Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Волевая и нравственная готовность ребёнка
к школьному обучению

           Репина Надежда Михайловна,
воспитатель ГБДОУ №77
Московского района Санкт - Петербурга

 

Актуальность

  Подготовка к школе – важный этап в жизни ребенка. Переступая школьный порог, он должен быть, приучен к самостоятельности. Тогда он сам аккуратно оденется, сам отправится в школу, на перемене в школе сумеет вымыть руки и позавтракать, придет из школы и вовремя сядет за уроки. Успехи детей в школе во многом определяются умением трудиться. Готовя их к учению, старайся развить и воспитать в детях любознательность, пытливость, желание узнавать. Не заставляйте малыша заниматься насильно. Лучше отложить занятия на время, подождать, пока  у него возникнет интерес к ним. Очень важно пробудить интерес к труду, приучить самостоятельно, умываться, одеваться, убирать за собой постель и рабочий (игровой) уголок. Не менее важен и пример родителей.

    Начальной ступенькой в обучении грамоте является звуковой анализ слова. Иными словами, надо научить ребенка слушать и выделять звуки в словах. Это поможет ему овладеть письмом и чтением. Звуки необходимо выделять голосом и произносить их протяжно. Если слуховое внимание ребенка не воспитано, если он не научился различать звуки, то в будущем при письме он будет пропускать некоторые из них. Воспитание с детства внимания к звукам речи поможет усвоить не только сложные правила грамматики, но и срой родного языка, стать грамотным, культурным человеком.

   Занимаясь с ребенком арифметикой, необходимо брать примеры из жизни, познакомить его с измерением. Пониманию отвлеченного понятия 2число» должен предшествовать хотя бы небольшой опыт математического мышления на конкретных примерах, показывающих, что число есть, прежде всего, результат измерения. Для этого используют карандаш, ложку, веревку, палку и т.д. при этом обращают внимание ребенка на то, что всякая отложенная мерка – это один (единица). Именно из единиц образуются все числа. Учите его раскладывать предметы слева направо, чтобы в какой-то степени подготовить к письменной строке. Проводя с дошкольником занятия, нужно прибавлять к числу и отнимать от него не два, не три или четыре, а только единицу, что поможет ему понять значение этого числа. В дальнейшем можно разобрать на конкретных примерах все цифры первого десятка.

   В подготовке к письму большую роль играет рисование. Тренируется рука, ребенок учится обращаться с листом бумаги. Нужно стараться, чтобы он сам заметил различия и сходства разных частей предмета. Рисование учит сравнивать, вглядываться, замечать и ценить все красивое.

   Важную роль в развитии ребенка играет беседа с ним. В разговоре совершенствуется речь малыша, лучше становится произношение, правильнее строится фраза, развивается мышление. О знакомых ему вещах стремитесь рассказывать как можно ярче, образнее. Иногда нужно, чтобы ребенок не получал готового ответа, а подумал сам; приходить ему на помощь в этих случаях следует лишь при необходимости.

   Заниматься нужно регулярно, изо дня в день, но, не переутомляя малыша. Важно не просто «напичкать» его знаниями, а развить воображение. Нельзя строить занятия однообразно, дети устают от них, и пользы будет мало. Обращение с ребенком во время занятий должно быть ровным, без окриков и нервозности.

   Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: - социальный, - психологический, - эмоционально волевой. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». А.Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И.Шванцара определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к обучению к школе И.Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович указывает , что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентное образование ,которое требует комплексных психологических исследований. Вопросы психологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги, психологи, дефектологи: Л.И. Божович., Л.А.Венгер., А.Л. Венгер., Л.С.Выготский, А.В. Запорожец., А. Керн , А.Р.Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и многие другие . Авторами дается не только анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, но и рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе , методики определения готовности, а также, что немаловажно, пути коррекции негативных результатов и в связи с этим рекомендации по работе с детьми и их родителями. Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем: - выявить в каком возрасте лучше начинать обучение, - когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на его здоровье. Ученые считают что, дифференцированный подход как социально образовательная среда основывается на уровне речевой готовности младших школьников. Дифференцированный подход будет осуществляться более эффективно при условии выявления речевого развития учащихся первых  классов.

    Уже в дошкольном возрасте ребенок оказывается перед необходимостью

преодоления возникающих трудностей и подчинения своих действий

поставленной цели. Это приводит к тому, что он начинает сознательно

контролировать себя, управлять своими внутренними и внешними действиями, своими познавательными процессами и поведением в целом.    Это дает основание полагать, что уже в дошкольном возрасте возникает воля. Конечно, волевые действия дошкольников имеют свою специфику: они сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под  влиянием ситуативных чувств и желаний.

   Л.С.Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития

детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром.

   При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его

речевому общению с взрослыми. В генетическом плане Л.С.Выготский

рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами

поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.

     Л.С.Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта

подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения

дошкольника.

    В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.

    Одним из центральных вопросов воли является вопрос мотивационной

обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые

человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.

    На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы

личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что

проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению

трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением

мотивов поведения, соподчинения им.

    Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый

план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными,

ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень

целенаправленности, типичный для дошкольника.

  Вместе с тем, что хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.

    Нравственное формирование дошкольника тесно связано с изменением

характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у них на этой

основе нравственных представлений и чувств, названных Л.С.Выготским

внутренними этическими инстанциями.

   Д.Б.Эльконин связывает возникновение этических инстанций с изменением

взаимоотношений между взрослыми и детьми. Он пишет, что у детей

дошкольного возраста, в отличие от раннего детства, складываются отношения нового типа, что и создает особую, характерную для данного периода социальную ситуацию развития.

   В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в

сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится

способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания.

   В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей.

  Однако взрослые продолжают оставаться постоянным притягательным

центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей

потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При

этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его

взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

   В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в

практике ролевой игры у ребенка-дошкольника формируется обобщенное

знание многих социальных норм, но это знание еще до конца неосознаваемое

ребенком и непосредственно спаяно с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

 Нравственные инстанции порождают у дошкольников нравственные мотивы

поведения, которые могут быть по своему воздействию более сильными, чем

многие непосредственные, в том числе и элементарные потребности.

А.Н.Леонтьев на основании многочисленных исследований, проведенных им и его сотрудниками, выдвинул положение, что дошкольный возраст является

периодом, в котором впервые возникает система соподчиненных мотивов,

создающих единство личности, и что именно поэтому его следует считать, как он выражается “периодом первоначального, фактического склада личности”.

  Система соподчиненных мотивов начинает управлять поведением ребенка и

определять все его развитие. Это положение дополнено данными последующих психологических исследований. У детей дошкольного возраста возникает, во- первых, не просто соподчинение мотивов, а относительно устойчивое вне ситуативное их соподчинение. Во главе возникающей иерархической системы становятся опосредованные по своей структуре мотивы.

  У дошкольников они опосредуются образцами поведения и деятельности

взрослых, их взаимоотношениями, социальными нормами, фиксированными в соответствующих нравственных инстанциях.

   Возникновение у ребенка к концу дошкольного возраста относительно

устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа

ситуативного, в существо, обладающее известным внутренним единством и

организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и

стремлениями, связанными с усвоенными им социальными нормами жизни.

  Это характеризует новую ступень, которая позволила А.Н.Леонтьеву говорить о дошкольном возрасте как о периоде “первоначального, фактического, склада

личности”.

 

                            Список использованной литературы:

1.      Возрастные периоды психического развития ребенка: 233 235, 248 257)

2.      Кулачина И.Ю. Возрастная психология Москва. 1991 г.

3.      Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Педагогика и психология. 1987. №5.

4.      Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности к обучению в школе. М.,1991.

5.      Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Кишенев, 1987. (Генезис общения  у дошкольников: 5 43)

6.        школьному возрасту. М.,1988.

7.      Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.

8.      Подготовка детей к школе в детском саду. Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой. М., «Педагогика», 1978.

9.      Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122 123. Формирование наглядно образного мышления у дошкольников: 162 237)

10.  Смирнова Е.О. О подготовке дошкольника к школе // дошкольное образование. 1982. №10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»