Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование упражнений образовательной кинесиологии
для снятия учебного стресса

 

Нашу современную жизнь сегодня трудно представить без стрессов, так же как и невозможно найти человека, ни разу не испытавшего на себе давление стрессовых факторов. Несмотря на то что данная проблема изучается начиная с 1930-х годов, интерес к ней не ослабевает, так как по статистике, 45% всех заболеваний в мире составляют заболевания, связанные со стрессом[3,8]. Образовательная система не является исключением, так как каждый ученик сталкивается с такими ситуациями как: контрольные работы, выступления на НОУ, конференциях, участие в конкурсах и олимпиадах, отметки за четверть и семестр, ЕГЭ. Педагог также каждодневно подвергается воздействию стрессовых факторов – взаимодействие с администрацией и руководителем, общение с родителями, аттестация высокая нагруженность.

С точки зрения психологического знания человеческая гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства), тело. В идеале между ними должны быть прочные связи и каждый элемент системы должен иметь равноценное значение в решении любой жизненной ситуации. Но, к сожалению, болезни стрессы и недостаточное понимание важности взаимодействия этих трех начал приводят к сложностям различного рода. И наша личностная «земля» рушится. Видимо не случайно в стрессовой ситуации говорят: «Земля из-под ног ушла». Стоит обратить внимание на то, что происходит с человеком,  когда он попадает в стрессовую ситуацию:

  1. Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую (сейчас меня унизят, будут ругать родители, начальство выскажет недовольство, будет ситуация с которой я не знаю что делать).
  2. Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.
  3. В ответ на эти импульсы тело запускает программу поведения в опасных ситуациях: нападение, избегание или замирание.

Человек в стрессе будто одет в телесный панцирь, чтобы хоть как-то защитить, мышцы хронически напряжены и как бы пытаются человека удержать в этой позе, так как она является для него устойчивой при стрессе. А поскольку человек – система взаимосвязанная, то в результате напряжения сигналы от мозга к важным органам тела и обратно через зажатые мышечные зоны начинают проходить с трудом, также блокируются или неадекватно воспринимаются свои и чужие эмоции. Человек начинает намного быстрее уставать при выполнении даже простых заданий. При таком состоянии организма первое что страдает – мыслительная и творческая деятельность. Следовательно, успешность учебной деятельности снижается, тело «не включается» в процесс познания. Однако существуют простые и эффективные методы, с помощью которых справиться с ситуацией. Один из таких методов – Образовательная кинестетика [2, 3]. Это уникальный метод, который возвращает детям уверенность в собственных силах, а  взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей.

«Образовательная» не только потому, что данный метод успешно применяется в сфере обучения. А еще и потому, что каждый получает знания и навыки о законах существования своего собственного тела, а также о неразрывной связи тела, мозга, эмоций. На собственном опыте ощущают взаимосвязь между движением и эмоциями, движением и отношением к ситуации, движением и количеством запоминаемого материала.

Слово «кинестетика» произошло от греческого корня «kinesis», что означает «телесное ощущение» (греч. kiew), «двигатель,  прикасаться»+ греч. aiqnsiz, «чувство, ощущение»)[2,4]. Таким образом, название метода «Образовательная кинестетика» можно перевести как приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве. Интеграция ощущений своего тела, восприятие мира через все органы чувств и хорошая работа вестибулярного аппарата создает платформу для базового ощущения уверенности.

Для каждой группы, класса в зависимости от запроса педагогов, родителей подбирается индивидуальный комплекс упражнений. Кинесиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут в день, упражнения следует выполнять сидя или стоя. В своей работе комплексы упражнений: 1.  Ритмирование, комплекс используется перед началом уроков, выступлений, помогает  активизировать важные органы тела, речевые и языковые центры мозга для восприятия информации: «Кнопки мозга», «Перекресные шаги», «Крюки Деннисона». 2. Пятиминутки в течение дня: «Двойные рисунки», «Думательный колпак». «Сова», «Помпа», «Заземлитель», «Вертикальные восьмерки». Комплекс способствует снятию мышечного напряжения в стрессовой ситуации, повышает работу познавательных процессов, что приводит к лучшему пониманию материала, способствует активизации устной и письменной речи.  В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.

Список литературы:

  1. Смирнова С.С., Цыплёнкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений. – Тверь, 2011. –  18с.
  2. Смирнова С.С., Цыплёнкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология. – М , 2011. –  79с.
  3. Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250с.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»