Создание условий для мотивации и стимуляции
деятельности обучающихся, включение каждого ученика
в деятельность по достижению поставленной цели
Дадыкина Татьяна Валентиновна
По выражению С.Л. Рубинштейна, в игре, как в фокусе, собираются, проявляются и формируются все стороны психической жизни ребенка. Наблюдая за детьми, можно узнать их интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам, к взрослым.
Представить жизнь ребенка в игре как изолированное существование отдельной личности просто невозможно.
Общение – основное условие развития ребенка, важный фактор формирования личности, один из главных видов деятельности ребенка, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств обучающихся, их чувствам, эмоциям. Играя, дети учатся следовать правилам, постигать социальные отношения, учатся переносить неудачи, переживать успех.
В создании условий для мотивации и стимуляции учебной деятельности мы имеем дело с обществом детей, а, следовательно, с общественным воспитанием. В обучении нельзя ограничиться воспитанием отдельной личности ребенка. Дефицит общения накладывает роковую печать на последующую судьбу личности, определяя формирование у нее агрессивности, антиобщественных наклонностей. Речь здесь может идти только об общественной жизни детей, о приобретении ими общественных навыков поведения, создания условий для обучения в игре, о придании играм такого характера и направления, такого содержания, чтобы они побуждали учеников к положительным факторам поведения и отношения к учебной деятельности. Используя игру, как форму организации деятельности учащихся, необходимо добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для детского коллектива и для отдельного ребенка, чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей к более высокому уровню знаний, умений и навыков. Каждый ребенок сталкивается с проблемами в усвоении программного материала, поэтому создание условий для высокой мотивации обучения очень важно. С первого года пребывания в школе, мы стали отмечать дни рождения, играли в сюжетно-ролевые игры «семья», «школа» и другие. Такие игры сближали учащихся. Даже Олег, который сторонился детей, с удовольствием выполнял роль «учителя» и включался в учебную работу.
Обучение детей, их активная деятельность, формирует индивидуальные склонности, способности и интересы.
Формирование интересов и способностей детей в учебной деятельности.
Игра является основной формой деятельности, через которую осуществляется процесс обучения ребенка в школе. Усвоение детьми знаний, приобретение умений в игровой форме происходит гораздо лучше. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.
Формирование эмоциональной сферы на уроках.
Эмоциональное приподнятое настроение, которое всегда сопутствует обучению, делает жизнь детского коллектива яркой и увлекательной.
Именно для формирования у детей положительных форм поведения дисциплинированности, опрятности, трудолюбия, инициативности и других на уроках природоведения я провожу конкурсы и викторины.
Коррекция интеллекта через игру.
В творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности учащегося, его воображение, память. Играя, дети должны применять свои знания на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра имеет большое образовательное значение, особенно для наших учеников с отклонениями в развитии, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни, служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения их кругозора.
Игры с правилами, включенные в структуру урока, дают возможность систематических упражнений, необходимых для развития мышления, чувств, произвольного внимания и памяти.
Таким образом, создание условий для мотивации и стимуляции учебной деятельности, связано со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, и которые приучают детей к жизни.