Организация сотрудничества между педагогом-организатором,
педагогическим коллективом, родителями и учащимися
Соловей Елена Александровна
Целью органицазии сотрудничества между педагогом-организатором, педагогическим коллективом, родителями и учеником являются следующие задачи:1. Изучить возможности семьи в воспитании детей.
2. Выявить функции сотрудничества педагогического коллектива и
родителей.
3. Создать инициативную группу по поддержке и взаимодействию с
семьями, возрождать семейные традиции, утверждать здоровый
образ жизни.
4. Использовать личностно-ориентированный подход к ребенку и
родителям.
5. Установить особый контроль для оказания помощи детям из
многотетных семей, детям из неполных семей и детям с ОВЗ.
6. Анализировать результаты совместной деятельности педагогического
коллектива гимназии и родителей по воспитанию обучающихся.
7. Научить учащихся взаимодействовать в команде, уважать мнение
других учеников, не теряя индивидуальности.
8. Развивать интерес и активность детей для социализации.
9. Развивать коммуникативные навыки учащихся и самовыражение в
обществе.
10.Воспитать уважение к личности, чувство патриотизма, активную
социальную позицию.
Взаимодействие семьи и школы направлено на активное включение
родителей в учебно-воспитательный процесс, досуговую деятельность,
совместное сотрудничество с детьми и педагогическим коллективом.
Следовательно, главными функциями взаимодействия семьи и школы являются:
- информационная;
- воспитательно-развивающая;
- формирующая;
- охранно-оздоровительная;
- контролирующая;
- социализирующая
В практике работы гимназии должны применяться самые разнообразные формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей:
- дни открытых дверей;
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- анкетирование родителей;
- выставки творческих работ;
- открытые занятия;
- творческие мастерские;
- семейные праздники;
- праздничные программы;
- конкурсы;
- мастер – класс;
- концерты;
- квесты;
- экскурсии;
- дискуссии;
- субботники;
- акции добрых дел;
- семейный клуб выходного дня;
- экспедиции;
- волонтерство;
- детские творческие объединения;
- экологическое волонтерство;
- цифровизация образования.
- Организация диагностической работы по изучению семей: программированное наблюдение типа семьи, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Составление характеристик семей обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный и социальный уровень и др.)
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Организация и проведение массовых мероприятий с родителями, работа по совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся.
- Выявление и поддержка в практической деятельности позитивного опыта семейного воспитания.
- Разработка тематического оформления по работе с семьей – информационный стенд “Родителям на заметку”.
- Изучение интересов и пожеланий родителей, уровня их педагогической грамотности.
- Установление эмоционального контакта между родителями, педагогами и детьми.
- Организация родительских тематических конференций.
- Развитие воспитания в системе образования.
- Поддержка общественных объединений в сфере воспитания.
- педагог – ребенок – родитель выстраивают систему своих отношений на основе гуманистических принципов;
- оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций в семье;
- родители оценивают значимость учебно-воспитательной работы в жизни ребёнка.
- Создание благоприятной среды для знакомства и взаимодействия.
- Формирование инициативной группы из родителей и обучающихся, готовых активно сотрудничать.
- Установление постоянного контакта с семьями учащихся.
- Организация проведения семейных мероприятий, накопление и анализ информации.
- Осуществление совместно с родителями разработок сценариев, репетиции мероприятий.
- Организация и проведение традиционных встреч – семейных клубных дней.
- Организация и осуществление педагогической поддержки родителей: консультации, беседы, организации встреч с правоохранительными органами.
- методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
- методы организации деятельности и формирование общественного поведения:
- методы стимулирования поведения и деятельности: соревнование, поощрение, благодарность, одобрение;
- методы самоконтроля и самооценки: педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности.
Формы взаимодействия с родителями:
Благодарственное письмо родителям – используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.
Родительские собрания - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей и
приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами, вечера вопросов и ответов и т.д.
Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности школы. Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущим из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и детям, и всем, приходящим в школу.
Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты, педагоги-организаторы, психологи по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.
День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребенка, организовать совместный семейный досуг.
Праздник – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь гимназии. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы праздников.
Выставка – форма представления творческих работ обучающих. Может быть совместной с родителями. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.
Творческий отчет перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с педагогическим коллективом. Используются разнообразные формы творческих отчетов в зависимости от направления творческой деятельности коллектива: конференция, концерт, спектакль, выставка, праздник и т.д.
В настоящее время родителям доступен сайт гимназии, на котором они могут ознакомиться с размещенной на нем информацией.