Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Особенности воспитания детей младшего школьного возраста
Ефимова Наталья Владимировна
 
Учитель лишь тогда становится воспитателем, когда в его руках
тончайший инструмент воспитания — наука о нравственности, этика
В.А Сухомлинский
 
Младший школьный возраст принято считать от семи до одиннадцати лет. Этот возраст, который подходит для обучения в начальной школе и является самой вершиной детства. Легкомыслие, любопытство и наивность присутствуют у детей в этом возрасте. Пришло время обучаться в школе. Сам процесс перехода от дошкольного к школьному возрасту для детей, это переломный момент в жизни (кризис). Ведь поступление в школу вносит в жизнь ребенка очень важные и серьезные изменения.
Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Ведущей деятельностью становится учение, изменяется уклад жизни, появляются новые и постоянные обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с родителями, а также другими людьми.
Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей. Теперь деятельность предъявляет ребенку новые требования по сравнению с игровой деятельностью, которая преобладала в детском саду. Дома к занятиям ребенка появляется уважительное отношение. Когда ребенок садится за выполнение домашних заданий, он понимает всю важность уроков. Ребенок теперь чувствует, что он занят важным делом. А родители создают все условия, чтобы ребёнок смог выполнить домашнее задание. Это совершенно другое, чем раньше занимался ребенок. Здесь и обнаруживается сложность в воспитании детей младшего школьного возраста.
Развитие личности школьника происходит под воздействием новых отношений с учителями и с одноклассниками, а также новых видов деятельности. В этот период представляется больше возможностей для формирования положительных черт личности и высоконравственных качеств. Доверчивость, послушность и внушаемость, огромный авторитет, который использует преподаватель, склонность к подражанию, создают благоприятные предпосылки для формирования личности.
Учитель – это главный человек в школе. Учитель выдвигает требования, которые необходимо делать школьникам. Отношения с воспитателями в детском саду и учителей с детьми младшего школьного возраста совершенно не похожи. Ребенок невольно испытывает страх, застенчивость перед учителем. Для ребенка он совершенно чужой, неизвестный человек. Здесь нет прежнего знакомого окружения. Не всегда легко им пройти период привыкания к школе, к ее распорядку и укладу. Все дети ведут себя по-разному, одни перевозбуждены, другие скованны, есть и трудно управляемые дети. Важно для ребёнка младшего школьного возраста расширение круга общения.
Основные задачи учителя – создать доброжелательную атмосферу в классе и завоевать доверие детей. При выполнении этих задач, ребята легко привыкают к новым требованиям и условиям.
Родители должны знать о ряде серьёзных трудностей у ребёнка в этот период. В первую очередь у детей появляется новый строгий распорядок жизни (рано вставать, внимательно слушать учителя, сидеть тихо на уроках и т.д.)
Восприятие младших школьников отличается своей неустойчивостью и неорганизованностью. Без всяких усилий их завлекает все новое и интересное.
Если принуждать школьника учить определенные понятия, из этого ничего не выйдет. Ребенок должен понимать, для чего это ему нужно, зачем необходимо это знать. Познавательная активность младшего школьника в большей степени проходит в процессе обучения. Очень большое значение в познавательной деятельности детей младшего школьного возраста имеет память, наглядно-образного характера. Безошибочно запоминается  материал интересный, конкретный, яркий. Огромную роль в воспитании детей младшего школьного возраста имеют игры. Подтверждено, что детки проще запоминают нужные слова в трудовой деятельности либо в игровой форме. В игре появляются и закрепляются новые интересы, новые мотивы деятельности ребенка. Элементы игр полезны в преподавании, труде, воспитании и общении. Не случайно психологи и преподаватели рекомендуют проводить занятия с детьми младшего школьного возраста в начальных классах в виде обучающих дидактических игр.
Важно учесть, что учебная деятельность - это не только преподавание, но еще и воспитательная работа. Формирование у ребёнка потребности в знаниях, глубоких и широких познавательных интересах, потребности в постоянном саморазвитии и самообразовании - это главное в воспитательной работе, выполняемой в начальный период учения.
Конец младшего школьного возраста – это закрепление в психологии детей, что их успехи зависят от стараний. Они ощущают потребности в достижении успехов или противоположной ей потребности избегания неудачи.
Для детей младшего школьного возраста стимулом в запоминании может служить хорошая отметка и очень важно при изучении материала его осмысление. В классе встречаются такие ученики, которым для запоминания достаточно просто прочитать материал или послушать внимательно учителя (легко воспринимать материал и воспроизводить его через длительное время). Также встречаются дети, которые с легко запоминают новый материал и также скоро его забывают. Поэтому таким детям необходима установка на длительное запоминание. Есть и другие ученики, которые тяжело запоминают и быстро забывают материал. Причины: переутомление, плохое внимание и низкий уровень памяти. Необходимо развивать у таких ребят память.
В школу приходят дети с разным темпераментом, который так же имеет значение при учебно-воспитательном процессе. Поэтому каждый малыш осваивается и соображает по-своему. Кто-то быстро, а кто-то медленнее понимает услышанный материал и запоминает. Поэтому преподавателю важно это учитывать.
Индивидуальность ребенка проявляется в познавательной сфере. Школьники имеют слуховой тип памяти, зрительный, зрительно-двигательный. Ребенок к школе должен быть готов психологически. Готовясь к школе родители возлагают на него больше нагрузки. Если ребёнок не готов, он переживает, что приводит к нарушению в развитии личности ребенка, появляются проблемы. Преподавателю нельзя говорить ребенку, что он хуже других. Необходимо научить ребенка непринужденно и свободно общаться как со взрослыми, так и со своими сверстниками. Вот несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста: ребенок должен чувствовать и знать, что близкие его любят за то, какой он есть, что они им гордятся. А также всегда говорить ему правду. Нельзя добиваться успеха силой - это ведёт к разрушению личности. Стоит признавать права на ошибки.
В этот период у ребенка появляется много вопросов. Нужно терпеливо и честно отвечать на его вопросы. Родителям следует знать, не стоит отдавать первоклассника в кружок и секцию, потому что это большая нагрузка, а школьная жизнь является стрессом. Лучше отдавать в кружки со второго или третьего класса, чтобы ребенок смог адаптироваться к новым условиям деятельности.
У ребенка концентрируется внимание на 15 мин. Поэтому необходимо делать перерывы на физическую зарядку, это займет немного времени всего на пару минут, то есть смена деятельности. Начиная с письменных уроков, чередуя с устными заданиями. Занятие проходит не больше часа. Зрительные нагрузки, компьютер или телевизор, не более одного часа.
Родителям должны прислушиваться к советам врачей. Нельзя забывать о здоровье школьника. У него должен быть удобный ранец, вес до 4 килограмм.  Нельзя упрекать и ругать ребёнка, он потеряет веру в себя, в свои возможности. Важно всячески поддерживать ребенка. Еще одна ошибка родителей в том, что они в присутствии своих детей начинают ругать школу и преподавателей. Нельзя детей сравнивать с более успешными одноклассниками - это может навредить психике ребенка. Ведь малышу необходимо вырасти самоуверенным и спокойным человеком. Для обучения школьнику нужен мотив.
  • Социальные мотивы: ребенок старается быть грамотным человеком, чтобы получить одобрение взрослых, добиться престижа, успеха, быть полезным обществу, взаимопомощь, ответственность за поступки. Появляется мотив избегать неудачи. Плохая оценка влечет за собой недовольство учителя и наказание от родителей.
  • Познавательный мотив: получая знания, школьник должен стремиться не только их получить, но и самостоятельно найти другие способы приобретения знаний. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память.
  • Внешние мотивы: Для ребенка главное не учеба, а награда за хорошую учебу. Поэтому они стараются учиться хорошо, чтобы получить похвалу от учителя. Получая оценки, у ребенка проявляется самооценка. Завышенная она бывает у отличников и хорошистов, ребята считают себя лучше остальных детей. Заниженная, у двоечников и троечников. Такие дети не уверены в себе – это ведёт к искажению личностного развития. Учителям должен каждому по мере возможности уделять внимание.
Главная ошибка учителей: они не поощряют отстающих детей и не дают им стимула учиться дальше. У школьника должна появиться мотивация. Есть очень активные дети, страдающие синдромом дефицита внимания, поэтому они не могут сосредоточиться, что мешает учебному процессу. Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и учителем на уроках. В школьном возрасте закладывается фундамент правил поведения и нравственных норм, поведения. В младшем школьном возрасте дети очень импульсивные, они делают и говорят, не обдумав.
В этом возрасте воспитываются коллективные отношения. Это помогает участие детей в коллективных делах и общественной деятельности. А это в жизни очень нужно, чтобы находить общий язык с людьми. Переход ребёнка с дошкольного возраста в школьный играет главную роль. Это переход к новому обучению, который требует новых условий: большого внимания к развитию мышления, восприятию, памяти. Безусловно, ребенок учится быть самостоятельным и его необходимо в этом поддерживать.
Главная цель родителей и учителей - учитывать психологические особенности детей школьного возраста в воспитании и обучении. Этому помогут различные задания, игры и упражнения.
Вывод: в воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Лишь слаженная работа поможет добиться успеха. Учителю нужно найти к каждому ребенку индивидуальный подход. Ведь каждый ребёнок имеет способности, главное их найти и развивать. Необходимо всячески его поддерживать и никогда не сравнивать с другими детьми. Ребенка это может только разозлить и обидеть.
Таким образом, что для полноценного воспитания детей младшего школьного возраста необходимо учитывать следующее:
- ребёнок должен общаться с детьми, которые существенно отличаются друг от друга и от него самого и требуют разного межличностного поведения;
- степень трудности деятельности должна увеличиваться;
- для ребенка при выборе деятельности нужно постепенно переходить от более к менее привлекательным. При этом значимость – осознаваемая ценность данного вида деятельности для собственного психологического развития ребенка – напротив, должна постепенно возрастать;
- сначала деятельность должна предлагаться ребёнку взрослым, а затем он сам должен прийти к самостоятельному выбору деятельности;
- заинтересовать ребёнка в совместную сюжетно-ролевую игру или в деятельность, выполняя которую он будет вынужден приспосабливаться к индивидуальным особенностям и действиям других людей;
- в процессе обучения постепенно ставить более сложные задачи, которые детям нужно решать в общении и взаимодействие с людьми.
В завершение, наиболее важные виды деятельности для развития детей в 7-11-летнем возрасте – игра, обучение и общение.  
Именно на этом и должно быть построено воспитание детей младшего школьного возраста. Во время игровой деятельности дети учатся социальному взаимодействию, учатся жить в обществе, реализуют свои способности, навыки и знания, превращая их из теории в практику, а затем в опыт.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»