Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методика и организация исследования характеристик
уверенности в себе учеников 7-х, 8-х классов и их
практическое значени в повышении показателей
учебной деятельности
Артеменко Анна Владимировна
В работе рассматриваются основные подходы к изучению уверенности в себе, как фактора, который оказывает влияние на учебную деятельность подростка. Так же приведены результаты экспериментального анализа, который представляет комплекс критериев, составляющих понятие уверенности в себе, а так же их влияние на успеваемость ученика лицея. В статье представлены основные задачи практического психолога для профилактики низкой успеваемости посредством коррекции именно тех критериев, которые входят в понятие уверенности в себе, а именно: повышение самооценки, самообладание, настойчивость, снижение тревожности, повышение мотивации на успех, что в свою очередь влияют на учебную деятельность лицеистов.
The article deals with the psychological approaches to studies of self-confidence as a factor that influences a teenager's learning process. The results of experimental analysis of a complex of criteria of the notion "self-confidence" and their impact on a lyceum student's academic performance are elucidated. The article represents the main tasks of a school psychologist aimed at prevention of low progress in studies through correction of the following criteria which comprise the notion "self-confidence": self-evaluation, self-control, persistence, lowering of anxiety, increase of success motivation.
Ключевые слова: уверенность в себе, методы исследования, самооценка, самообладание, настойчивость, тревожность, мотивация, обучение, показатели, учебная деятельность, формирование уверенности, ученики.
 
Введение
Такой психологический феномен как «уверенность» привлекает внимание психологов уже больше половины столетия. Рост интереса к данной проблеме был вызван тем, что в последнее десятилетие исследования уверенности стало носить междисциплинарный характер, и распространилось на экономику, политику и другие сферы жизни человека, где важную роль играет распределение вероятного прогнозирования. В связи с этим феномен «уверенность» в большей степени исследовался в рамках проблемы принятия решения. Отечественные психологи в основном занимались изучением уверенности в себе студентов и школьников, и своих знаниях в соотношении с успеваемостью. Но, несмотря на развитие исследований этого феномена, нужно отметить, что выраженного подхода, определенной школы в изучении уверенности, а также четкого и принятого всеми понятия уверенности на сегодняшний день, как в отечественной, так и в зарубежной психологии не сложилось.
Цель работы - исследовать особенности уверенности в себе, изучить ее связь с учебной успеваемостью.
Согласно цели определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психологической литературы рассмотреть проблему уверенности в себе, теоретически обосновать основные подходы ее решения;
2. Определить факторы, влияющие на формирование уверенности в себе у учащихся лицея, выяснить их влияние на учебные достижения.
Гипотеза.  Результаты учебной деятельности учащихся средней школы могут быть существенно зависимы от сформированности уверенности в себе, а именно: адекватной самооценки; сниженной тревожности; нормальным уровнем самообладания и сформированной мотивации на успех.
Объект исследования: уверенность в себе, как фактор повышения результатов учебной деятельности.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей формирования уверенности в себе и их влияние на результаты учебной деятельности учеников средней школы.
Практическое значение исследования заключается в том, что результаты исследования могут повысить психолого-педагогическую компетентность учителей, а именно учет психологических факторов, влияющих на формирование уверенности в себе среди учеников средней школы, как те, что имеют влияние на учебные достижения.
Методы исследования. Чтобы исследовать уровень уверенности у учащихся средней школы, на основе теоретических исследований уверенности и ее составляющей были использованы такие методики тестирования как: «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Г. М. Казанцевой.)». «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса». «Диагностика волевого самоконтроля (ВСК)», разработанная      А. Г. Зверковой и Е. В. Эйдманом, направленная на собственную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции. Опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудач». «Шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера», самооценка уровня тревожности, определение некоего интегрального показателя общих способностей. Методики подобраны с учетом возрастной группы испытуемых.
Организация исследования. Для исследования уверенности в себе принимали участие 87 учеников в возрасте от 12 до 14 лет, ученики 7 - 8 классов лицея, которые относятся к среднему школьному возрасту.
На первом этапе осуществлен теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Формирующий этап направлен на решение двух основных задач: выявление личностных аспектов уверенности в себе подростков с помощью специально подобранного комплекса психодиагностических методик и определения психологических факторов, влияющих на формирование уверенности в себе среди учеников средней школы, выяснение влияния на учебные достижения.
 
Теоретико-методологические основы изучения формирования уверенности в себе, как фактора повышения результатов учебной деятельности учащихся средней школы
 
С помощью термина «уверенность» описывались различные психические явления. С точки зрения И. Л. Зиновьевой, которая предполагает, что все явления, связанные с уверенностью, следует рассматривать как целостный симптомокомплекс, представляющий собой поведенческое описание некоторого гипотетического единого механизма, который имеет стабильность.
 Уверенность относилась к определенному теоретическому конструкту из арсенала психологии и трактовалась как:
• установка (Прангшвили Я. С., 1958);
• интеллектуальное состояние (Володарская М. Н., 1977);
• уровень напряжения (Наенко М. И., 1976);
• значимое переживание (Котик М. А., 1974);
• интеллектуальная эмоция (Васильев И. А., 1980);
• релевантное «Я» когнитивное образование, а также релевантное «Я» эмоциональное переживание (Хантикка Я., 1980);
• аспект стратегии собственных действий в интеллектуальных играх (Косов Б. Б., Карпов О. Е., 1975).
Таким образом, уверенность выступает как отражение интегративности, иерархизации, бесконфликтности и степени дифференциации некоторой смысловой структуры. В зависимости от содержания и уровня обобщенности этой структуры в поведении, уверенность принимает различные формы.
Что касается уверенности в себе, то многие данные были получены в контексте исследования других психических явлений. Поэтому уверенность в себе в разных психологических исследованиях характеризуется по-разному. Например, Дж. Вольпе использовал этот конструкт, как показатель открытости личности в отношениях с другими людьми, Д. Д. Либерман – «как способность к самовыражению», А. Лазарус – «как привычку к эмоциональной свободе» [16]. А. Рич и Г. Шредер дали следующее определение уверенности в себе – это «способность искать, поддерживать или усиливать подкрепление в межличностной ситуации благодаря выражению чувств или желаний, когда такое выражение связано с риском не только потерять поддержку, но и быть наказанным» [16, с. 154].
 А. Серебрякова рассматривает уверенность в себе как специфическую самооценку, измеряемую по трем показателям: величине, степени устойчивости и степени адекватности. С этой точки зрения уверенность выступает как высокая стабильная самооценка, относящаяся одновременно к операционально-технической и ценностной стороне собственного «Я». «Характеристики самооценки сохраняют величину и устойчивость, и когда речь идет об уровне притязаний, личностном стандарте достижения и формирующегося на их основе прогноза о достижимости результата, превращаясь, таким образом, в установку на себя» [14, с. 39].
Проблема уверенности в себе затрагивалась также при исследовании «Я» - концепции. Выделяют три аспекта «Я» - концепции, связанные с уверенностью. Первый из них – это самосоответствие, то есть соответствие способностей и качеств субъекта его мотивам и целям (по В. В. Столиным) [15], а также соответствие (или небольшое расхождение) «Я» - идеального и «Я» - реального личности (по К. Роджерсом). Второй аспект – это внутренняя согласованность и интегрированность составляющих «Я» - концепции, ощущение непрерывной самоидентичности и единства собственного «Я». Третий аспект «Я» - концепции, связанный с уверенностью, касается оценки уровня своих возможностей по сравнению с другими людьми и трудностью принимаемых и вырабатываемых целей. Отсюда следует, что только весьма специфическая и достаточно определенная «Я» - концепция способна генерировать в уверенность в себе. Когда концепция о себе построена на четкой иерархии, высоко интегрирована, в ней не обнаруживается конфликтов и она не находится в противоречии с общей ценностной системой (построенной таким же образом), то возникает уверенность, выступающая, как качество целостной личности.
Взаимосвязь уверенности в себе с результатом учебной деятельности является неоднозначным. Некоторыми авторами делается вывод о более высоких результатах у более уверенных в себе испытуемых (А. В. Орлов,           И. В. Вайнер, С. Орбах и др.), другие не выявляют таких взаимосвязей, или считают их не такими однозначными (В. Б. Высоцкий). Было обнаружено, что уверенность в себе обусловлена ментальными репрезентациями, чувством контроля и саморегуляцией (Э. Джилл, Р. Сильвер; А. Бандурa;    М. Аргайл, В. Моросанова; К. А. Абульханова).
Что касается уверенности в себе, то много данных было получено в контексте исследования других психических явлений. Поэтому уверенность в себе в различных психологических исследованиях характеризуется по-разному. Например, Дж. Вольпе использовал этот конструкт, как показатель открытости личности в отношениях с другими людьми, Д. Д. Либерман – “как способность к самовыражению", А. Лазарус - «как привычку к эмоциональной свободе» [1].  Е. А. Серебрякова рассматривает уверенность в себе, как специфическую самооценку, измеряемую по трем показателям: величине, степени устойчивости и степени адекватности. С этой точки зрения уверенность выступает, как высокая стабильная самооценка, что относится одновременно к операционально-технической и ценностной стороны собственного «Я». «Характеристики самооценки, сохраняют величину и устойчивость, и когда речь идет об уровне притязаний, личностном стандарте достижения и формируется, на их основе прогноза о достижимости результата, превращаясь, таким образом, в установку на себя» [2, с. 39].
Проблема уверенности в себе затрагивалась также при исследовании «Я» - концепции. Выделяют три аспекта «Я» - концепции, связанные с уверенностью. Первый из них - это самосоответственность, то есть соответствие способностей и качеств субъекта его мотивов и целей (по                В. В. Столин) [3].
Рита и Роджер Ульрих предложили определение уверенности, которое отражает три аспекта: когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, которые проявляются во взаимодействии с социальным окружением. Под уверенностью в себе они понимают способность индивидуума предъявлять требования и запросы во взаимодействии с социальным окружением и добиваться их осуществления. По их мнению, к уверенности относится также способность позволять  себе иметь ожидания и требования (установки по отношению к самому себе), осмеливаться их проявлять (социальный страх и заторможенность) и владение навыками их осуществления (социальные навыки) [4, 5].
Таким образом, уверенность в себе трактовалась через описание различных психических явлений. Это и способность к самовыражению, и высокая стабильная самооценка, и принятие себя. Ядро уверенности, выступает, как самостоятельно произведенное стабильное позитивное отношение индивида к собственным навыкам, умениям и способностям. Личностно уверенный человек выстраивает целостную картину ситуации, ищет сходство в объектах, ищет суть ситуации на уровне глубинных закономерностей, умеет превращать ситуацию, обладает низким уровнем тревоги, быстро учится и осваивает новое, тщательно обдумывает ситуацию до принятия решения [6, 7].
Теоретический и общепсихологический анализ конструкта «уверенность» на современном уровне, приведенный И. В. Вайнером (1990, 1991) и  И. Г. Скотниковой (1996, 2002, 2005) [8, 9, 10, 11], а затем продолжен Е. В. Головиной (2002, 2004, 2007, 2008) [6, 7, 12, 13], показал, что в основе формирования механизмов уверенности человека лежат его «Я-схемы», процессы воспитания и обучения, свойства нервной системы, особенности темперамента, отношение субъекта к неопределенности.
 
Экспериментальное исследование уверенности в себе как фактора влияющего на учебную деятельность
 
Чтобы исследовать уровень уверенности  учеников средней школы, на основе теоретических исследований уверенности и ее составляющей были использованы такие методики тестирования как: «Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник                             Г.М. Казанцевой.)». «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса». «Диагностика волевого самоконтроля (ВСК)», разработана А. Г. Зверковим и Е. В. Эйдманом, направлена на собственную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции. Опросник А. О. Реана «мотивация успеха и боязнь неудач». «Шкала тревоги Ч. Д. Спилбергера», самооценка уровня тревожности. «Короткий ориентировочный тест КОТ В. Н. Бузина, Е. Ф. Вандерлика», выявление определенного интегрального показателя общих способностей. Методики подобраны с учетом возрастной группы испытуемых.
Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования состоит из 20 вопросов и оценивается по шкале от -10 до 10 баллов. Результаты от -10 до-4-х свидетельствуют о низкой самооценке, от -3 до 3 о среднем уровне самооценки, от 4 до 10 – о высокой самооценке.
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса состоит из 41 вопроса и имеет шкалу измерения от 1 до 32 баллов. Результаты от 1 до 10 баллов свидетельствуют о низкой мотивации к успеху, от 11 до 16 баллов о среднем уровне мотивации, от 17 до 20 баллов об умеренно высоком уровне мотивации, более 21-го балла  о слишком высоком уровне мотивации к успеху.
Методика ВСК предназначена для изучения волевого самоконтроля учащихся. Опросник ВСК направлен на обобщенную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Указанные особенности во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека. Опросник ориентирован на индивидуальное психологическое консультирование и коррекцию, позволяет получить информацию о осознаваемые особенности саморегуляции.
Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. В результате суммарный балл ВСК должен быть в диапазоне от 0 до 24 «сырых очков», по шкале «настойчивость» - от 0 до 16, по шкале «самообладание» - от 0 до 13. По шкале: 0-5 низкое самообладание, 5-6 средний уровень самообладания, 6-13 нормальный уровень самообладания; 0-7 низкая настойчивость, 8-9 средний уровень настойчивости, 9-16 нормальной уровень настойчивости.
Высокий балл по субшкале самоконтроля набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. По низкому показателю самоконтроля можно прогнозировать большую импульсивность, иррациональность поведения человека в экстремальной ситуации, неконтролируемый эмоциональный всплеск, что  дезорганизует и не позволяет сосредоточиться на выполнении сложной задачи.
Степень взвешенности показателя настойчивости указывает на степень, в которой человек способен противостоять трудностям и преодолевать преграды при реализации намеченной цели. Высокий балл по субшкале набирают люди деятельные, независимые, трудоспособные, которые активно пытаются выполнять намеченное, уважающие социальные нормы. Низкий балл по этому показателю говорит о низкой способности проявлять настойчивость в преодолении препятствий. Человек готов отказаться от конечной цели, если для ее реализации ему необходимы большие (по его субъективной оценке) затраты сил.
Определение тревожности осуществлялось по шкале тревоги                Ч. Д. Спилбергера и адаптирован Ю. Л. Ханиным. Данный тест является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).
Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций, как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.
При интерпретации результаты оцениваются следующим образом: до 30 баллов – низкая тревожность; 31-45 – умеренная тревожность, 46 и более баллов – высокая тревожность. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Мотивация на успех и боязнь неудач диагностировалась по опроснику А. А. Реана. Данные методики приведены в следующих пределах: если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи). Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех). Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8, 9, есть определенная тенденция метизация на неудачу, а если количество баллов 12, 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, подразумевает достижение чего-то конструктивного, позитивного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели, целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха. Ученики, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения очень ответственных задач, могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.
Статистические методы исследования уверенности в себе, которые включили в себя: самооценку, волевой самоконтроль, тревожность, мотивацию, направленную на успех и боязнь неудач, дают возможность детального анализа уровня самооценки в раннем подростковом возрасте. Что дает нам возможность анализа этих критериев в отдельности и вывод общей тенденции формирования уверенности у подростков в данном возрастном диапазоне.
Представления сформированности уверенности в себе у учащихся средней школы в виде удельного показателя, дает нам возможность анализа этих критериев отдельно, и вывода общей тенденции формирования уверенности у подростков в данном возрастном диапазоне. Для удобства понимания степени значимости удельного веса, данные критерии ранжировались от большего процентного показателя к меньшему и приведены в таблице 1.
Таблица 1. Ранжирование удельного показателя характеристик уверенности
№ показателя Показатели шкал по методикам Уровни показателей Удельный показатель критерия (%)  
15 14-20 Мотивация на успех 57,5
11 31-45 Умеренная тревожность 55,2
3 4-10 Высокая самооценка 51,7
9 10-16 Нормальный уровень настойчивости 47,1
14 8-13 Невыраженная мотивация 40,2
2 -3-3 Средняя самооценка 39,1
6 7-13 Нормальный уровень самообладания 36,8
5 5-6 Средний уровень самообладания 32,2
4 0-5 Низкое самообладание 31,0
7 0-7 Низкая настойчивость 31,0
12 46-65 Высокая тревожность 29,9
8 8-9 Средний уровень настойчивости 21,8
10 0-30 Низкая тревожность 14,9
1 -10-(-4) Низкая самооценка 9,2
13 1-7 Мотивация на неудачу 2,3
 
Также, для возможности подачи удельного веса одного из таких компонентов, в представленной выборке, как внутри данного показателя в соотношении с его индивидуальной шкалой распределения, так и по сравнению с другими характеристиками, которые включены в понятие «уверенность», представлены в виде круговой диаграммы. См. рисунок 1, где номер критерия в легенде соответствует порядковому номеру критерия по таблице 1.
Рис. 1. Удельные показатели критериев уверенности в себе учеников средней школы (%)
Полученные результаты показывают, что 57,5% учащихся данной категории имеют мотивацию на успех, 51,7% - высокую самооценку, - эти 2 показателя имеют удельный вес больше половины, то есть большинство учащихся данной возрастной категории имеют хорошие показатели именно по этим 2-мя критериям. Но умеренную тревожность имеют 55,2%. Среднюю самооценку имеют 39,1% учащихся, также 29,9% учеников имеют высокую тревожность и практически равен показатель 31% низкого самообладания. Это подтверждает тот факт, что тревожность может быть обусловлена конфликтным строением самооценки, когда одновременно актуализируются две противоположные тенденции - необходимость оценить себя высоко, с одной стороны и чувство неуверенности с другой. Нормальный уровень настойчивости имеют 47,1% учащихся, но 40, 2% учащихся имеют невыраженную мотивацию, что характерно при достаточно высоком удельном показателе средне выраженной тревожности 55,2% и к достаточно высокому удельному весу 29,9% высокой тревожностью, что подтверждает корреляцию тревожности со свойствами личности, от которых зависит учебная успеваемость, а именно - мотивационный аспект личности. Всего 14,9% учащихся показали низкую общую тревожность.
Для того чтобы сравнить и вывести зависимость уверенности в себе с учебной деятельностью, с 87-ми учащимися, была выделена группа подростков, которая по критериям уверенность в себе, показала низкие результаты, это ученики, которые показали низкие результаты от 3-х до 8-ми критериям, которые входят в понятие уверенность в себе. По этим показателям мы выделили 21 ученика, которые в перспективе попали в экспериментальную группу. Остальные 66 человек были с результатом в пределах нормы по всем 7-ми исследуемым критериям. Средний учебный балл был закреплен за каждым учеником, поэтому было подсчитано сколько учеников набрали от 6-ти до 10-ти баллов. Учащихся с учебной деятельностью в 11 и 12 баллов за первое полугодия не было. Далее в таблице 2 приведено количество учащихся набравши средний балл за первое полугодие. Для того чтобы при помощи этих данных иметь возможность сравнения 2-х групп между собой, необходимо рассчитать удельный показатель оценок к общему числу учащихся в 2-х группах и сравнить их. На рисунке 2 приведен удельный показатель данного количественного результата, который можно сравнить.
 
 
 
Таблица 2. Уровень успеваемости учащихся с нормальным и низким уровнем уверенности
Средний балл за полуго-дие (балл)
 
 
 

 
Количество учеников с низким уровнем уверенности в себе
(чел.)
 

 
Удельный показатель учеников с низким уровнем уверенности (%)
 

 
Количество учеников с нормальным уровнем уверенности
(чел.)
 
 

 
Удельный показатель учеников с нормальным уровнем уверенности (%)
 
Разница удельного показателя между двумя группами
(%)
 

 
6 1 4,8 0 0,0 -4,8
7 5 23,8 9 13,6 -10,2
8 9 42,9 26 39,4 -3,5
9 6 28,6 22 33,3 4,8
10 0 0,0 9 13,6 13,6
 Всего 21 100,0 66 100,0  
 

Рис. 2. Сравнение результатов учебной деятельности учащихся с низким и нормальным уровнем  уверенности в себе
Из данного анализа следует, что в группе, где уверенность в себе на достаточно высоком уровне, показатель учебной деятельности выше, чем у учащихся, где показатель уверенности низкий. Один ученик с 1-й группы имеет 6 баллов, также удельный вес 7 баллов в первой группе на 13,2% больше, чем во второй группе. Удельный вес в 8 баллов также в первой группе на 3,5% больше, чем во второй. Количество удельного показателя учебной деятельности со средним показателем 9-ть баллов во второй группе больше чем в первый на 5,7%, учащиеся со средним показателем в 10 баллов в первой группе отсутствуют, в отличие от второй.
 
 
 
 
 
Вывод
Из этого следует, что уверенность в себе влияет на учебный процесс и на успешность в целом. По этим данным мы можем предположить, что работа над самооценкой существенно повысит уровень учебной деятельности учащихся.
Также выявлена связь между внутренним контролем ученика, которой позволяет ориентироваться на выполнение поставленной перед ним задачей, с результатом достижений.
Эти данные являются подтверждением основной идеи моей работы о формировании уверенности в себе, как фактора повышения результатов учебной деятельности учащихся.
Результаты исследования уверенности в себе свидетельствуют о возможности влияния на поведение учеников, а именно на их достижения и возможность самореализации.
Для профилактики низкого уровня обучения дальнейшая работа психолога направлена на психокоррекцию цель которой, - повышение именно тех критериев, которые входя в понятие уверенности в себе, а именно: повышение самооценки, самообладания, настойчивости, снижение тревожности, повышение мотивации на успех, что влияет на качество деятельности лицеиста.
С учетом специфики повышения самооценки, профилактики и преодоления тревожности у подростков, существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях, формирования индивидуальной эффективной модели поведения, в котором достигаются такие дидактические цели: формирование поведенческого опыта уверенного в себе человека, закрепление данных установок поведения, а именно самостоятельное принятие решения и проявление инициативности в учебных и межличностных ситуациях, посредством преодоления своих страхов и негативных эмоциональных состояний.
Главной целью занятий является формирование уверенности в себе. Но учитывая составляющие этого понятия, мной решались следующие отдельные задачи как:
- повышение уровня самооценки и самоуважения подростков;
- развитие навыков эффективного самопознания, позволяющие подростку осознать свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны характера;
- формирование позитивных установок по отношению к себе и к окружающим;
- обучение умению преодолевать свои страхи и негативные эмоциональные состояния;
- обучение умению позиционировать себя, как уверенного человека;
- формирование и развитие коммуникативных умений и навыков уверенного поведения.
- укрепление чувства личной эффективности;
- развитие способности верить в себя, в свои силы и достичь поставленных перед собой целей, научиться находить правильные решения из конфликтных ситуаций. Достигать своей цели.
 
Литература
1. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения / Е. Никитин, Н. Харламенкова. - СПб.: Алетейя, 2000. - 224 с.
2. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников / Е. А. Серебрякова: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 124 с.
3. Столин В.В. Самосознание личности / В. Столин Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
4. Ромек В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис. канд. психол. наук. / В. Г. Ромек. - Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1997. - 242 c
5. Столин В.В., Аванесов В. С. Общая психодиагностика / В. Столин, В. Аванесов. СПб .: «Речь», 2000. - 440 с.
6. Головина Е. В. Психологическое содержание понятия «уверенность»: детерминанты и роль в решении когнитивных задач / Е. В. Головина Научный поиск. [Сборник научных работ студентов, аспирантов и молодых преподавателей] / под ред. А. В. Карпова. - Ярославль: «Аверс Пресс», 2002. Вып. 3. С. 11-17.
7. Головина Е. В. Категория «Уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности / Е. В. Головина; [«Исследования по когнитивной психологии»] / под ред. Сергиенко Е. А.- М.: ИП РАН. 2004а. С. 160-187.
8. Скотникова И. Г. Исследования уверенности-сомнительности в сенсорном различии / И. Г. Сотникова // Ежегодник Российского психологического общества. Психология сегодня. Т. 2. Вып. 3. - М.: РПО, 1996. С. 34-36.
9. Скотникова И. Г. Проблема уверенности - история и современное состояние / И. Г. Скотникова // Психологический журнал. - 2002а. Т. 23. № 1. С. 52-60.
10. Скотникова И. Г. Развитие субъектно-ориентированного подхода в психофизика / И. Г. Скотникова [«Психология индивидуального и группового субъекта»] / под ред. Брушлинского А. В., Воловиковой М. И. - М.: Per Se, 2002б. С. 220-269.
11. Скотникова И. Г. Экспериментальное исследование уверенности в решении сенсорных задач И. Г. Скотникова // Психологический журнал. Т. 26. № 4. - 2005. С. 41-56.
12. Головина Е. В. Уверенность в себе как фактор удовлетворенности жизнью / Е. В. Головина // [«Методы исследования психологических структур и их динамики»] / под ред. Савченко Т. Н., Головиной Г. М. / Вып. 4. - М.: ИП РАН, 2007б. С. 38-56.
13. Головина Е. В. Стили уверенности личности: соотнесение теоретической и экспериментальной структур / Е. В. Головина; [«Методология комплексного человекознания и ее развитие в современной психологии»] / под ред. Журавлева А. Л., Кольцовой В. А.- М.: ИП РАН, 2008. С. 17-20.
14. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников/ Е. А.  Серебрякова: автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 124 с.
15. Столин В.В. Самосознание личности / В. В. Столин Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
16. Никитин Е. П., Харламенкова Н. Е. Феномен человеческого самоутверждения/ Е. Никитин, Н. Харламенкова. - СПб.:Алетейя, 2000. - 224с.
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»