Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Эмоциональное взаимодействие
как психолого-педагогическое явление

Гоцуляк Наталия Михайловна

Под эмоциями обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека – от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы (в форме переживаний), отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для  жизнедеятельности человека. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность. Если такие психические процессы, как восприятие и мышление, позволяют человеку более или менее объективно отражать окружающий и не зависящий от него мир, то эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Эмоции представляют человеку его потребности. Без них не смог бы он осознать свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая – общая для всех эмоций черта – это их содействие в достижении этих потребностей. Знак эмоции в контексте её оценки определяется достижением (положительная эмоция) или не достижением (отрицательная) результата ожидаемой цели. Так, личную значимость познания эмоции отражают через вдохновение, одержимость, пристрастность и интерес, которые направляют и поддерживают процесс постижения мира. Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Отсутствие четких определений, а значит и четкого содержа­ния, понятий в общей психологии является одной из причин их неработоспособности в практике, что, безусловно, отрицательно сказывается на общей разработанности этой главы в детской пси­хологии (и к тому же частично объясняет узкий академизм прово­димых в этой области исследований). Если обратиться к истории психологии, можно увидеть, каким было отношение мыслителей прош­лого к эмоциональной жизни человека. Уже у Аристотеля в его книге «О душе» большое место занимал раздел «Чувства», в кото­ром значительное внимание уделялось рассмотрению аффекта и даже было введено понятие соразмерности аффекта (II в. до н.э.). В трудах церковно-политического и литературного деятеля Нила Сорского опубликован трактат «О страстях», где описаны этапы развития основных человеческих страстей [конец XV — начало XVI в.]. В философских трудах Р.Декарта («О страстях души») и Б.Спинозы («Этика») проблема эмоциональных явлений чело­века занимает значительное место, хотя и получает рационали­стическое истолкование [XVI —XVII вв.]. Целые монографии или специальные разделы посвящались, таким образом, этой важ­нейшей стороне душевной жизни и внутреннего мира человека.

Предупреждая о чрезвычайно сложной структуре эмоциональ­ной жизни человека и его эмоционального опыта, А.Н.Леонтьев писал: «Сфера аффективных, в широком смысле слова, процес­сов охватывает различные виды внутренних регуляций деятельно­сти, отличающихся друг от друга как по уровню своего протека­ния, так и по условиям, которые их вызывают, и по выполняе­мой ими роли. Имеется в виду лишь те преходящие, «ситуационные» аффективные состояния, которые обычно и на­зывают собственно эмоциями в отличие, с одной стороны, от аффектов, а с другой стороны, от предметных чувств».

В широком смысле слова эмоции рассматривались, например, как особая форма или вид познания (античная философия), как познание интуитивное, или чувственное, в отличие от познания рационального. При этом подчеркивалось, что чув­ственное познание — познание, принципиально неистинное. Спи­ноза писал: «Познавая внешний мир через чувственные образы, мы не можем познать ни сам внешний мир, не свое тело, ни себя».

В более узком смысле этого слова эмоции определяются в пси­хологической литературе как те психические процессы и состоя­ния, которые в форме непосредственного переживания отражают значимость чего-то для жизнедеятельности человека. Другими сло­вами, эмоции — своеобразный индикатор значимости окружаю­щего для человека. Если слово «значимость» понимать как важ­ность, необходимость, нужду (что уравновешивается понятием «потребность»). Тогда высказывание «эмоция отражает значимость» будет иметь смысл «эмоция отражает потребность».

Эмоции (от французского,  от латинского – потрясаю, волную) – особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Эмоции выполняют функцию регулирования активности субъекта путём отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

В психологии выделяется 10 фундаментальных эмоций, которые обладают свойственными именно им адаптивными функциями и уникальными мотивационными качествами. Это: интерес-волнение,  радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

В.С.Дерябин называет эмоциями (аффектами, душевными волнениями) такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и т.п. Психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. Термин «эмоции» принят преимущественно в английском и французском языках, в немецкой литературе пользуются главным образом словами «аффекты» и «душевные движения». То общее, что есть между эмоциями, чувствами и влечениями, называет потребность в общем групповом названии. Блейлер объединил чувства и эмоции под общим названием «аффективность».

Вундт наряду с выражением «чувственный тон ощущений» употреблял выражение «эмоциональный тон ощущений». Он говорил, что эмоциональная сторона наших ощущений слагается из «чувств, аффектов и влечений», но в, то, же время слово «эмоции» употреблял и в узком значении, так что чёткой терминологии в данном вопросе у него нет. На русском языке иногда в качестве родового понятия употребляется слово «чувство» (чувство голода, чувство печали и т. д.).

Применение слова «чувство» и к чувствам в узком смысле слова, и к влечениям, и к эмоциям делает его равнозначным слову «аффективность», но такое словоупотребление имеет место лишь в разговорном языке.

Эмоции проявляются в определённых психических переживаниях, каждому известных по своему опыту, и в телесных явлениях.

У.Джемс утверждал, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что   наше переживание этих изменений, по мере того как они происходят, и является эмоцией.

М.Б.Арнольд, Дж.А.Гассон полагают, что эмоцию, или аффект, можно рассматривать как переживаемую тенденцию приближаться к объекту, который оценивается как неприемлемый, подкрепляемую специфическими органическими изменениями в соответствии с типом эмоции.

Б.И.Додонов, характеризуя эмоции в чисто феноменологическом, описательном плане, можно выделить такие признаки: 1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственных, психофизиологический характер этих явлений: с одной стороны, аффективное волнение, с другой – его органические проявления…; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоции, присущее им качество особой «интимности».

Именно такое понимание и определение эмоций является наи­более распространенным и наиболее устоявшимся в психологиче­ской литературе «Эмоция - особая субъективная форма существо­вания и развития потребностей» (С.Л.Рубинштейн). «Эмоция — отражение какой-нибудь актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения» (П. В. Симонов).

Таким образом, определение эмоции, дается через указание функции, которая ими выполняется, а именно — через функцию субъективной представленно­сти потребностей и в  потребности взаимодействии.

По мнению П.Я.Гальперина, чувства и эмоции можно рас­сматривать как «своеобразные и притом могущественные спосо­бы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах... Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным реше­нием, ни волевым усилием». По П.Я.Гальперину, «появление чувства означает резкое изменение оценки предме­та, на котором сосредоточивается чувство, а в связи с этим из­менения в оценке остальных предметов и, следовательно, ситу­ации в целом». Таким образом, кардинальная оценка и переоценка явления, события, предмета — вот основной смысл возникновения эмоционального процесса и его основная функ­ция.

С точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое пе­реживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправ­ленной деятельности». Известно, что совокупность явлений, отвечающих за целенаправленность поведения, опреде­ляется как мотивация в широком смысле слова. Значит, по В. К. Вилюнасу, реальное проявление эмоций обозначает одновременно актуализацию у человека мотивационных отношений и побужде­ний, т.е. проявлений пристрастного и направленного поведения. Другими словами    эмоции указывают: нужно приближаться, стре­миться, достигать или же, наоборот, прятаться, отступать, избе­гать. В самой краткой формулировке В. К. Вилюнаса: «Эмоции — субъективный носитель мотивации поведения» — подчеркивает­ся, таким образом, одна из важнейших функций эмоций. И в этой своей функции эмоции являются важнейшим психологиче­ским механизмом психической регуляции поведения, особенно на ранних этапах развития.

Практически любое событие вызывает у человека эмоциональную реакцию – эмоцию или чувство. В то же время в ситуации угрозы возникает особое эмоциональное состояние, которое в современной психологии обозначается термином «аффект».

Таким образом, мы можем определить термин эмоции следующим образом: это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности.

Также мы можем отметить, что большинство исследователей проблемы эмоций, независимо от теоретического направления,  считали, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта: 1) переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным; 2) наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организма; 3) фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению.

С помощью эмоций осуществляется установление отношений: организуя реакцию, эмоции тем самым определяют отношение человека к ситуации. Внутреннее отношение выражается в готовности к определенному поведению. Организующее влияние эмоций на формирование отношений подчеркивается большинством исследователей (Г. М. Бреслав, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, П. М. Якобсон). Отношение всегда несет в себе тот или иной эмоциональный отклик на окружающую действительность или личность.

В исследованиях проблем взаимодействия связана с проблемами общения, взаимоотношений (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский). В структуре межличностного взаимодействия выделяют три основных компонента (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Я. Л. Коломинский, Н. Н. Обозов) – гностический, аффективный, поведенческий.  Во взаимоотношениях всегда существуют эмоциональные отношения, которые представляют собой целостную систему связей личности с различными сторонами объективной действительности. Аффективный компонент межличностного взаимодействия представляет собой субъективное переживание отношения к другой личности. Эмоциональное взаимодействие является специфической формой эмоционального контакта между людьми, предполагающего возникновение эмоционального переживания, предметом которого служит другое эмоциональное переживание.

Исходя из представления С. Л. Рубинштейна о том, что эмоциональное явление всегда представляет собой единство двух моментов: отражаемого содержания и собственно эмоционального переживания. Выделено два основных компонента эмоционального взаимодействия: перцептивно-когнитивный (восприятие и понимание эмоциональных состояний партнера по взаимодействию) и аффективно-регулятивный (сопереживание, сочувствие и содействие другому).

Изучение перцептивно-когнитивного компонента, процесса восприятия и понимания эмоциональных состояний другого, имеет большое значение для создания целостной картины эмоционального взаимодействия (А. А. Бодалев, К. Изард, В. А. Лабунская, К. Д. Шафранская). В условиях эмоционального взаимодействия познание людьми эмоциональных состояний друг друга сопровождается изменением эмоциональных состояний. Динамическая, процессуальная сторона эмоционального отклика выражается в таких формах эмпатии как сопереживание, сочувствие, содействие (В. В. Абраменкова, Л. П. Выговская, Т. П. Гаврилова, Л. В. Маликов, В. С. Мухина, Л. П. Стрелкова, П. М. Якобсон).

Список  литературы:

1.Вилюнас В. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2006. – Серия Хрестоматия по психологии.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004.

3.  Дерябин В.С. Чувства, влечения, эмоции: О психологии, психопатологии и физиологии эмоций. – М.: Издательство ЛКИ, 2010.

4.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –

5. Лисина М.И., Проблемы онтогенеза общения. – М., 1993.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»