Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Теоретические аспекты формирования готовности
к обучению в течение всей жизни у школьников

 
 
Кузьмина С.А., к.п.н.,
Кузьминская С.В.,

Медведь П.А.,
ГБОУ лицей № 623 им. И.П.Павлова

Выборгского района Санкт-Петербурга
Актуальность формирования готовности школьников к образованию в течение всей жизни  связана с необходимостью изменения концептуальных основ функционирования современной российской школы, направленных на повышение качества образования, формирование культуры нового поколения, способного осознавать ценность образования, понимать взаимосвязь образования и адаптации к современной жизни, активно участвовать в социальной жизни общества.
Обращение к проблеме формирования готовности к обучению в течение всей жизни у школьников обусловлено процессами глобализации и интеграции, стимулирующими кардинальные образовательные реформы, одной из главных задач которых является вовлечение всех активных граждан в непрерывный процесс освоения новых базовых умений и компетенций.
Как реакция на происходящие в едином образовательном пространстве изменения сформировалась новая Концепция развития образования «Обучение в течение всей жизни», важность и необходимость которой признана странами Европы и Россией. Ее предназначение состоит в подготовке компетентных специалистов, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельно приобретать необходимые знания, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; проявлять инновационное мышление и быть способными к непрерывному самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни.
В связи с этим достаточно очевидна необходимость формирования готовности к обучению в течение всей жизни у выпускников школ, как фактора их конкурентоспособности и востребованности в будущем на все более глобализирующем рынке труда.
Однако сегодня в отечественных социально-гуманитарных науках изучение парадигмы обучения в течение всей жизни скорее намечено, чем проанализировано. Понятие «готовность к образованию в течение всей жизни» в современной педагогике, несмотря на его широкое использование, не имеет общепризнанной четкой трактовки. Это связано как с эмпирической неизученностью данной темы, так и с недостаточностью концептуальных исследований.
Перечисленные обстоятельства позволяют сформулировать ряд противоречий, разрешение которых позволит более эффективно решать проблему формирования готовности учащихся к образованию в течение всей жизни. Это противоречия между:
– необходимостью формирования у школьников готовности к образованию в течение всей жизни и недостаточным уровнем готовности преподавателей к данному процессу;
– необходимостью мониторинга процесса готовности школьников к образованию в течение всей жизни и отсутствием критериального аппарата.
Выявленные противоречия определили проблему создания системы по формированию готовности школьников к образованию в течение всей жизни в средней школе.
«Образование в течение всей жизни» – это целенаправленная образовательная деятельность, в рамках формального, неформального, информального обучения, способствующая приобретению знаний, умений и компетенций, направленных на личностное, социальное и профессиональное развитие. «Готовность к образованию в течение всей жизни» - это обусловленный индивидуальными и возрастными особенностями личности уровень знаний, необходимых  для  ориентации в меняющихся жизненных ситуациях; самостоятельного приобретения  тех знаний, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; быть способными к непрерывному самообразованию и саморазвитию в течение всей жизни.
Компонентами готовности школьников к образованию в течение всей жизни» выступают мотивационно-ценностный, когнитивно-информационный и деятельностно-практический. К показателям «готовности к образованию в течение всей жизни» относятся интерес и потребность в знаниях и умениях, направленных на личностное, социальное и профессиональное развитие; осознанность и прочность этих знаний; опыт участия в социокультурных мероприятиях.
Факторами, влияющими на формирование готовности учащихся к образованию в течение всей жизни являются внешние (глобальная, национальная и региональная экономические ситуации, социальные условия жизнедеятельности людей, уровень культуры общества) и внутренние (уровень знаний старшеклассников, необходимых  для  ориентации в меняющихся жизненных ситуациях, отношение их к образованию в общем и потребности старшеклассников в социокультурной деятельности).
Организационно-педагогическими условиями формирования готовности учащихся к образованию в течение всей жизни являются: повышение мотивации старшеклассников к непрерывному самообразованию и саморазвитию, интеграция потенциала естественнонаучных и гуманитарных дисциплин посредством межпредметных связей; использование интерактивных образовательных технологий для достижения поставленных результатов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»