Как мотивировать познавательную активность воспитанника?
Дьякова Юлия Николаевна,
педагог-психолог
«Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя», - тысячекратно цитируется применительно к обучению эта древняя мудрость. Да, можно усадить кадет за столы и даже добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у обучающихся желание «напиться» из источника знаний?
К сожалению, все чаще в стенах учебных кабинетов слышится фраза: «Они не хотят учиться!»
Поэтому и придумывают педагоги различные «завлекалочки» на уроках – игры, слайды и т.д. Но все это - внешняя мотивация. Она, конечно, тоже важна. Но успешность учебной деятельности и, в конечном итоге, качество обучения в большей степени зависят от мотивации внутренней.
Так что же это такое – МОТИВАЦИЯ? Что мы о ней знаем? И какие мотивационные механизмы надо включить, чтобы учеба стала учением с увлечением?
В самом общем видемотивы - это осознанные причины, которые побуждают человека к деятельности, то, что управляет его поведением.
Следовательно, мотив учебной деятельности можно определить как направленность учащегося на приобретение знаний, в том числе - на достижение целей собственного развития, освоение умений и навыков, продиктованных его интересами, внутренними потребностями, а также внешней средой.
Видов мотивации описано очень много, примерно столько же сколько существует разных видов деятельности. Но независимо от того, чем человек занимается, будь то учеба, или профессиональная деятельность, либо какие-то его увлечения, всегда существуют мотивы:
· внешние по отношению к деятельности (непосредственно они не связаны с ней);
· если же мотивы связаны с самой деятельностью, то это внутренние мотивы.
Внутренние мотивы характеризуются интересом к самому процессу и его результату; стремление развивать какие-либо умения, качества.
Внешние же проявляются тогда, когда человек действует в силу долга, обязанности, из-за давления родных, педагогов и т.д.
Если воспитанники решают задачу, то внешними мотивами этой деятельности могут быть желание получить хорошую отметку, показать умение решать задачи, добиться похвалы преподавателя и т.д. Внутренними – интерес к процессу решения, поиску наиболее рационального способа, к результату и т.д. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то он является лишь внешним для учащегося.
Условия, влияющие на внутреннюю учебную мотивацию:
Снижают |
Усиливают |
Переход причин, вызвавших мотивацию, от внутренних к внешним
|
Рост уверенности обучающихся в своих силах |
Чрезмерное внимание и игнорирование, неискренние похвалы, жесткие наказания, принижающая критика, неоправданно завышенные и заниженные оценки, материальное поощрение или лишение |
Расширение жизненного опыта и углубление внутреннего мира обучающегося |
Педагогические средства развития учебной мотивации
●Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала: показ новизны содержания; обновление уже усвоенных знаний, их углубление; раскрытие практической, научной и др. значимости знаний и способов действий; профессиональная направленность содержания, межпредметные, внутрипредметные и межцикловые связи; занимательность изучаемого материала, показ достижений современной науки и пр.
|
●Значительное влияние на развитие учебной мотивации оказывают методы, особенно методы проблемного обучения и интерактивные. Для реализации возможностей методов обучения в развитии учебной мотивации служат приемы: разъяснение целей деятельности, постановка информационных и проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, организация работы с источниками, применение полученных знаний на практике, использование занимательных и игровых форм занятий и др. |
●Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения: использование карточек с дозированной помощью, с образцами решения задач (алгоритмами действий); предъявление информации с помощью ТСО, обеспечение обучающихся оперативной обратной связью; постановка заданий к наглядной информации; управление самостоятельной работой учащихся и т.д.
|
●Приемы, основанные на общении, взаимодействия педагога и обучающихся: оценочные обращения преподавателя (замечание, отрицание, согласие, одобрение), поощрение (похвала, подбадривание), создание ситуации успеха, оказание помощи, стимулирование педагогом постановки вопросов самими обучающимися, поддержка их начинаний, прием апперцепции (связь с жизненным опытом детей, их интересами, склонностями) и др. |
●Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения: организация коллективной работы по планированию и выполнению совместных заданий; проведение коллективного обсуждения итогов работы; задания по взаимному контролю и взаимопомощи обучающихся; сочетание различных форм совместной работы; общественная оценка действий кадет, опора на общественное мнение и др. |
●Формирование учебной мотивации замедляют: эмоциональная бедность учебного материала; излишняя повторяемость одних и тех же приемов одного порядка; однообразные задания; отсутствие оценки; недоброжелательные отношения преподавателя к детям (сарказм, насмешка, упрек, угроза, нотация); приемы понуждения (наказание, необоснованное требование, придирчивость). |
Практические рекомендации педагогам по формированию мотивации обучающихся
Основными условиями, которые стимулируют интерес к учению являются следующие:
1. Организуйте процесс обучения так, чтобы дети были вовлечены в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
2. Любая деятельность, в том числе и учебная интересна тогда, когда она разнообразна. Однообразная информация, использование однообразных методов и приемов при объяснении материала, однообразные способы действий быстро вызывают скуку. Необходима смена видов деятельности и применение разнообразных приемов и методов мотивации, а также форм работы: от индивидуальной и парной, до групповой и фронтальной.
3. Для появления интереса к учебному предмету необходимо понимание его нужности, важности в жизни в целом, а также в будущей профессии.
4. Чем больше новый материал увязан с усвоенными ранее знаниями, приобретенным ранее опытом, тем он интереснее для детей, тем больше их мотивация.
5. Слишком легкие, слишком трудные задания не вызывают интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа ребенка, тем большее желание он испытывает к процессу работы. Здесь важна также и самооценка, взаимооценка как социальный мотив, словесное оценивание преподавателем, похвала и т.д. Через создание ситуаций успеха повышается статус кадета в группе.
7. Задействуйте эмоции. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого педагога с огромной силой воздействует на подростка.
8. Практика убеждает что, что результативность выполненных учебных заданий ведет не только к удовлетворению обучающихся, но и мотивирует их к дальнейшему повышению эффективности своего труда. Постройте учебный процесс так, чтобы в течение урока кадеты могли получить хоть небольшой, но результат. Результаты, которые можно увидеть, оценить, создают своего рода «передышку», которая дает возможность осознать ошибки и успехи и двигаться дальше.
9. В общении с детьми исключите из лексикона фразы - убийцы: «Так дело не пойдет!» или «Сколько можно повторять!» и т.д.
Словесные поощрения, стимулирующие интерес детей к учебе:
- Ты на верном пути.
- Ты делаешь это сегодня значительно лучше!
- Замечательно!
- Продолжай работать так же, ты добьешься большего.
- Так держать!
- Это успешное начало!
- Отлично!
- Поздравляю!
- Ты прав.
- Превосходно!
- Молодчина!
- Большое тебе спасибо!
- Твои успехи всё заметнее!
- Это твоя победа!
- Красивая мысль!
- Это интересно!
- Я верю в тебя.