Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка профориентационного урока для учащихся  9-х - 11-х классов

Я выбираю профессию

,
социальный педагог ГБОУ СОШ №175
Калининского района Санкт-Петербурга

         Готовность человека к выбору профессии обязательным образом включает в себя развитие его способности к познанию и пониманию себя, своих индивидуально-психологических особенностей и черт.
         Самопознание и самоанализ, структурирование информации о самом себе помогают человеку понять, что он есть (его личные и физические свойства), что он может (его способности и дарования), и сформулировать для себя, что он хочет (цели, планы, мечты).
         Понимание себя как будущего профессионала позволяет человеку быть готовым в будущем к профессиональному саморазвитию, сознательному планированию карьеры, к успешной адаптации к меняющимся условиям.
         Цель: помощь старшеклассникам в  личностном и профессиональном самоопределении.
Задачи:
  • Активизировать личное участие в формирование своего будущего;
  • Создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.
Методы:
  • Информирование
  • Применение диагностических методик
  • Групповая дискуссия
Оборудование: компьютер, проектор, бланки ответов к тестовым заданиям, бланки анкеты для обратной связи (рефлексии), раздаточный материал (рекомендации по выбору профессии).
План:
  1. Вступительное слово.
  2. Основная часть.
  3. Подведение итогов.
  4. Обратная связь (рефлексия).
 
Ход урока
Вступительное слово учителя
-   Я хотела бы начать наш урок по профориентации словами римского философа, поэта и государственного деятеля Сенеки: «Кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет попутного ветра».
         Все ближе и ближе выпускные экзамены. И вам предстоит заранее определиться, какие же экзамены сдавать, куда вы будете поступать учиться.
 Вы  сейчас  находитесь перед выбором  своей «гавани»-  выбором будущей профессии.  Конечно, большинство из вас уже задумывались  над этим, обсуждали с родителями, близкими.
Сегодня наш урок будет направлен на то, чтобы помочь вам лучше понять себя и  сделать верный выбор в пользу подходящей именно вам профессии.

Основная часть
1.  В первую очередь, необходимо четко обозначить причины вашего выбора, ваши мотивы. 
Так каковы же причины, определяющие ваш выбор?
(Учащимся предлагается пройти тест: модифицированная методика
С. Гриншпуна (Приложение 1)).
Ирндивидуальная обработка результатов теста.
Информирование учащихся:
         Мотивы могут быть внешними или внутренними.
Если вы выбираете будущую профессию, исходя из того, что работа по ней будет приносить вам большие деньги, т.е. специальность рассматривается только с точки зрения материальной выгоды,- это внешняя мотивация. Сюда же можно отнести выбор профессии по степени ее престижности и востребованности.
Если при  выборе профессии вы руководствуетесь не столько зарплатными ожиданиями, сколько представлениями о тех благородных и значительных делах и целях, которые вы  сможете осуществить и достигнуть в рамках специальности (например,  научные исследования, полезные для всего общества)- это внутренняя мотивация.
Что может сыграть определяющую роль при выборе профессии:
  • «модная» или востребованная (вне времени) специальность
«Мода» на определенные профессии - возникает в зависимости от потребностей общества на настоящий момент.
Востребованные вне времени специальности - не теряют своей актуальности даже в процессе перестройки общества (например, сфера IT- технологий; архитектура и строительство; медицина и фармацевтика, сфера красоты и др.)
  • давление родственников и друзей - профессия навязывается различными способами, вплоть до шантажа. Также бывает, что родители пытаются реализовать свои мечты через ребенка, не учитывая его способности, потребности и желания.
  • личная заинтересованность - выбор будущей профессии на основе интересов, предпочтений тех областей знаний, которые сформировались за период обучения в школе.
  • желание выделиться/достичь успехов в неожиданной для других области - профессия выбирается ради признания окружающими, чтобы заметили, гордились и восхищались. Очень часто подобное стремление возникает у людей, которых в свое время отвергли возлюбленные, родственники или просто знакомые, одноклассники.
  • ограниченность средств – выбор профессии аргументируется не тем, насколько она интересна, а тем, хватит ли средств, чтобы ее получить.
  • зарплатные ожидания – цель получения профессии - обогатиться в будущем.
  • диплом «для галочки» - идут учиться «потому что надо».
  • оценка собственных способностей -  от них во многом  зависит  качество выполняемой работы и уровень, которого удается достигнуть, осуществляя определенные виды деятельности. Значительно проще совершенствовать уже имеющиеся таланты, а развитие новых - более длительный и сложный процесс.
 
Групповая дискуссия: как перечисленные мотивы влияют на выбор профессии: какие помогают, а какие, наоборот, мешают?

2. Что же может мешать  в выборе профессии? (Учащимся предлагается ответить на вопросы  теста (Приложение 2)).
 
Индивидуальная обработка результатов теста.
 
Вы подсчитали количество ответов «Да». На самом деле, все десять утверждений относятся к распространенным заблуждениям, которые часто мешают человеку выбрать профессию, так называемым стереотипам. Стереотип не дает проявиться самостоятельности мышления, способности объективно оценивать свои шансы, искать дополнительные возможности. Иногда стереотипы очень удобны - они дают разрешение не делать то, что делать не очень хочется, например признаваться себе в своих слабостях, необходимости искать помощи, работать над собой. То есть в конечном итоге - взять ответственность за выбор профессии на себя.
Проанализируйте свои результаты:
0-2 – вы хорошо справляетесь с проблемой выбора профессии.
3-5 – вам не хватает информации и уверенности в том, как выбрать профессию.
6 и более - вы согласны со многими стереотипами, попробуйте честно ответить на вопрос: «Почему мне так трудно взять ответственность на себя?»
Рассмотрим более подробно данные стереотипы:
1. 
Профессия выбирается раз и навсегда. Так было раньше, однако, жизнь ускоряется, появляется все больше возможностей. Вы не будете оставаться прежним и, научившись выбирать профессию сейчас, не побоитесь рисковать в последующем.

2.Выбор профессии зависит от  «толщины» кошелька.
Так думают те, кто не хочет брать ответственность на себя. Есть много путей быть тем, кем хочешь; если один из них приводить в тупик, надо идти по-другому.

3.Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим. Это хороший способ уйти из профессии при первой неудаче. Стремление человека быть самым-самым часто прикрывает его страх неудачи.  Быть лучшим и стать классным специалистом - совсем разные цели.

4 .Профессия предназначена человеку от рождения. Если вы верите в это – значит,  боитесь пробовать себя. Лучший выбор - это выбор по склонностям, если сильно хотеть, то в большинстве профессий можно достичь успеха. Разумеется, ваши природные задатки должны приниматься во внимание. Важно знать не только состояние здоровья и предрасположенность к тем или иным заболеваниям, но и свои психофизиологические особенности (как быстро вы устаете от монотонной работы, или, наоборот, от постоянной смены видов деятельности).

5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами». Психологи обладают нужными знаниями и умениями для помощи в профессиональном выборе. Не бойтесь обращаться за помощью, специалист поможет вам разобраться в себе.

6. По названию учебного заведения можно судить о том, кого он готовит. Многие ВУЗы и колледжи открывают дополнительные специализации по подготовке специалистов. Часто это так называемые «модные» профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, иностранными языками. Что бы сориентироваться в качестве такого образования, лучше обращаться к профессиональным консультантам, знающим рынок труда и востребованность выпускников данных учебных заведений.

7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей. Мнение близких людей очень важно, но ведь профессию выбираете вы и для себя. Поэтому вся ответственность лежит только на вас.

8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым. Выбор профессии - один из шагов к взрослению, поэтому чем раньше вы начнете пробовать себя в разных областях, тем более обоснованно подойдете к будущей профессии.

9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ Престижная марка - во многом успешная реклама. Качественное образование - это прежде всего  возможность получить знания в той форме и в том объеме, которые можно пустить в свой карьерный рост. Также качество образования определяется востребованностью выпускников на рынке труда.

10.Если у тебя есть деньги, профориентация не нужна. Деньги- всего лишь один из ресурсов, которым вы обладаете.

Главный ресурс - это желание и уверенность в выборе, и он есть только у вас.

3. Три важных составляющих решения о выборе профессии.
Информирование учащихся:
- Чтобы определиться с выбором профессии, и найти свое место в жизни, необходимо знать свои склонности и способности. Что же умеете Вы, и какой вклад Вы сможете внести в общество.
Итак, первое, что необходимо учитывать при выборе профессии – это  что «Надо» обществу (Приложение 3). То есть, это анализ потребностей современного рынка труда (это и есть так называемая «модность» профессий).
Второе: что я «Могу». Это оценка индивидом своих возможностей, способностей  и навыков.
Третье: что я «Хочу» - подразумевает именно желания учащегося относительно будущей специальности.
На нашей схеме вы видите, что желания, возможности и необходимость перекрывают друг друга и получаются зоны взаимодействия.
  • Зона оптимального выбора профессии:
  • Зона совпадений стремления личности с потребностями общества в кадрах;
  • Зона совпадений возможностей личности с потребностями общества в кадрах.
  • Зона совпадений возможности личности со стремлением личности.
Подведение итогов
Итак, можно сформулировать следующие рекомендации по выбору профессии:
  1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на своих ошибках, решать и поступать по-своему.
  2. Составьте список профессий, которые  нравятся, интересны, по которым вы  хотели  бы работать («Хочу»).
  3. Определитесь, что вам наиболее важно в будущей профессии (ваши требования, мотивы, определяющие ваш выбор) Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  4.  Изучайте интересующие вас профессии и все, что с ними связано (профессиограммы – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку).
  5. Обратите внимание на потребности рынка труда («Надо»).
6.Оцените  ваше соответствие требованиям каждой из выбранных профессий («Могу»). Проанализируйте, развиты ли  профессиональные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии. Можно посоветоваться с родителями и специалистами.
7. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам («Хочу», «Могу», «Надо»).
8. Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с  психологом, профконсультантом.
9. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.
10.Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства преодоления трудностей.
11.Имейте резервный вариант на случай неудачи.
12. Проявляйте настойчивость в реализации своих профессиональных намерений. 

Закончить наш урок я хотела бы известной фразой, авторство которой точно не известно (по одной из версий она принадлежит тоже Сенеке) «Дорогу осилит идущий». Чтобы найти свое призвание, начать заниматься тем, что дарит радость, нужно пройти не одну дорогу, ведь далеко не факт, что в конце первого же отрезка пути вы обретете себя. А если даже и так, то не значит ли это, что впереди новая дорога, еще один этап, по завершению которого человек становится лучше, мудрее, опытнее.
Удачи вам в вашем выборе! И помните выбор - это бремя и привилегия взрослого. А выбор профессии - это один из важных шагов к взрослению.

Обратная связь (рефлексия)
- Обратную связь предлагаю установить через анкетирование. (Пример анкеты для выявления эффективности проведенного урока (Приложение 4)
     
Список литературы
  1. Голуб Г. Б. Предпрофильная подготовка учащихся: Рекомендации по организации и проведению/ под. ред. Проф. Е. А. Когана.- Самара: изд. «Учебная литература», 2006.
  2. Гриншпун С. С. Оценка личностно-делового потенциала учащихся в профориентационной работе // Школа и производство. – 1994. – № 6. – С. 11–12.
  3. Жариков Е. С., Золотов, А. Б. Как приблизить час открытий: введение в психологию научного труда. – Кишинев, 1990.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.А. Климов. – Москва: Академия, 2012.
  5. Профориентация старшеклассников: сб. учеб.-метод. материалов/ сост., ред. И коммент. Т.В. Черниковой .- Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Тундалева В.С. Как выбрать профессию в 17 лет-Изд. 2-е.-Ростов н/Д: Феникс, 2014.
  7. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников : 8-11 класс – М.: ТЦ Сфера, 2007.
 
Приложение 1
Инструкция. Я вам буду читать утверждения, относящиеся к различным мотивам выбора профессии. Оцените, насколько эти мотивы значимы для вас, поставив в бланке ответов рядом с номером соответствующего утверждения 3 балла, если мотив очень значим для вас; 2 балла - если мотив, скорее, значим, чем нет; 1 балл – если мотив, скорее, не значим, чем значим, 0 баллов – если мотив не имеет значения.
При выборе профессии я буду учитывать…
 
1. Престиж данной профессии в обществе.
2. Желание получить материальную независимость от родителей.
3. Интерес к содержанию профессии.
 4. Желание попробовать различные варианты решения профессиональной задачи.
 5. Влияние семейных традиций.
 6. Возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
7. Возможность саморазвития в избираемой сфере трудовой деятельности.
 8. Возможность привлечь свои способности и знания, не связанные напрямую с профессией.
 9. Желание руководить другими людьми.
10. Возможность удовлетворить свои материальные потребности.
11. Успеваемость в школе по предметам, соответствующим избираемой сфере трудовой деятельности.
 12. Желание узнать что-то новое по интересующему меня вопросу, сделать какое-то открытие.
13. Не столько возможность работы по специальности, сколько сам факт получения диплома о высшем образовании.
14. Возможность предпринимательской деятельности.
15. Возможность реализовать свои планы.
 16. Возможность выдвигать свои идеи, предлагать новые способы решения поставленных задач.
17. Возможность получить профессию без длительного обучения.
18. Необходимость материально обеспечить семью.
19. Уверенность, что избранная профессия соответствует моим способностям.
20. Желание заниматься несколькими делами одновременно или переключаться с одного вида деятельности на другой.
21. Желание работать в престижном месте.
 22. Желание приобрести экономические знания.
23. Стремление сделать свою жизнь насыщенной, интересной, увлекательной.
24. Возможность выбирать для себя профессиональные задачи и самостоятельно решать их.
25. Желание иметь модную профессию.
 26. Стремление найти удачный способ зарабатывать себе на хлеб.
27. Возможность проявить самостоятельность в работе.
28. Возможность самовыражения, проявления своих способностей.
 29. Возможность быть в центре внимания, путешествовать, иметь знаки отличия и т. п.
30. Интерес к материальной стороне профессии или должности.
31. Желание приносить пользу людям.
32. Склонность выполнять интересную для меня работу, даже если успех ее не гарантирован.
 
Обработка результатов: Подсчитайте число баллов в каждом столбце и запишите сумму в нижней клетке.
Буквы «П», «М», «Д», «Т» обозначают следующие мотивы выбора профессии: «Престиж профессии», «Материальное благополучие», «Деловое отношение», «Творческое отношение».
0-4 – мотив не выражен
5-8 – слабая выраженность мотива
9-14 – умеренная выраженность мотива
15-19 – выраженность мотива
20-24 – яркая выраженность
 
 
Бланк ответов
П М Д Т
1   2   3   4  
5   6   7   8  
9   10   11   12  
13   14   15   16  
17   18   19   20  
21   22   23   24  
25   26   27   28  
29   30   31   32  
Сумма   Сумма   Сумма   Сумма  
 
 
 
 
Приложение 2
Если вы согласны с утверждением - поставьте напротив утверждения цифру «1», если нет- «0».
  1. Профессия выбирается раз и навсегда.
  2. Выбор профессии зависит от  «толщины» кошелька.
  3. Нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.
  4. Профессия предназначена человеку от рождения.
  5. Психолог не помощник в выборе профессии, он работает с «психами».
  6. По названию ВУЗа можно судить о том, кого он готовит.
  7. Профессию можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.
  8. Профессию следует выбирать, уже став взрослым.
  9. Чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный ВУЗ.
  10. Если у тебя есть деньги, профориентация не нужна.
 
 
Приложение 3
 
 
http://ok-t.ru/studopediaru/baza4/2394137164893.files/image002.png
 
 
 
 
Приложение 4
 
    
Анкета
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы, подчеркнув соответствующие вашему мнению варианты ответа:
 
. Понравился ли  вам урок?
да               не совсем             нет
 
2. Если  нет- то почему?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Узнали ли вы что-то новое для себя?
да               не совсем             нет
4.Ваши предложения по улучшению проведения профориентационного урока_____________________________________________________________________________________

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»