Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 

 

 

Взаимосотрудничество

Семья-родители-школа

 

Ломанова З.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.

            На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос находим у В.А. Сухомлинского: ”Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недоупстимо, что бы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.

            Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Задача к.р. состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.

            Классный руководитель-профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, вовлечь их в совместную деятельность.

            Содержание сотрудничества к.р. с родителями включает следующие направления:

- психолого-педагогическое просвещение родителей;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

- участие родителей в совместной  с детьми деятельности; совместное посещение музеев, театров и т.п.

- оказание психолого-педагогической помощи родителям.

            В нашей школе сложилась педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями. Во взаимодействие вовлечены две стороны: школа и семья. В системе проводятся:

 

 

 

1.     общешкольные и классные родительские собрания;

2.     индивидуальные консультации;

3.     день открытых дверей;

4.     встречи с психологом и социальным педагогом.

Организация косультаций для родителей учеников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества семьи и школы. Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического самообразования, обычно обращается в школу за разовыми консультациями – и, как правило в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликтные ситуации.

            Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

            Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный характер. Главная задача – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную.

           

Консультирование родителей может быть двух типов:

·        методическое;

·        психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).

 

Однако независимо от типа существуют определённые принципы консультирования:

·        создание доверительных отношений;

·        взаимоуважение;

·        заинтересованность;

·        компетентность;

·        формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;

·        хорошая организация.

Также одной из эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание, которое является универсальной формой работы, позволяющей решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей и т.д.

Это обстоятельство накладывает большую ответственность на классного руководителя на этапе подготовки, проведения и осмысления итогов собрания.

В современной педагогической практике существуют различные виды родительских собраний:

а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения среди родителей;

б) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;

в) итоговые, имеющие цельно показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.

Результативность родительского собрания зависит от целенаправленности, продуманности, тщательной подготовительной работы классного руководителя и членов родительского комитета.

 

 

Элементы подготовки собрания:

·        выбор темы;

·        определение целей родительского собрания;

·        изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;

·        определение вида, формы, этапов родительского собрания;

·        подготовка сценария родительского собрания;

·        приглашение родителей;

·        разработка проекта решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.

Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Хорошо, когда классному руководителю оказывают помощь школьный психолог и социальный педагог.

Нельзя забывать “золотое правило” педагогического анализа: начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор следует предложениями на будущее. Не помешает поблагодарить всех, кто нашел время прийти на собрание.

Родители должны убедиться, что собрания имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом.

Информация дожна подаваться дозированно, последовательно и четко.

После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к её обсуждению и принятию решения.

Таким образом, сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»