Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Неуспеваемость учащихся

Родионова Ольга Викторовна,
учитель высшей категории
ГБОУ СОШ № 585 Санкт-Петербурга

    В ходе оценивания учащихся возникает проблема неуспеваемости  в учёбе отдельных учеников. Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным требованиям. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счёта, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа и обобщения  и т.д. Систематическая неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, которые противоречат требованиям школы и общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной позиций. Педагогически запущенные учащиеся часто бросают школу и пополняют группы риска.

     Причины школьных неудач:

- социально- экономические – материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества также отражается на детях, но главное – недостатки семейной жизни.

- причины психического характера – это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наукой доказано, что у всех рождённых здоровыми младенцами примерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и от воспитания.

- педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя – решающий фактор развития школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

     Научные исследования показали более конкретные причины неудач в учёбе:

- жёсткая система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, неудовлетворяющее потребности детей;

- единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, недооценка эмоций           в обучении;

- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;

- пренебрежение развитием учеников, натаскивание, ориентация на зубрёжку.

     Для устранения причин неуспеваемости есть следующие средства:

- педагогическая профилактика – поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация.

- педагогическая диагностика – систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдения за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок.

- педагогическая терапия – меры по устранению отставаний в учёбе. Это и дополнительные занятия и группы выравнивания.

- воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учёбе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьёй школьника.

Литература

  1. Цетлин В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. М., 1989
  2. В.И.Журавлёв, П.И. Пидкасистый. Педагогика. М., 1996

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»