Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Почему ребёнок говорит неправду?

                Князева Светлана Валерьевна,
Цветкова Марина Борисовна
,
воспитатели ГБДОУ № 44
Кировского района Санкт-Петербурга
 

 

        Правда. Все родители хотят, чтобы их дети были правдивыми и стараются научить их этому. Но по данным учёных из Великобритании, в 2 года лгут около 20% детей, к 3 годам этот показатель достигает 50%, а к 4 годам врунишками становятся 90% детей. В России ситуация ещё хуже. По словам Елены Николаевой, профессора кафедры психологии и психофизиологии РГПУ им. А.И. Герцена, доктора биологических наук, автора книги «Как и почему лгут дети?», в нашем обществе лгут все. И в то же время все страстно хотят одного – чтобы дети не лгали. Более того, каждый из нас имеет право в суде не давать показания против себя, но каждый родитель регулярно просит своего ребёнка рассказывать, например, о том, что тот сделал неверно.

       Вспомните, ведь все замечательные герои сказок лгут: Дюймовочка обманула и мышь, и крота, Золушка обманула принца, Иван-дурак – принцессу, Лиса – Зайца, Волк – Бабушку, Красную Шапочку и т.п. Не лжет в сказках один Колобок, и мы знаем, чем это для него закончилось. Таким образом, мы рассказываем  детям сказки про ложь, где самые лучшие героини и герои лгут, но требуем, чтобы ребёнок говорил правду.

      Однако за взрослым правдолюбием тоже скрывается некоторое лукавство. Ведь когда мы требуем от ребёнка говорить правду, мы не хотим, чтобы он говорил всю правду. Никто не желает, чтобы ребёнок рассказывал соседкам всё то, что говорится про них дома. Таким образом, мы вовсе не хотим, чтобы ребёнок говорил правду. Чего же мы тогда хотим?

 

       Искренность. По мнению Елены Николаевой, мы хотим, чтобы ребёнок был с нами искренен. Искренность и правда – вещи принципиально разные. Когда молодой человек говорит девушке: «Я буду любить тебя всю жизнь!», он очевидно лжёт, но он искренен. Получается, что, когда ребёнок лжёт, мы пугаемся, что он перестаёт быть с нами искренен, а это означает, что мы теряем возможность планирования нашего будущего. Поскольку у нас недостаточно информации, мы может ошибиться. Ребёнок делает то, что делаем мы сами. Но поскольку мы не умеем объяснить разницу между искренностью и правдой, то получаем то, что получаем.

        У детской лжи есть свои этапы. Ребёнок до 2-3 лет не врёт никогда благодаря такому понятию, как эгоцентризм. Ребёнок думает, что все смотрят на мир его глазами, а это значит, что если он что-то совершил, а мамы не было в комнате, мама всё равно знает, что он сделал, поэтому  лгать нет смысла. И первыми о том, что мама не всё может знать догадываются девочки, потому что они быстрее взрослеют. А вот будет он дальше лгать или нет, зависит от того, как поведёт себя родитель. Если взрослый объяснит ребёнку, что такое ложь, а что такое правда, и если уточнит, что больше всего на свете он дорожит искренностью, и в следующий раз, когда ребёнок скажет искренне, не накажет его, а объяснит, чем неверна ситуация и как нужно поступить правильно, то через некоторое время ребёнок лгать не будет.

         В начальной школе дети лгут по другой причине. Появляется большая нагрузка, и очень многие родители полагают, что ребёнок  сам  может научиться. Но многие дети, не зная, как это делается, начинают лгать. Здесь опять же велика роль родителя: если он будет помогать учиться, а наказание за ложь будет больше, чем за проступок, тогда лжи не будет.

        Подростковая ложь принципиально другая. Ею подростки защищаются от мира взрослых, потому что очень многие родители провоцируют ребёнка на ложь. Не все вопросы к подростку уместны. Задавая щекотливый вопрос, можно с большой вероятностью получить в ответ неправду. Некоторые вопросы в подростковом возрасте задавать нельзя, потому что человек имеет право на личное пространство.

 

         Фантазия. Ложь существенно отличается от фантазии. Фантазируют все дети, и фантазия, очень маленького ребёнка – позитивный знак. Отличие фантазии от лжи прекрасно показано в «Фантазёрах» Н.Носова. Фантазия не влечёт за собой каких-то негативных последствий, поскольку ребёнок сочиняет сказку. А ложь – это использование фантазии для получения своей выгоды.

         Необходимо понимать, что никто в мире не рождается более или менее лживым. Ложь – это всегда социальный феномен, неотъемлемая часть жизни самого общества.

          Изменить отношение ребёнка к неправде могут только искренность, любовь и чувство такта, которыми  должен обладать родитель.

 

    

 

 

   

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»