Могу или хочу
Филиппович Галина Наумовна
Цель: способствовать развитию умения различатьт желания и достижения.
Материал: доска, мел бланки упражнения, листы бумаги.
Учитель рассказывает ученикам, что человек осуществляет самые разные действия. Они могут ему нравиться или не нравиться, получаться или не получаться.
Учитель. А всегда ли то, что нравиться и интересно делать, хорошо получается ? Дети отвечают. А теперь приведите примеры дел, которые вам интересны, но трудны. Дети отвечают. А бывает так, что дело получается хорошо, но вам оно не интересно? Учитель чертит на доске квадраты. В 1 квадрат попадают дела, которые и получаются и очень нравятся. А А какие дела могут попасть во 2,3,4 квадраты ? Дети отвечают. Далее учитель предлагает список разных дел и занятий.
- убирать свою комнату, - рисовать с натуры, - нарисовать что-то придуманное, - подметать или мыть пол, - вымыть посуду или почистить овощи, = громко отвечать на вопросы учителя, - танцевать, - драться, - петь, - играть на музыкальном инструменте.
А теперь внимательно посмотрите на дело "Убирать свою комнату". У кого получается убираться?.Дети отвечают. В какой квадрат вы поместите это дело ? Дети отвечают. А у кого не очень получается ? Дети отвечают. А теперь решите, получается или нет дело " Рисовать с натуры", нравится вам это делать или нет?.Дети отвечают. Внимательнол прочитайте все дела. В какой квадрат вы их разместите ? Впишите в нужный квадрат номер умения.Дети выполняют задание.
Посмотрите сколько дел попало в ! квадрат ? Это самые интересные для вас дела - ведь они и получатся и нравятся вам. Дети подсчитывают количество дел.
Сколько дел попало во 2 квадрат ? Это скорее всего такие дела, которые вы уже давно умеете делать и поэтому делать их скучно ? Дети подсчитывают количество дел.
Сколько дел попало в 3 квадрат? Это дела и умения, котопрые вы очень хотите научиться делать. Они сейчас для вас одни из самых важных.Дети подсчитывают количество дел.
Сколько дел в 4 квадрате? Чем меньше дел попало в этот квадрат, тем лучше человек относится к себе. Хорошо, если в этот квадрат попало не больше трех дел.Дети подсчитывают количество дел.
А теперь каждый назовите по одному или два дела, которые вам нравится делать, но их не было в нашем списке. дети отвечают.
Возможные ваприации: если детям затруднительно заполнять квадраты, указывая номера дел, умения могут быть напечатаны на отдельных карточках, которые выкладываются в квадраты.
Рекомедации для ведущего : постарайтесь, чтобы дети переходили от "глобальных" дел, таких, как приготовление пищи, к их составным частям, например, почистить овощи, порезать картошку, накрыть на стол, следить за тестом и т.д. Это важно, поскольку ребенок учится выделять, что он в рамках большогодела уже умеет, а что еще не очень хорошо получается.
Использована следующая литература " Диагностико- коррекционная работа с младшими школьниками". Шмидт В.В., Шмидт В.Р.