённой ситуации в течение некоторого ограниченного промежутка времени. Например, такая модель хорошо работает в условиях загородного лагеря. В рамках же обычного ежедневного образовательного процесса данная игровая модель чаще используется только на уровне отдельных классов. В таком случае появляется реальная возможность задействовать в работе органов самоуправления каждого учащегося. Но и в такой модели можно выделить как сильные, так и слабые стороны.
Сильные стороны:
  1. Максимальное использование воспитательного потенциала игры с учётом особенностей данного первичного коллектива
  2. Восприятие ученического самоуправления в качестве специальной воспитательной программы, адаптированной с учётом особенностей данного класса.
Слабые стороны:
  1. «Прохладное» отношение педагогов к проблемам самоуправления на уровне отдельного класса.
  2. Возможная изоляция первичного коллектива от общих проблем ОУ.
3. Раздельная административно-игровая модель «День дублёра» представляет собой сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей формально-правового самоуправления. Особенность данной модели в том, что один раз в год или четверть происходит включение в жизнь общеобразовательного учреждения игровой практики в виде замещения должностей педагогов школьниками. Такая модель довольно широко распространена в школах, и при серьёзном подходе, хорошей предварительной подготовке такие «Дни самоуправления» становятся яркими запоминающимися событиями для всех участников, позволяют вывести взаимодействие педагогов, учащихся и родителей на качественно новый уровень.
Сильные стороны модели "День дублера":
  1. Полное соответствие требованиям законов и подзаконных актов, регулирующих деятельность общеобразовательного учреждения на территории Российской Федерации;
  2. Периодическое использование воспитательного потенциала игровой технологии.
          Слабые стороны модели:
  1. Восприятие педагогическим коллективом ученического самоуправления как разового  мероприятия, причем только в виде игры;
  2. Отсутствие постоянно действующей модели ученического самоуправления с элементами игровой технологии.

4. Совмещенная административно-игровая модель самоуправления "Демократическая республика" представляет собой сочетание двух первых моделей с преимущественным использованием возможностей игровой технологии. В компетенции формально-правового самоуправления остаются лишь принципиальные вопросы.

Сильные стороны данной модели:
  1. Максимальное использование воспитательного потенциала игровой технологии с постоянным консультированием детей взрослыми (педагогами и родителями).
  2. Отношение к ученическому самоуправлению как к специальной воспитательной программе.
Слабые стороны модели:
  1. Неверное толкование юридических терминов, используемых в игровой практике.
  2. Возможность излишнего увлечения игровой стороной воспитательного процесса.
Каждая из представленных моделей имеет право на существование и может быть эффективной и оправданной в определённом учебном заведении в некоторый период его становления и развития.
Но какая бы модель не лежала в основе системы школьного самоуправления, неизменными должны быть важнейшие принципы организации управленческой деятельности, методы работы органов самоуправления, основанные, прежде всего, на идеях гуманистической педагогики. Мы, вслед за А. С. Прутченковым, выделяем следующие основные методы ученического самоуправления [4]:
          1. Общественное поручение. Решением ученического сове­та школьнику можно поручить определенную работу или направление деятельности, разумеется, с уче­том его интересов и степени подготовленности к данному виду деятельности.
          2. Общественное мнение, стимулирующее общественную активность, формирующее ответственное отношение к порученной обще­ственной работе.
          3. Поощрение, проявленное в форме благодарности органов ученического самоуправления или всего коллектива.
          4. Убеждение, используемое в целях формирования необходи­мой позиции школьника.
          6. Просьба, высказанная руководителем или членом органа ученического самоуправления или педагогического коллектива, ориентирована на вовлечение школьника в работу или активизацию его деятельности, связанной с самоуправлением.
          7. Личный пример должного отношения к порученному делу, общественному поручению. Хорошо известно, что личный при­мер ответственного и инициативного выполнения обязанностей играет позитивную роль в управленческой деятельности.
          8. Совет как метод совместного обсуждения тех или иных про­блем ученического самоуправления, так и метод — рекоменда­ция товарищу по наиболее эффективным средствам и механизмам его деятельности в системе ученического самоуправления и др.
          Следует отметить, что применение того или иного метода зависит от конкретной ситуации, конкретных условий деятельности органов ученического самоуправления. Однако, использование только од­ного метода редко дает положительный результат, нужный эффект достига­ется только при гармоничном сочетании нескольких методов.
Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей» - учащихся. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.
Создание и организация деятельности Ученического совета, как представительного органа – один из вариантов предоставления учащимся возможности реализовать своё право на участие в управлении школьной жизнью.
При организации деятельности Ученического совета в общеобразовательном учреждении рекомендуется опираться на следующие приоритетные принципы (А. С. Прутченков):
- Принцип представительства. Избранные в Ученический совет члены ученического коллектива, выполняя свои функции, действуют от имени, по поручению и в интересах учащихся.
- Принцип гуманизма. Ученический совет строит свою работу на основе уважения человеческого достоинства и интересов личности.
- Принцип демократичности. Деятельность Ученического совета основывается на коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов, коллегиальности, гласности, постоянном учете общественного мнения.
- Принцип законности.  Необходимость неукоснительного следования Ученического совета положениям Конституции РФ и другим государственным правовым актам, уставу учебного заведения и ее локальным нормативным документам;
- Принцип выборности. Ученический совет формируется и  приобретает соответствующие полномочия в результате полномочных выборов, которые проходят в форме прямого всеобщего открытого (или тайного) голосования;
- Принцип обновляемости и преемственности. Этот принцип требует периодического обновления состава Ученического совета, определенного в нормативных документах учебного заведения. В то же время должна обеспечиваться преемственность в работе между предыдущим и последующим составом совета учащихся;
- Принцип открытости и гласности. Вся работа Ученического совета должна быть открытой для каждого члена коллектива и обеспечивать получение каждым из них оперативной и достоверной информации;
- Принцип самоуправления. Ученический совет самостоятельно определяет порядок своего функционирования, за исключением ключевых вопросов жизнедеятельности учащихся, решение по которым принимается совместно с администрацией учебных заведений, а также органами муниципальной власти.
Необходимо отметить, что, несмотря на предоставление учащимся самостоятельности, как в выборе своих представителей, так и в деятельности Ученического совета, роль педагога в данных процессах остаётся значительной. Учащимся необходима педагогическая поддержка как классного руководителя, так и педагога-организатора, старшего вожатого, заместителя директора по воспитательной работе и других специалистов.
Особое внимание нужно уделить деятельности классного руководителя.  Организация выборов представителей класса в Ученический совет, а также классных собраний, на которых заслушиваются отчёты и разъяснения классных представителей – функции классного руководителя. Если же учащиеся пока не достигли возраста, с которого в данном учебном заведении можно выбирать своих представителей (согласно принятому в ОУ Положению о представительном органе самоуправления), то одной из функций классного руководителя является информирование учеников о системе ученического самоуправления в школе и подготовка детей к будущему активному включению в эту систему.
Перечисленные принципы составляют основу организации представительного органа ученического самоуправления в образовательном учреждении, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция всех участников образовательного процесса, ориентация на интересы обучающихся, уважение их прав и свобод.
 
Литература
  1. Дик Н. Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном учреждении. Книга современного руководителя / Н. Ф. Дик. – Ростоа н/Дону: Феникс, 2006. – 288 с.
  2. Новикова Л. И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., Знание, 1988. – 80 с.
  3. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт. – сост. Е. В. Ведрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 84 с.
  4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении: Учебно-методическое пособие /Под  общей ред. А.С. Прутченкова. – М., 2003.
  5. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: Учеб.-методич. пособие. – М.: «Владос», 2002. – 160 с.
 
 В настоящее время тема ученического самоуправления звучит всё чаще, всё активнее обсуждается всеми субъектами образовательного процесса,. Связана такая востребованность, такая возрастающая актуальность этого вопроса с двумя основными моментами.
Во-первых, в Законе «Об образовании в РФ», который принят и  вступит в силу в сентябре 2013 года, указано, что в целях учета мнения обучающихся  по вопросам, которые затрагивают их права и интересы, по инициативе самих детей, создаются советы учащихся. Статья 34 Закона закрепляет за учащимися право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом.
Итак, образовательное учреждение по Закону обязано предоставить учащимся возможность  в той или иной степени участвовать в управлении образовательным процессом.
Во-вторых, согласно новым стандартам одним из направлений воспитания и социализации учащихся является воспитание их социальной ответственности и компетентности. Основано это направление на системе таких ценностей, как правовое государство, закон и правопорядок, ответственность за настоящее и будущее своей страны. Если обратиться к другим направлениям воспитания, то здесь среди основных ценностей ответственность, уважение достоинства другого человека, равноправие, забота о старших и младших и т. д.
Кроме того, любой современный документ, связанный с содержанием учебно-воспитательного процесса, содержит в качестве ключевых такие понятия, как самостоятельность и самодеятельность, Саморазвитие, самовоспитание, самопрезентация, способность к самостоятельному решению разнообразных проблем – всеми эти ми качествами, этими способностями должен обладать современный молодой человек, современный выпускник.
Очевидно, что все эти ценности, эти качества могут эффективно развиваться у детей в случае их активного включения в систему органов ученического самоуправления. Конечно, при условии, что эта система не формальна, открыта, интересна, грамотно выстроена.
В современной образовательной ситуации стержнем воспитания является становление активной субъектной позиции обучающихся. Необходимо ориентировать подростка на понимание им социальных проблем и явлений, на развитие потребности в изучении общественной жизни через активное участие в ней.
Навыки решения социально значимых проблем могут эффективно осваиваться через включение в деятельность органов школьного самоуправления.
С социологической точки зрения, самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.
Школьное ученическое самоуправление, как отмечает А. С. Прутченков, может рассматриваться и как реализация программы включения обучающихся  в процесс управления образовательным учреждением, и как воспитательная программа, реализуемая в школе.
Наличие в образовательном учреждении грамотно выстроенной системы ученического самоуправления позволяет учащимся отстаивать свои права, развивать коммуникативные способности, приобретать навыки  делового общения. Ребята получают возможность испытать себя в различных социальных ролях, у них развиваются партнёрские и лидерские качества, умение соотносить свои личные интересы с интересами коллектива.
Построить в школе эффективную систему детского самоуправления сложно. Это очень длительный, трудоёмкий процесс. В настоящее время в печатных и электронных изданиях представлено множество готовых моделей, прекрасных примеров функционирования ученических советов, школьных республик и т. д. Но, к сожалению, нет готовых рецептов, нет алгоритмов. Система ученического самоуправления не может быть привнесена извне, она может только родиться и вырасти внутри школьного коллектива, она всегда уникальна.
Но, в то же время, есть основные общие моменты, основные принципы, на которых, по мнению современных учёных должно строиться ученическое самоуправление. Можно сформулировать ряд общих принципиальных положений:
  • Самоуправление призвано выполнять двоякую функцию: обслуживать задачи коллектива, его сегодняшнюю жизнь и готовить молодых людей к будущей жизни, к будущему участию в управлении делами общества и государства.
  • В самоуправлении должно участвовать большинство, а в идеале – все члены ученического коллектива. Конечно, нереально,  чтобы все в одинаковой степени были задействованы в управлении делами своего коллектива. Но истинное самоуправление существует только тогда, когда круг участвующих в нём детей постоянно расширяется. Нельзя замыкаться только на работе с активом, с лидерами, что, к сожалению, очень часто в школах и происходит.
Необходимо последовательно и целеустремленно вести работу по включению в деятельность органов ученического самоуправления все большего числа участников образовательного процесса, в том числе младших школьников.  
  • Третье положение. Самоуправление существует не тогда, когда ребята выполняют те или иные функции педагогов и администраторов, а когда каждый выполняет свои обязанности, когда каждый наделён собственными полномочиями. Для педагогов и администраторов самоуправление в школьном коллективе – это не способ переложить на детей задачи попроще (например, самообслуживание), а предоставление учащимся властных полномочий. Предоставление реальной возможности влиять на принимаемые управленческие решения.
И здесь следует подчеркнуть, что не должно быть принципиальных ограничений сфер самоуправления, кроме специальных видов деятельности. Например, обучающиеся не могут заниматься организацией питания, санитарного обслуживания мест общего пользования, охраной школьного помещения в ночное время и т.д. Это запрещено законом. Во всем остальном органы ученического самоуправления вправе взять под свою ответственность любой участок жизни школы и прилагать все усилия для того, чтобы он функционировал более эффективно.
Конечно, реализовать эти основные положения можно только при умелом, высокопрофессиональном педагогическом руководстве. И особое значение здесь имеет то, как построено взаимодействие педагогов и учащихся. Сотрудничество детей и взрослых – это та основа, на которой строится самоуправление в школьном коллективе. Причем принципиально, что это сотрудничество на всех этапах деятельности: целеполагания, принятия решений, разрешения конфликтных и проблемных ситуаций.
Ключевая роль в развитии ученического самоуправления принадлежит самим школьникам, но необходимым условием является также заинтересованное, включённое участие в этой деятельности педагогов и администрации. Их уважительное отношение к органам самоуправления, желание идти на контакт, искат

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»