Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Семья как важный фактор психического
развития ребенка

Гоцуляк Наталия Михайловна

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»
В.А. Сухомлинский

Личность  ребенка закладывается в семье, которая является первой школой воспитания его нравственных чувств, навыков социального поведения. На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, семейными устоями. Взрослые члены семьи несут ценностные установки и стандарты общества, к культуре которого они приобщены. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, становится его членом. Опыт общения приобретенный в семье, в значительной степени определяет характер взаимоотношений ребенка с окружающими людьми и в последующей его жизни.

Особую роль играет семья в воспитании ребенка - дошкольника, поскольку это первая и часто почти единственная среда, формирующая его личность. Дошкольное детство - период высокой чувствительности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В этом возрасте создается основа, на которой строится все последующее воспитание .

Взаимоотношения, складывающиеся между родителями и детьми, являются решающим моментом социализации. Они обнаруживают себя в самый ответственный момент – когда человек наиболее восприимчив к добру и злу, когда он более доверителен и открыт всему новому, а именно в период младенчества. Взаимоотношения продолжаются всю жизнь и, следовательно, оказывают наиболее длительное воздействие. Родительско-детские отношения являются самыми тесными и близкими отношениями, которые только могут существовать в человеческом обществе.

Семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи, а также принятие и исполнение роли. Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в «семью» (ты будешь мамой, ты – папой, ты – ребенком).

Семья – играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 
В связи с особой воспитательной ролью семьи необходимо максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. 
Основное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более  старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Родителям необходимо помнить следующие психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1. Принимать активное участие в жизни семьи.

2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.

3. Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и способности.

4. Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему самостоятельно принимать решения.

5. Иметь представление  о различных этапах в жизни ребенка;

6. Уважать право ребенка на собственное мнение.

Характер восприятия ребенком людей, настроение окружающих зависит от опыта семейного общения.

Характер общения взрослого и ребенка определяет эффективность дошкольного воспитания.

Освоение ребенком окружающего мира происходит на основе сформированного эмоцио­нального контакта «взрослый —  ребенок».                                                       В отечественной психологии все факторы, способствующие общению детей с взрослыми, рассматриваются в качестве силь­нейшего стимулятора психического развития ребенка.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»