Использование упражнений образовательной кинесиологии
для снятия учебного стресса
Нашу современную жизнь сегодня трудно представить без стрессов, так же как и невозможно найти человека, ни разу не испытавшего на себе давление стрессовых факторов. Несмотря на то что данная проблема изучается начиная с 1930-х годов, интерес к ней не ослабевает, так как по статистике, 45% всех заболеваний в мире составляют заболевания, связанные со стрессом[3,8]. Образовательная система не является исключением, так как каждый ученик сталкивается с такими ситуациями как: контрольные работы, выступления на НОУ, конференциях, участие в конкурсах и олимпиадах, отметки за четверть и семестр, ЕГЭ. Педагог также каждодневно подвергается воздействию стрессовых факторов – взаимодействие с администрацией и руководителем, общение с родителями, аттестация высокая нагруженность.
С точки зрения психологического знания человеческая гармония основана на трех началах: мышление (интеллект), эмоции (чувства), тело. В идеале между ними должны быть прочные связи и каждый элемент системы должен иметь равноценное значение в решении любой жизненной ситуации. Но, к сожалению, болезни стрессы и недостаточное понимание важности взаимодействия этих трех начал приводят к сложностям различного рода. И наша личностная «земля» рушится. Видимо не случайно в стрессовой ситуации говорят: «Земля из-под ног ушла». Стоит обратить внимание на то, что происходит с человеком, когда он попадает в стрессовую ситуацию:
- Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую (сейчас меня унизят, будут ругать родители, начальство выскажет недовольство, будет ситуация с которой я не знаю что делать).
- Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд.
- В ответ на эти импульсы тело запускает программу поведения в опасных ситуациях: нападение, избегание или замирание.
Человек в стрессе будто одет в телесный панцирь, чтобы хоть как-то защитить, мышцы хронически напряжены и как бы пытаются человека удержать в этой позе, так как она является для него устойчивой при стрессе. А поскольку человек – система взаимосвязанная, то в результате напряжения сигналы от мозга к важным органам тела и обратно через зажатые мышечные зоны начинают проходить с трудом, также блокируются или неадекватно воспринимаются свои и чужие эмоции. Человек начинает намного быстрее уставать при выполнении даже простых заданий. При таком состоянии организма первое что страдает – мыслительная и творческая деятельность. Следовательно, успешность учебной деятельности снижается, тело «не включается» в процесс познания. Однако существуют простые и эффективные методы, с помощью которых справиться с ситуацией. Один из таких методов – Образовательная кинестетика [2, 3]. Это уникальный метод, который возвращает детям уверенность в собственных силах, а взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей.
«Образовательная» не только потому, что данный метод успешно применяется в сфере обучения. А еще и потому, что каждый получает знания и навыки о законах существования своего собственного тела, а также о неразрывной связи тела, мозга, эмоций. На собственном опыте ощущают взаимосвязь между движением и эмоциями, движением и отношением к ситуации, движением и количеством запоминаемого материала.
Слово «кинестетика» произошло от греческого корня «kinesis», что означает «телесное ощущение» (греч. kiew), «двигатель, прикасаться»+ греч. aiqnsiz, «чувство, ощущение»)[2,4]. Таким образом, название метода «Образовательная кинестетика» можно перевести как приобретение и интеграция знаний о своем восприятии, о своих ощущениях, в том числе об ощущении положения собственного тела в пространстве. Интеграция ощущений своего тела, восприятие мира через все органы чувств и хорошая работа вестибулярного аппарата создает платформу для базового ощущения уверенности.
Для каждой группы, класса в зависимости от запроса педагогов, родителей подбирается индивидуальный комплекс упражнений. Кинесиологический комплекс рекомендуется выполнять ежедневно в течение 6—8 недель по 15—20 минут в день, упражнения следует выполнять сидя или стоя. В своей работе комплексы упражнений: 1. Ритмирование, комплекс используется перед началом уроков, выступлений, помогает активизировать важные органы тела, речевые и языковые центры мозга для восприятия информации: «Кнопки мозга», «Перекресные шаги», «Крюки Деннисона». 2. Пятиминутки в течение дня: «Двойные рисунки», «Думательный колпак». «Сова», «Помпа», «Заземлитель», «Вертикальные восьмерки». Комплекс способствует снятию мышечного напряжения в стрессовой ситуации, повышает работу познавательных процессов, что приводит к лучшему пониманию материала, способствует активизации устной и письменной речи. В результате выполнения антистрессовых упражнений восстанавливается межполушарное взаимодействие и активизируется нейроэндокринный механизм, обеспечивающий адаптацию к стрессовой ситуации и постепенный психофизиологический выход из нее.
Список литературы:
- Смирнова С.С., Цыплёнкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений. – Тверь, 2011. – 18с.
- Смирнова С.С., Цыплёнкова О.А. Снятие учебного и рабочего стресса. Интегративная кинесиология. – М , 2011. – 79с.
- Монина Г.Б., Раннала Н.В. Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости». – СПб.: Речь, 2009. – 250с.