Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В семье растет одаренный ребенок

В любой семье родители считают своего ребенка самым способным, самым смышленым, самым талантливым, наблюдая это с  самого раннего развития малыша. Но есть еще понятие ОДАРЕННЫЙ ребенок, которое можно найти в любом поисковике в Интернете.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности.

Что же это такое "одаренность" и как она проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет родителей увидеть в малыше талант и потом искать подтверждения своего открытия у специалистов? Наиболее частое проявление одаренности - это ранняя речь и большой словарный запас. Наряду с этим замечается необычайная внимательность ("Он все замечает!"), ненасытное любопытство ("Куда он только не влезет!") и отличная память ("Она после двух раз все сказки слово в слово повторяет").
Одаренность многогранна. Психологи и педагоги, занимающиеся вопросами детской одаренности, в основном придерживаются определения одаренности, которое было предложено Комитетом по образованию США (Marland, 1977). Суть его в том, что одаренность ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: выдающиеся способности, потенциальные возможности в достижении высоких результатов и уже продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое или продуктивное мышление, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности).

Одаренность может проявляться в разных видах и сферах деятельности: познавательной, учебной, творческой, музыкальной, художественной, двигательной.

Учебные достижения одаренного малыша проявляются в ранней тяге к чтению. Иногда ребенок начинает читать в 3-4 года, при этом взрослые не прилагают к этому почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам, проявляет интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые.

Одаренный ребенок с раннего возраста проявляет интерес к вычислениям, измерениям. Отличается необычно ранним для своего возраста пониманием математических отношений. Он легко воспринимает и запоминает математические символы.

Иногда ребенок выказывает ранний интерес к живой природе,  к различным явлениям из области естествознания. Часто задает вопросы о происхождении и функциях различных предметов.

В сфере художественной деятельности одаренный ребенок проявляет себя раньше, чем в других: рано начинает рисовать, много времени проводит, например, за лепкой из пластилина, демонстрируя ручную умелость, экспериментирует с композицией, цветом, материалом и т. п.

Так же рано проявляется интерес к музыке - ребенок чутко реагирует на характер и настроение музыки, узнает мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т. п.

В двигательной сфере одаренность проявляется, прежде всего,  в предпочтении различных действий, требующих тонкой и точной моторики; ребенок имеет хорошую зрительно-двигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься различными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой ребенок необычайно ловок, силен, координирован и т.д.

Независимо от того, одарен ребенок во многих областях или только в одной, ваша задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться. Мы предлагаем некоторые тесты и упражнения, которые помогут не только оценить уровень развития творческих способностей, но и подсказать пути их совершенствования.

Можно провести  тест на определение одаренности.

Тест-вопросник,

 определяющий одаренность и направленность дошкольника

к той или иной области деятельности.

Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» -1 очко; отрицательные, «нет» — 0 очков. Затем складывайте все очки. По шкале результатов узнаете, одарен ли Ваш ребенок.

 

1.            Случается ли ребенку находить необычное применение какому-либо предмету?

2.            Меняет ли он свои интересы, наклонности?

3.            Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4.            Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5.            Любит ли фантастические истории?

6.            Сочиняет ли рассказы или стихи?

7.            Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

8.            Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9.            Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10.          Боится ли темноты?

11.          Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

12.          Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13.          Пробовал ли переставлять мебель по  своему разумению?

14.          Был ли удачен этот замысел?

15.          Использовал ли когда-нибудь вещь не по ее назначению?

16.          Мог ли Ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать на значение разных предметов?

17.          Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

18.          Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

19.          Ищет ля объяснения тому, чего еще не понимает?

20.          Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21.          Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22.          Изображает ли какие-либо персонажи во время сюжетных игр?

23.          Помнит ли и рассказывает ли свои сны, делится ли пережитыми впечатлениями?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков — ваш ребенок очень сообразительный,  cпoсобен иметь собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков — ваш ребенок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен, лишь, когда в чем-то заинтересован.

 От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен свой собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 очков — ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него пели, он более склонен к практической деятельности.

Менее 4 очков — вашему ребенку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. В нашем случае- дошкольники- характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии. При определенных условиях развития малыша можно наблюдать  одаренность в музыкальной деятельности.

 

Отдельно хочется сказать о наблюдаемых способностях ребенка   к музыкальной деятельности.

Вернемся к определению: что же такое способности и кого называют способным?

Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека.

К общим музыкальным способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят:

· эмоциональную отзывчивость на музыку;

· познавательные музыкальные способности — сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до2-х лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

· проявление музыкальной впечатлительности малыша;

· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

· потребность в музыкальных впечатлениях;

· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности. Проследим, как проявляются музыкальные способности в разные периоды взросления малыша.

На 3-ем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К 4-м годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок 5-го года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, 6-й, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно ужесудить о музыкальной одаренности дошкольника.

Наличие особых данных для занятий музыкой признавалось всегда. Широкое распространение получило утверждение о решающей роли музыкального слуха и чувства ритма, а также музыкальной памяти для успехов в музыкальной деятельности. Признание человека способным или неспособным всецело зависело от наличия или отсутствия этих качеств.

Однако музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (см.  исследования Б.М. Теплова, ).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

 Выраженное стремление к музыкальной деятельности проявляется в следующем:

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на публике

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества.

 

Родители зачастую с настороженностью относятся к детским дошкольным учреждениям ( детским садам, центрам раннего развития). А ведь именно там сопровождают малышей опытные педагоги-специалисты, в том числе и музыкальные руководители, . Именно перед ними стоят специальные задачи такие, как:

-использовать детский возраст, как период присвоения богатств культурного наследия;

-развивать творческую активность детей во всех доступных видах музыкальной деятельности;

-помочь ребенку выражать понятно для окружающих свои эмоции и чувства, используя различные средства художественной выразительности.

И самая главная задача любого взрослого, сопровождающего одаренного ребенка  в семье или в учреждении - оказать поддержку творческому развитию одаренных детей. Важно помочь им найти свое место в нашем стремительном мире и вырасти потом в состоявшихся успешных людей.

                                                                                                                                  Успехов! Е.В

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»