Развитие ребенка и его возрастные особенности
Иногда забавно бывает наблюдать, как гуляют дети со своими родителями, как по-разному они идут. Иные мамы и малыши шагают рядышком, крепко взявшись за руки. Есть дети, которые вечно скачут впереди и тащат своих мам за собою. А бывает и так: идет мама, а где-то там за ней, позади, семенит ее карапуз. Сначала он старается поспеть за торопящейся мамой, но в конце концов малыш устает и начинает плакать. В «воспитательной» жизни случается то же самое. Когда родители слишком спешат, ребенок отстает и устает. Когда идут слишком медленно, ребенок убегает вперед. А со временем так убежит, что вы его не догоните. Искусство воспитания - это умение подлаживаться под шаг ребенка, под ту скорость движения, которая комфортна именно для него. Можно слегка ускорять шаги, можно замедлять, но при этом всегда учитывать темп, в котором удобно двигаться ребенку. Это ведь так просто: ориентироваться не на свои нужды, а на детские. Не нужно дергать за руку, а нужно подладиться под внутренний детский ритм.
Испортить свою родительскую жизнь можно двумя способами: сложив с себя всю ответственность или взяв на себя всю ответственность за рост и развитие ребенка. В первом случае родители придерживаются политики невмешательства, а во втором - активно вмешиваются в те сферы, которые определяем не мы. Любой цветок в нашем саду растет и развивается согласно заложенному в нем генетическому коду. У каждого ребенка тоже свой генетический код, и в первую очередь он определяет его развитие. В каждом ребенке изначально заложена некая биологическая программа, которая и направляет его по жизни. Родители тоже конечно могут внести свои поправки, но эффективными они будут только в том случае, если не будут противоречить этому коду-программе, а будут следовать за ней. Самой природой запрограммировано, что развитие человека происходит всегда, и всегда в определенной последовательности. Все навыки и способности, которые приобретает малыш, подчиняются законам роста. Именно из-за этих законов внутренней саморегуляции дети так стойко сопротивляются нашим усилиям обучить их чему-либо новому. Есть задачи, которые ребенок может решить с помощью взрослого, а есть такие, до которых он просто «не дозрел». Мудрые родители скажут «подождем», а нетерпеливые - начнут бороться.
Регулярно навязывая детям то, до чего они внутренне еще не могут дотянуться, мы одновременно совершаем две вредные вещи: сбиваем их биологические часы, а заодно лишаем уверенности в себе и своих силах.
В сущности, сам процесс созревания и развития - это магистральная дорога, по которой проходит каждый ребенок. А вот скорость продвижения у каждого своя. Отклонения случаются в обе стороны, но то, что положено ребенку пройти и усвоить он пройдет и усвоит обязательно в свое время.
В этом смысле можно выделить три детских типажа:
Первый – подвижный, на перемены реагирует быстро, обычно умен и сообразителен, оптимист.
Второй – медлительный и осторожный. У детей этого типа обычно все происходит с большим запозданием. Но зато они умеют ждать, обладают спокойным и ровным характером и способны решать свои жизненные задачи без надрывов.
Третий – смешанный. Эти дети то уходят вперед, то застревают на каком-то этапе. Они развиваются рывками. Иногда они осторожны, а иногда дерзки и рискованны, их настроение меняется часто, им трудно ждать, зато у них сильно развита интуиция.
Мало того, один и тот же ребенок может так внутренне изменяться, что его можно не узнать. Такое сплетение взаимно противоположных черт длиться обычно лет до 16, до той поры, пока у человека не вырабатывается устойчивый образ собственного «я».
Все дети проходят одну и ту же последовательность в развитии, но скорость прохождения у каждого своя. Кто-то развивается скорее, кто-то медленнее, но результат будет обязательно.
Беда многих хороших родителей – они слишком нетерпеливы и слишком ответственны. Мы сэкономим массу времени и нервов, если изначально будем помнить, что дети способны к правильному развитию, они сами знают когда и что им надо «проходить».
Хотим мы этого или нет, но все мы разные, со своим персональным набором пристрастий и привычек. И дети наши разные. Мы не можем просто так по собственной прихоти менять детское поведение, иначе наломаем дров. Занимаясь с детьми, реагируя на их поступки мы исходим из некой программы «как должен вести себя мой ребенок».
Ребенок так устроен, что он честно заявляет о своих потребностях и всегда подает нам сигналы: что надо ему, что лишнее, где мы правы, а где ошиблись. Знаки эти не в словах, а в жестах, поведении, в поступках. Мы должны улавливать эти знаки, к нам обращенные, и правильно расшифровать их. Тогда и реагировать мы будем правильно.
Можно, например, выходить из себя, когда ребенок делает все наперекор, а можно вспомнить, что детское непослушание – это сигнал, знак, который необходимо правильно расшифровать. Понаблюдайте за теми трудностями, которые создает ваш ребенок, и считайте их знаками.
Мы как родители растем тогда, когда старательно учимся понимать индивидуальные и возрастные особенности своего ребенка. Чтобы ни сделал ребенок, что бы ни захотелось сделать нам, начнем с трех важных вопросов, которые надо задать самому себе:
- что хочет мой ребенок;
- что может мой ребенок;
- чем он отличается от других детей.
Все эти «что» определяются возрастом ребенка и той средой, в которой он растет.
Итак, сделаем выводы из вышесказанного. Для того чтобы быть хорошим садовником надо:
- знать этапы созревания и роста ребенка и как он через них проходит;
- знать особенности его темперамента и характера;
- учитывая возрастные особенности ребенка, создавать нужные условия;
- всегда искать и находить с ним контакт.
Список используемой литературы:
1. З. Некрасова «Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти».
2. Е.О. Смирнова «Детская психология»
3. Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»