Неуспеваемость учащихся
Родионова Ольга Викторовна,
учитель высшей категории
ГБОУ СОШ № 585 Санкт-Петербурга
В ходе оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости в учёбе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным требованиям. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа и обобщения и т.д. Систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, которые противоречат требованиям школы и общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной позиций. Педагогически запущенные учащиеся часто бросают школу и пополняют группы риска.
Причины школьных неудач:
- социально- экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества также отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.
- причины психического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наукой доказано, что у всех рождённых здоровыми младенцами примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и от воспитания.
- педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.
Научные исследования показали более конкретные причины неудач в учёбе:
- жёсткая система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;
- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, недооценка эмоций в обучении;
- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
- пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрёжку.
Для устранения причин неуспеваемости есть следующие средства:
- педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.
- педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.
- педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. Это и дополнительные занятия и группы выравнивания.
- воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.
Литература
- Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989
- В.И.Журавлёв, П.И. Пидкасистый. Педагогика. М., 1996