Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики
Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка родительского собрания

 

Максимова Галина Геннадьевна,
учитель

 

 Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте

 

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей о психологических особенностях подростков и способах организации их учебной деятельности.

 

План собрания:
1. особенности подросткового возраста
2. изменения учебной деятельности в подростковом возрасте
3. практические советы по организации учебной деятельности

 

Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими. Кроме того, детям свойственно задавать всякие "неудобные" вопросы. Как отвечать на эти вопросы, у кого спросить совета, как реагировать на ту или иную ситуацию и вообще, что с ним происходит? Вы часто ищите решение и не всегда находите его. А иногда Вас терзают сомнения в правильности сделанного шага.

Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:


• тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
• частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
• повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
• стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
• отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
• падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
• демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.


Как следует обращаться с подростком:
• помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
• выделяйте деньги на карманные расходы;
• в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
• объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
• учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
• будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.


Никогда
• не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
• не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
• не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
• не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
• не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
• не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
• не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.

 

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную и интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное ему. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности:

 
1) по отношению к учению — от ответственного до равнодушного, безразличного;
2) по общему развитию — от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
3) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);
4) по способам усвоения материала — от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;
5) по умению преодолевать трудности в учебной работе — от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;
6) по широте и глубине познавательных интересов.

 

Выраженность дефектов учебной деятельности может быть разной, но после V класса они могут привести к последствиям необратимого характера — неспособности самостоятельно усваивать новый материал, особенно усложняющийся, формировать индивидуальный стиль умственной деятельности. Обнаружено, что смена типа преподавания (вместо одного учителя появляется 5-6) трудно дается всему классу, но особенно детям с дефектами учебной деятельности.

Появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого. Одна группа критериев касается качества преподавания, другая — особенностей отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VII—VIII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любят тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся.

Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителю и успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на "интересные" и "неинтересные", "нужные" и "ненужные", что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету — дело учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.

В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия "учение". В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
Что же делать, чтобы учебная деятельность подростков оставалась успешной? Вот несколько практических советов, которые может дать любой родитель, подростку по организации ученой деятельности.

1.      Учись планировать.

Слово "планирование", скорее всего, не ассоциируется у тебя с каким-либо интересным и увлекательным занятием. Но именно планирование может стать твоим верным другом и помощником в учебе, своеобразным "ангелом-хранителем" от стрессов и неприятных неожиданностей. Существует мнение, что мы устаем от несделанных дел и особенно от того беспорядка в голове, который возникает, когда нерешенные проблемы накапливаются и наслаиваются одна на другую.

Кроме того, планирование помогает человеку затрачивать меньше времени на однообразную и скучную работу. Умение планировать обеспечит не только успех в учебе, но и будущие высокие профессиональные достижения.

С чего начинается планирование?

В первую очередь, необходимо уметь выделять главное, то есть научиться выстраивать проблемы и дела по степени важности.
Затем определить цели и составить план действий, необходимых для ее достижения.

Важно также научиться отслеживать выполнение плана и оценить полученный результат.

2.      Учись правильно выполнять домашнюю работу.

К сожалению, школа, в которой не задают (или почти не задают) домашних заданий, – большая редкость. А раз домашнюю работу все-таки делать нужно, давай вместе подумаем, как организовать самостоятельный труд, чтобы он отнимал меньше времени и сил.

Итак, как лучше организовать самостоятельный труд:
• Усилием воли усади себя за письменный стол.

• Подготовь рабочее место: на столе не должно быть ничего (обрати внимание, что мы не добавляем слова "лишнего", то есть стол должен быть абсолютно чистым).

• Распредели время и следи за его расходованием в соответствии с планом работы (о том, как это делать, мы скажем ниже).
• Чередуй выполнение "трудных", "легких", письменных и устных заданий.
• Сделай один короткий (не более 15 минут) перерыв: немного подвигайся (можно потанцевать) под музыку, выпей сока или минеральной воды и продолжай выполнение домашних заданий.

• Выполнив домашнюю работу, внимательно собери все необходимое к следующему учебному дню в портфель (сумку).

Обязательно отдохни!

3.      Учись правильно работать с книгой

Книга как человек, и ты должен хорошо к ней относиться. С книгой надо дружить.

Работа с текстом, пересказ, подготовка к изложению.
• Выбери материал в книге по нужной тебе теме.
• Прочитай внимательно текст.
• Постарайся сформулировать основную мысль прочитанного, ответив на вопрос: О ЧЕМ ТЕКСТ? Ответ на вопрос постарайся сформулировать одним предложением.
• Придумай свое название к данному тексту в соответствии с его основной мыслью.
• Прочитай текст второй раз и составь краткий план прочитанного.
• Перескажи прочитанное, пользуясь составленным планом.
• Обрати внимание на правила, определения, термины, даты, которые необходимо выучить наизусть. Выпиши их. Произнеси вслух не менее 3 раз. Постарайся воспроизвести выученное устно и письменно через некоторое время.
• Проверь себя, пересказав текст кому-нибудь и восстановив по памяти план на черновике.

• Можешь составить опорный конспект.
Работая над текстом подобным образом, ты сможешь хорошо подготовится к изложению. Подготовка к изложению вряд ли потребует от тебя заучивание каких-то фактов наизусть: содержание прочитанного тебе следует передать своими словами.

О чем я прочитал? _____________________________________
Название, которое я подобрал к этому тексту:
_____________________________________________________
План пересказа

Вступление___________________________________________
Основная часть:

1. ____________________________________________________
2. ____________________________________________________
3. ____________________________________________________
4. ____________________________________________________
Заключение____________________________________________
Что я должен выучить наизусть:


4. Учись готовиться к контрольным работам.
Для того, чтобы хорошо выполнить контрольную работу, тебе необходимо повторить весь пройденный материал. Используя секреты успешной учебы, построй свою работу следующим образом:
Составь план повторения:

• Обрати внимание в первую очередь на то, что слабо усвоено. Отмечай все неясные вопросы. При необходимости обратись за разъяснением к учителю или одноклассникам; пользуйся справочной литературой.
• Повтори материал по учебнику. Внимательно изучи имеющиеся в тексте рисунки, схемы, таблицы. Обрати особое внимание на определения, правила, формулы.
• Если по пройденному материалу у тебя сделаны опорные конспекты (например, карта памяти), просмотри их. Если опорных конспектов нет, составь. Это поможет тебе собраться с мыслями.
• Что из повторенного материала показалось тебе самым важным? Ответь на данный вопрос письменно.

• Попробуй проиллюстрировать пройденный материал собственными примерами
5. Как лучше запомнить изучаемый материал

• Учи материал в определённый час. Таким образом, ты приучишь мозг к наилучшему восприятию именно в это время. Это становится своего рода условным рефлексом, и ты запоминаешь быстрее и с меньшими усилиями. Вечерний час перед сном – прекрасное время для запоминания. Равно как и утренний час после пробуждения.

• При запоминании необходимо знать и использовать канал восприятия, который является для тебя ведущим. Для визуалов (обладающих зрительной памятью) важно "сфотографировать" стихотворение, зрительно представить образы, на которых построено стихотворение. Для кинестетиков - сопровождать заучивание параллельным действием (например, хлопки в ладоши в ритме стихотворения или любые другие движения). Аудиалам лучше учить стихотворение вслух, улавливая его ритм и особенности интонации, смысловые паузы, многократно повторяя стихотворение слушателям (пусть даже воображаемым). Дигиталам необходимо представить материал в виде схемы, таблицы и т.д.
Часто повторяй материал, который учишь наизусть. Просмотри три, четыре, пять раз один и тот же текст. Через 24 часа после первого занятия ты забываешь наибольшую часть выученного текста. Поэтому первое повторение не должно быть позже 24 часов и раньше 5-6 часов после первого заучивания
6. КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ

• Желательно учить стихотворение в течение нескольких дней.
• Прочитай стихотворение. Какие чувства оно у тебя пробудило? Постарайся представить то, о чем пишет автор.
• Прочитай стихотворение еще 2–3 раза и воспроизведи его по памяти целиком (можно заглядывать в книгу).
• Обрати внимание на те места, которые хуже запоминаются. Можешь обозначить их ключевыми словами или схематичными рисунками на листке бумаги, который будет у тебя перед глазами.
• Если стихотворение трудное, учи его по строкам: первую, затем первую и вторую; первую, вторую и третью и т. д.
• Отложи книгу. Повтори стихотворение вечером, хорошо отдохнув после выполнения домашней работы.

• Каждый день выразительно рассказывай стихотворение 1–2 раза кому-нибудь из друзей или родителям.

Повтори стихотворение утром перед выходом в школу в тот день, когда будешь рассказывать его в классе.

7. Люби тетрадь, и она тебе поможет
Оформление тетради:

• оберни тетрадь (используй для этого специальную обложку);
• аккуратно подпиши ее;

• записи производи синей ручкой, а темы выделяй зеленой (если учитель не предъявляет других требований);

• оформляй все работы в соответствии с требованиями учителя.
Ведение тетради:

• выполняй все работы (в т. ч. рисунки, схемы и др.) аккуратно;
• не рисуй и не записывай в тетради лишнего (не касающегося темы урока);
• не мни тетрадь;

• пиши аккуратно, разборчиво;

• не пачкай тетрадь;

• не стирай ручку резинкой;

• записывай правила и все самое важное по теме урока.

Умей проверять и исправлять ошибки:

• проверяй работу от начала к концу и наоборот;
• каждое слово читай по слогам;
• если ты не уверен в правильности написания слова, попробуй вспомнить правило;
• если ты допустил ошибку, не расстраивайся – аккуратно зачеркни карандашом;
• не используй замазку;
• делай работу над ошибками (анализ ошибок);
• если ты не уверен, сначала пиши на черновике;
• подумай, а потом пиши.
Использование тетради:
• просматривай записи, сделанные в тетради;
анализируй свои ошибки, просматривая различные виды работ.
Данные советы могут быть полезны не только ученикам, но и вам, их родителям, помощь которых несомненно важна для успешной учебы.

 

Все эти советы направлены на одну цель – повысить успеваемость ученика по предметам, за которой необходим ежедневный контроль со стороны как классного руководителя, так и родителей. Для того, чтобы слабоуспевающий ученик справлялся достойно со школьной программой, ему бывает необходима помощ как со стороны учителя, так и со стороны родителей.

            Если учащийся не усваивает учебную программу, у него появляетсяпсихологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у «друзей с улицы».

2. Борьба с прогулами занятий.

У ученика, прогулявшего хотя бы день занятий, если  не принять своевременных мер, появляется  чувство безнаказанности, которое может подтолкнуть на повторные прогулы.

            Необходим установить ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае  пропуска занятий учеником необходимо выяснять причину отсутствия.

            Если прогулы носят систематический характер, подключаем  работников милиции и КДН.

3. Организация досуга учащихся

Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - способствует развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному  проведению досуга, формированию законопослушного поведения.

            Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов, помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность в школе, значительно ограничивая риск  асоциального поведения.

4. Пропаганда здорового образа жизни

§  потребность в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни;

§  озабоченность перспективой,  как своего здоровья, здоровья своих близких, своих будущих детей, так и здоровья всей России;

§  потребность в действиях по сохранению и укреплению здоровья;

§  готовность к этим действиям и желание реализовать свои идеи по сохранению здоровья и продлению человеческой жизни.

 

Как помочь ребенку в учебе: рекомендации родителям

 

Причины снижения успеваемости учащихся

Во-первых, позиции учащихся, педагогов и родителей в определении причин неуспеваемости расходятся, что снижает эффективность их усилий.

 

Учащиеся объясняют неуспеваемость:

наличием плохой памяти, слабого внимания, неумением сосредоточиться, т. е. индивидуальными особенностями;

сложностью учебной программы отдельных предметов школьного курса;

Учителя считают, что:

школьники безответственны, ленивы, невнимательны и т. п.;

родители плохо помогают детям в учебе;

программы обучения слишком сложны.

Родители называют такие причины:

недоступность программы, ее сложность;

высокие требования, предъявляемые педагогами учащимся;

недостаточные способности детей, точнее, их отсутствие.

Чтобы адекватно определить истинные причины неуспеваемости, необходимо свести к минимуму эти противоречия.

Рекомендации родителям учащихся средних и старших классов

1. Постарайтесь создать условия, облегчающие учебу ребенка:

бытовые: хорошее питание, щадящий режим, полноценный сон, спокойная обстановка, уютное и удобное место для занятий и т. п.;

эмоциональные: проявляйте веру в возможности ребенка, не теряйте надежду на успех, радуйтесь малейшим достижениям, демонстрируйте любовь и терпение в ожидании успеха, не оскорбляйте его в случае неудачи и т. п.;

культурные: обеспечьте ребенка справочниками, словарями, пособиями, атласами, книгами по школьной программе, дисками; используйте магнитофон для учебных занятий, вместе смотрите учебно-познавательные программы по ТВ, обсуждайте увиденное и т. п.

2. Слушайте своего ребенка: пусть он пересказывает то, что надо заучить, запомнить, периодически диктуйте тексты для записывания, спрашивайте по вопросам учебника и т. п.

3. Регулярно знакомьтесь с расписанием уроков, факультативов, кружков, дополнительных занятий для контроля и оказания возможной помощи.

4. Делитесь знаниями с детьми из области, в которой вы преуспели.

5. Помните, что не только оценки должны быть в центре внимания родителей, но и сами знания, даже если сегодня ими воспользоваться невозможно. Поэтому думайте о будущем и объясняйте детям, где и когда можно будет воспользоваться полученными знаниями.

6. Помогите сделать свободное время ребенка содержательным, принимайте участие в его проведении.

7. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми и их успехами, лучше сравнивать его с самим собой.

8. В средних классах подростки могут совместно выполнять домашнюю работу. Это повышает ответственность - ведь задания делают не только для себя, но и для других. Наберитесь терпения, когда они занимаются по телефону: уточняют, обсуждают, спорят.

9. Дайте почувствовать ребенку, что любите его независимо от успеваемости, замечаете познавательную активность.

10. Помните, что по нормам над выполнением всех домашних заданий ученики 5-6-х классов должны работать до 2,5 ч, 7-8-х классов - до 3 ч, 8-9-х классов -до 4 ч. Старайтесь придерживаться рекомендаций: это важно для здоровья, психического равновесия и хорошего отношения ребенка к учебе.

11. Создавайте традиции и ритуалы семьи, которые будут стимулировать учебную деятельность детей. Используйте позитивный опыт ваших родителей, знакомых.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»