Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Организация работы с семьей как профилактика
употребления подростками алкогольных напитков
в условиях учреждения среднего профессионального образования

Назаров Александр Юрьевич,
преподаватель СПб ГБПОУ
«Электромашиностроительный колледж»,

Профилактика употребления обучающимися алкогольных напитков является важным направлением работы воспитательной службы колледжа. Актуальность проблемы обусловлена  особенностями контингента. По данным социального паспорта учреждения  более половины обучающихся - из неполных семей; более 94% - из малообеспеченных семей;  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обучающихся,  состоящих на различных видах учета – по 4% от общего количества.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) состояние здоровья человека на 50% обуславливается его образом жизни, стиль которого закладывается, формируется и на протяжении жизни подкрепляется в семье.

Семья - это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего появления.

Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи.

Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в которой младшие и старшие поколения объединяет целая система отношений. Эти отношения определяют психологический климат семьи, формирующий у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства, проведение досуга, различные увлечения семьи - все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает навыки общения, модели социального поведения и человеческих отношений. Здесь у ребенка формируются привычки, в том числе и вредные, особенно если такие привычки являются частью повседневной жизни его родителей.

Важнейшим условием нормальной социализации и становления личности подростка является его благополучие в семье. Таким образом,  одной из задач образовательного учреждения становится профилактическая работа социального педагога с обучающимися и с родителями по организации профилактики употребления алкогольных напитков.

Важными профессиональными качествами становятся: знание  особенностей психологии семьи в рамках задач профилактики употребления алкогольных напитков; владение способами проведения семейной диагностики по выявлению семей «группы риска» по употреблению детьми алкогольных напитков; владение навыками решения проблемных ситуаций и приемами коррекционной деятельности при возникновении детско-родительских конфликтов.

Формами работы с родителями по профилактике употребления алкогольных напитков среди подростков являются:

* диагностико-аналитическая работа по выявлению семей группы риска;  

* индивидуальное консультирование обучающихся и родителей;

* информационно-просветительская работа с родителями.

С точки зрения семейной психологии употребление подростками алкогольных напитков оценивают, как крайнюю форму разрешения семейного кризиса. Даже если первичной причиной начала употребления алкоголя было подростковое любопытство, чаще связанное с особенностями возраста, а не с особенностями семьи, обнаружившийся факт употребления и злоупотребления спиртными напитками будет по-разному переживаться и использоваться отдельными взрослыми членами семьи.

Следовательно, семья может выступать:

* фактором фиксации психологической зависимости от алкоголя;

* фактором, провоцирующим продолжение употребления алкоголя;

* фактором эффективности психотерапевтической и реабилитационной работы.

По данным психологов для здоровой семьи характерны:

* гибкие, открытые взаимоотношения между младшими взрослыми членами семьи с четкими «образцами» отношений и поведения;

* эмоционально теплые связи между поколениями;

* родители поддерживают друг друга, солидарны между собой, они создают опору семьи, обеспечивают чувство безопасности для детей;

* умение разрешать возникающие конфликты с ребенком без угроз и наказаний, доверять его пониманию и делиться своими чувствами, которые возникли из-за конфликта, объяснять их;

* стремление поддерживать успехи ребенка, использовать любые формы выражения теплых чувств.

Для конфликтных семей характерны:

* общение между взрослыми и детьми носит дисгармоничный характер, в нем мало места заботе, шуткам и радости;

* неумение и (или) нежелание обсуждать внутрисемейные проблемы доуг с другом, с окружающими, уход от поддержки со стороны колледжа, служб социальной защиты и т.п.;

* тенденция разрешать возникающие проблемы на эмоциональном уровне без планирования конкретных шагов и участия каждого;

* в отношениях может доминировать недоверие, неприязнь и взаимное перекладывание вины.

К семейным условиям, которые могут провоцировать начало систематического употребления подростком алкогольных напитков, приводящих к возникновению алкогольной зависимости относят такие проблемы в общении взрослых с детьми как:

* неопределенные распоряжения без четких границ (бывает достаточно всего один раз донести до ребенка в неадекватной форме важную информацию о том, как получить то, что хочешь, и в следующий раз ребенок подумает: «Может быть, я плохо просил, слабо требовал, чтобы получить то, что хочу? Я подниму больше шума»);

* у родителей отсутствуют общие требования к ребенку, нет четкой позиции по отношению к нему (кто-то из родителей, стремясь быть лояльнее к ребенку, постепенно может утратить свой авторитет, а ребенок будет этим пользоваться, чтобы добиться желаемого);

* наказание плохого поведения детей, но при этом игнорирование хорошего, постоянное недовольство ребенком;

* социальная безнадзорность, неполный контроль, когда родители не знают, где и с кем находятся их дети;

* длительные или постоянные конфликты между членами семьи, неспособность организовать и испытывать общие для всей семьи радости;

* уверенность родителей в воспитательном значении физических и других наказаний, неспособность понимать потребности современного подростка.

Таким образом, работа с семьей предполагает подробное изучение ее особенностей на современном этапе жизни, а также обращение к ее истории.

Социальный педагог оценивает тип семейного неблагополучия.

Говоря о семье как о факторе, влияющем на развитие алкогольной зависимости у  подростков и юношей, имеется в виду то, что практически всегда зависимость возникает в проблемных семьях. Типы проблемных семей:

* неполная семья;

* отсутствие в семье эмоциональной близости, взаимопонимания;

* распавшаяся семья;

* безоговорочное доминирование одного из членов семьи с предъявлением жестких правил семейной жизни.

Для проблемных семей характерны общие психологические особенности:

* ранимое и эмоционально-болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам;

* преобладает избегание родителями эмоционально близких отношений с подростком;

* постоянно поддерживать успехи подростка, использовать любые формы выражения теплых чувств.

* использование ребенка как средства давления и манипуляции супругами друг другом;

•непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения;

•отсутствие в семье единых требований к воспитанию ребенка;

•невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (рядом, но не вместе).

Особенно необходимо обращать внимание на так называемые «кризисные семьи», в которых конфликты, жестокое обращение с детьми, алкогольная зависимость являются привычной формой существования.

 Для успешности профилактической работы необходимо знать и учитывать структуру семьи и ерархию отношений в ней. Выявить устойчивые семейные стереотипы и формы родительско-детских отношений, среди которых могут проявиться:

* ответственность и вина за употребление спиртных напитков приписывается исключительно ребенку;

* строжайший контроль, недоверие и подозрительность;

* чувство вины родителей перед ребенком и друг другом.

Особенности семейного воспитания детей и подростков, склонных к алкогольной зависимости имеет характерные взаимоотношения:

* жесткий контроль семье, недоверие к подростку, к его самостоятельности;

* требование уважать родителей и отказ в уважении к нему;

* гипер- или гипоопека в семье;

* эмоциональная депривация;

* отсутствие взаимопонимания с родителями.

 .В процессе консультативной работы с семьей специалисту необходимо осознать базовую семейную установку «семейный миф», т.е. знание, разделяемое всеми членами семьи и отвечающее на вопрос «Кто мы?», потому что часто именно миф ответственен за семейную дисфункцию, и пока он не будет выявлен и представлен семье, ничего не изменится.

Информирование родителей о проблемах подросткового алкоголизма - необходимая составляющая профилактической программы. Самой распространенной формой информирования родителей на уровне колледжа являются родительские собрания и тематические встречи.

Наиболее актуальными темами являются:

1. Факторы риска, способствующие употреблению алкогольных напитков подростками.

2. Мотивы употребления алкогольных напитков подростками.

3. Как противостоять алкоголизму?

4. Как отказаться от алкоголя?

5. Как защитить своих детей? Факторы защиты в семье и в обществе.

6. Благополучная семья. Секреты счастливой жизни.

Основные задачи информационно-просветительской работы:

* Расширение психологических знаний родителей о психологических особенностях детей на разных возрастных этапах, о методах воспитания. Повышение культуры здоровья и культуры общения.

* Оказание помощи в решении возникающих проблем, особенно тех, которые мешают нормальной социализации подростков.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»