|
Взаимосотрудничество |
Семья-родители-школа |
|
Ломанова З.П. |
|
|
Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи. Семья была, есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания человека.
На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание детей было успешным? Ответ на этот вопрос находим у В.А. Сухомлинского: ”Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасностях, “если и дальше так будет продолжаться”, и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все что у ребенка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей и совершенно недоупстимо, что бы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание”.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет классный руководитель. Задача к.р. состоит в том, чтобы вызвать к жизни и объединить позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять и обогащать друг друга.
Классный руководитель-профессионал всегда стремится установить тесный контакт с семьями учащихся, вовлечь их в совместную деятельность.
Содержание сотрудничества к.р. с родителями включает следующие направления:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- участие родителей в совместной с детьми деятельности; совместное посещение музеев, театров и т.п.
- оказание психолого-педагогической помощи родителям.
В нашей школе сложилась педагогическая система сотрудничества и взаимодействия с родителями. Во взаимодействие вовлечены две стороны: школа и семья. В системе проводятся:
1. общешкольные и классные родительские собрания;
2. индивидуальные консультации;
3. день открытых дверей;
4. встречи с психологом и социальным педагогом.
Организация косультаций для родителей учеников – одно из самых актуальных и востребованных на сегодняшний день направлений сотрудничества семьи и школы. Большая часть родителей, которая не находит времени для систематического самообразования, обычно обращается в школу за разовыми консультациями – и, как правило в экстренных случаях: неуспеваемость ребенка, плохое поведение, конфликтные ситуации.
Главная цель консультации – достижение более глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом, определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.
Педагогическое консультирование носит сугубо индивидуальный характер. Главная задача – попытаться оказать семье не только информационно-педагогическую поддержку, но и эмоциональную.
Консультирование родителей может быть двух типов:
· методическое;
· психологическое (все, что связано с индивидуальными особенностями ребенка и его социализацией).
Однако независимо от типа существуют определённые принципы консультирования:
· создание доверительных отношений;
· взаимоуважение;
· заинтересованность;
· компетентность;
· формирование у родителей установки на самостоятельное решение проблемы;
· хорошая организация.
Также одной из эффективных форм взаимодействия семьи и школы является родительское собрание, которое является универсальной формой работы, позволяющей решать ряд задач: организацию коллектива родителей, их психолого-педагогическое просвещение, управление процессом воспитания, оказание помощи родителям в воспитании детей и т.д.
Это обстоятельство накладывает большую ответственность на классного руководителя на этапе подготовки, проведения и осмысления итогов собрания.
В современной педагогической практике существуют различные виды родительских собраний:
а) организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения среди родителей;
б) тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания и развития учащихся данного класса;
в) итоговые, имеющие цельно показать учебно-воспитательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизни класса.
Результативность родительского собрания зависит от целенаправленности, продуманности, тщательной подготовительной работы классного руководителя и членов родительского комитета.
Элементы подготовки собрания:
· выбор темы;
· определение целей родительского собрания;
· изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме;
· определение вида, формы, этапов родительского собрания;
· подготовка сценария родительского собрания;
· приглашение родителей;
· разработка проекта решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей. Хорошо, когда классному руководителю оказывают помощь школьный психолог и социальный педагог.
Нельзя забывать “золотое правило” педагогического анализа: начинать разговор с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор следует предложениями на будущее. Не помешает поблагодарить всех, кто нашел время прийти на собрание.
Родители должны убедиться, что собрания имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом.
Информация дожна подаваться дозированно, последовательно и четко.
После того как вся необходимая информация передана, можно переходить к её обсуждению и принятию решения.
Таким образом, сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.