Семья как важный фактор психического
развития ребенка
Гоцуляк Наталия Михайловна
«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»
В.А. Сухомлинский
Личность ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.
Особую роль играет семья в воспитании ребенка - дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание .
Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.
Семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в «семью» (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком).
Семья – играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Основное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.
Родителям необходимо помнить следующие психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
1. Принимать активное участие в жизни семьи.
2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.
3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и способности.
4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему самостоятельно принимать решения.
5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
6. Уважать право ребенка на собственное мнение.
Характер восприятия ребенком людей, настроение окружающих зависит от опыта семейного общения.
Характер общения взрослого и ребенка определяет эффективность дошкольного воспитания.
Освоение ребенком окружающего мира происходит на основе сформированного эмоционального контакта «взрослый — ребенок». В отечественной психологии все факторы, способствующие общению детей с взрослыми, рассматриваются в качестве сильнейшего стимулятора психического развития ребенка.