Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие ребенка и его возрастные особенности

 
Когда-то считалось, что дети -  это маленькие взрослые.  Много веков к ним так и относились, растили по правилам «ты должен» и «делай как я». Правда, еще три века назад Руссо догадался, что детство думает, чувствует и мыслит иначе, но на это никто особого внимания не обратил. В результате  многие поколения родителей растили детей так же, как растили их самих. Но однажды у взрослых появилось понимание, что дети – другие, и интересы у них другие, и потребности у них другие, и то, что хорошо для взрослых не всегда пригодно для детей. Попутно прояснилось, что никогда человек не бывает так деятелен, пытлив и инициативен, как в детстве, и никогда ему не приходится расходовать столько сил на борьбу за свои права. Было проведено множество экспериментов, было создано много различных теорий, касающихся возрастных особенностей детей.
Иногда забавно бывает наблюдать, как гуляют дети со своими родителями, как по-разному они идут. Иные мамы и малыши шагают рядышком, крепко взявшись за руки. Есть дети, которые вечно скачут впереди и тащат своих мам за собою. А бывает и так: идет мама, а где-то там за ней, позади, семенит ее карапуз. Сначала он старается поспеть за торопящейся мамой, но в конце концов малыш устает и начинает плакать. В «воспитательной» жизни случается то же самое. Когда родители слишком спешат, ребенок отстает и устает. Когда идут слишком медленно, ребенок убегает вперед. А со временем так убежит, что вы его не догоните. Искусство воспитания - это умение подлаживаться под шаг ребенка, под ту скорость движения, которая комфортна именно для него. Можно слегка ускорять шаги, можно замедлять, но при этом всегда учитывать темп, в котором удобно двигаться ребенку. Это ведь так просто: ориентироваться не на свои нужды, а на детские. Не нужно дергать за руку, а нужно подладиться под внутренний детский ритм.
Испортить свою родительскую жизнь можно двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребенка. В первом случае родители придерживаются политики невмешательства, а во втором -  активно вмешиваются в те сферы, которые определяем не мы. Любой цветок в нашем саду растет и развивается согласно заложенному в нем генетическому коду. У каждого ребенка тоже свой генетический код, и в первую очередь он определяет его развитие. В каждом ребенке изначально заложена некая биологическая программа, которая и направляет его по жизни. Родители тоже конечно могут внести свои поправки, но эффективными они будут только в том случае, если не будут противоречить этому коду-программе, а будут следовать за ней. Самой природой запрограммировано, что развитие человека происходит всегда, и всегда в определенной последовательности. Все навыки и способности, которые приобретает малыш, подчиняются законам роста. Именно из-за этих законов внутренней саморегуляции дети так стойко сопротивляются нашим усилиям обучить их чему-либо новому. Есть задачи, которые ребенок может решить с помощью взрослого, а есть такие, до которых он просто «не дозрел». Мудрые родители скажут «подождем», а нетерпеливые - начнут бороться.
Регулярно навязывая детям то, до чего они внутренне еще не могут дотянуться, мы одновременно совершаем две вредные вещи: сбиваем их биологические часы, а заодно лишаем уверенности в себе и своих силах.
В сущности, сам процесс созревания и развития -  это магистральная дорога, по которой проходит каждый ребенок. А вот скорость продвижения у каждого своя. Отклонения случаются в обе стороны, но то, что положено ребенку пройти и усвоить он пройдет и усвоит обязательно в свое время.
В этом смысле можно выделить три детских типажа:
Первый – подвижный, на перемены реагирует быстро, обычно умен и сообразителен, оптимист.
Второй – медлительный и осторожный. У детей этого типа обычно все происходит с большим запозданием. Но зато они умеют ждать, обладают спокойным и ровным характером и  способны решать свои жизненные задачи без надрывов.
Третий – смешанный. Эти дети то уходят вперед, то застревают на каком-то этапе. Они развиваются рывками. Иногда они осторожны, а иногда дерзки и рискованны, их настроение меняется часто, им трудно ждать, зато у них сильно развита интуиция.
Мало того, один и тот же ребенок может так внутренне изменяться, что его можно не узнать. Такое сплетение взаимно противоположных черт длиться обычно лет до 16, до той поры, пока у человека не вырабатывается устойчивый образ собственного «я».
Все дети проходят одну и ту же последовательность в развитии, но скорость прохождения у каждого своя. Кто-то развивается скорее, кто-то медленнее, но результат будет обязательно.
Беда многих хороших родителей – они слишком нетерпеливы и слишком ответственны. Мы сэкономим массу времени и нервов, если изначально будем помнить, что дети способны к правильному развитию, они сами знают когда и что им надо «проходить».
Хотим мы этого или нет, но все мы разные, со своим персональным набором пристрастий и привычек. И дети наши разные. Мы не можем просто так по собственной прихоти менять детское поведение, иначе наломаем дров. Занимаясь с детьми, реагируя на их поступки мы исходим из некой программы «как должен вести себя мой ребенок».
Ребенок так устроен, что он честно заявляет о своих потребностях и всегда подает нам сигналы: что надо ему, что лишнее, где мы правы, а где ошиблись. Знаки эти не в словах, а в жестах, поведении, в поступках. Мы должны улавливать эти знаки, к нам обращенные, и правильно расшифровать их. Тогда и реагировать мы будем правильно.
Можно, например, выходить из себя, когда ребенок делает все наперекор, а можно вспомнить, что детское непослушание – это сигнал, знак, который необходимо правильно расшифровать. Понаблюдайте за теми трудностями, которые создает ваш ребенок, и считайте их знаками.
Мы как родители растем тогда, когда старательно учимся понимать индивидуальные и возрастные особенности своего ребенка. Чтобы ни сделал ребенок, что бы ни захотелось сделать нам, начнем с трех важных вопросов, которые надо задать самому себе:
 - что хочет мой ребенок;
- что может мой ребенок;
- чем он отличается от других детей.
Все эти «что» определяются возрастом ребенка и той средой, в которой он растет.
Итак, сделаем выводы из вышесказанного. Для того чтобы быть хорошим садовником надо:
- знать этапы созревания  и роста ребенка и как он через них проходит;
- знать особенности его темперамента и характера;
- учитывая возрастные особенности ребенка, создавать нужные условия;
- всегда искать и находить с ним контакт.
 
Список используемой литературы:
1.     З. Некрасова «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти».
2.     Е.О. Смирнова «Детская психология»
3.     Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»