«Цель учителя – настоящего профессионала ( какой бы предмет он не преподавал ) –
готовить человека к выживанию , учить его быть здоровым, ответственным
и счастливым гражданином своей планеты»
«Классный журнал №8, 2000г.
«Ребёнок учится не для школ, а для жизни»
Китайская пословица
«Человек успешен только тогда – когда он здоров»
У каждого педагога должно быть кредо его деятельности. Моё – это, чтобы дети бежали в школу с удовольствием, необходимо заразить их своей энергией, своим отношение к работе, своим интересом к их проблемам, блеском своих глаз, добротой. Они обязательно ответят тебе взаимностью, и их энергия поможет тебе.
Моя деятельность направлена на создание комфортной , эмоциональной и по – настоящему творческой атмосферы в школе, креативно направленной личности. Хочется, чтобы дети учились на чужих ошибках , а не на собственных, ценили свою жизнь и жизнь своих близких. Пытаюсь донести до их сознания, что безопасность, здоровье одного человека крепко связаны с безопасностью, здоровьем родных, близких и в конечном итоге безопасностью своей страны .
Дети – это зеркало своих родителей. Многие поступки, действия взрослых для детей со временем становятся нормой жизни. Хорошо если близкие люди ответственно относятся к своему здоровью, правилам безопасного поведения в жизни, толерантности, любви к своему отечеству, терпимость к другим людям, Учат этому и детей. Счастлив тот ребёнок , у которого такие родители. Но в жизни не всё так хорошо, и человек, который сам пренебрегает правилами безопасности и никогда не разговаривает с ребёнком о том, что не всё так в нашем мире безопасно. Если не будет напоминать каждый день о том, что необходимо соблюдать правила безопасности, точно также, как чистить зубы по утрам ( не нужно наступать на люк, не подходить к местам парения, переходить дорогу только на зелёный сигнал светофора и всё равно быть очень внимательным. и.т.д.) Поведение родителя , который является для ребёнка авторитетом, может сыграть в последствии с ним злую шутку. Поступив в школу, у учащегося появляется другой авторитет - это учитель. Хорошо, если в школе ребёнок встретил преподавателя, которому не безразличны жизнь, здоровье и безопасность учеников. Хорошо, если такой предмет, как обж ведёт учитель, который не просто отбывает урок, как наказание , а старается сделать каждый урок запоминающимся, чтобы правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях ребёнок не только знал, но и умел применять в повседневной жизни. Умел избегать опасных ситуаций. Учил других правильно действовать в различных ситуациях. Останавливал других от необдуманных поступков.
Преподавание такого предмета как Основы безопасности жизнедеятельности, действительно необходимо и детям, и взрослым . Так на этих уроках учащиеся учатся избегать опасных ситуаций, угрожающих их жизни, умение правильно действовать в ч.с. Опыт работы преподавателем – организатором ОБЖ у меня пока ещё небольшой около 2лет. Есть ещё много недостатков , но есть и плюсы . Большую помощь в работе оказали курсы повышения квалификации в Методическом центре МЧС, где опытные преподаватели, которые на практике участвовали в различных действиях по ликвидации ч.с., смогли привить интерес и желание работать в направлении безопасности жизнедеятельности. Смогли внушить нужность этого предмета. И от того, кто и как будет преподавать учащимся ОБЖ, во многом зависит и отношение самих ребят к своей безопасности. В начале практически каждого урока , проходит минутка безопасности., на которой детям сообщаются те чрезвычайные события, которые произошли в мире, стране, городе, в школе, или с кем –то из наших учащихся. Вместе с ребятами разбираем конкретные ситуации , что необходимо было предпринять, чтобы избежать тяжёлых последствий от ч. с. Правильно ли поступили люди , попавшие в трудную ситуацию. Постоянное напоминание о правильном, безопасном поведении в повседневной жизни , я думаю. всё –таки приносит свои плоды. Говорят, вода камень точит. Дети становятся более внимательными к своим поступкам. Плохо , что многие не хотят учиться на чужих ошибках, многие живут по принципу « Со мной ничего плохого не случится, с кем - нибудь другим, но только не со мной». Когда случается беда, то они начинают понимать, что никто не застрахован от несчастного случая. И тогда эти дети более ответственно относятся к предмету.
Предмет основы безопасности жизнедеятельности и проектная деятельность как никакие другие предметы тесно связаны друг с другом. Если переделать известное стихотворение В.В. Маяковского, то получатся такие строки:
« Кто более матери истории ценен?
Мы говорим основы безопасности жизнедеятельности,
Подразумеваем проектную деятельность .
Мы говорим проектная деятельность ,
Подразумеваем основы безопасности жизнедеятельности» .
Проектная деятельность привлекательна тем, что она даёт возможность каждому ребёнку развиваться как творческой личности, быть самостоятельным в принятии решений, инициативным, использовать личный жизненный опыт и опыт своих близких, уметь обобщать его, применять знания на практике. Ощутить успех от работы над проектом. Ребёнок волен выбирать, с кем он будет работать. Она учитывает индивидуальность ребёнка, его интересы. Темп работы, уровень обученности, выбирать способы получения информацию из разных источников , форму представления результатов. Ребёнок получает шанс раскрыть свой потенциал, обрести уверенность в себе. Всё это повышает мотивацию к учёбе, познавательную и активную деятельность, развивает чувство ответственности. Конечный продукт проекта - это конкретное решение теоретической или практической проблемы, результат, готовый к внедрению. Участие в проектной деятельности со школьниками меняет прежде всего и самого учителя , оказывает положительное влияние на повышение его профессионального уровня, его творческий рост. Для улучшения успешного освоения учителем метода проектов необходимо методическое сопровождение для оказания помощи в преодолении трудностей при освоении этого метода. Метод проектов ещё не так активно используется учителями, так как нет чёткого понятия того как использовать механизмы , которые можно применять на уроках, неготовность самого учителя к новой ролевой позиции в работе с учащимися , недооценка того , что метод проектирования имеет большое значение для современного образования., недостаток знаний в области методологических и психолого – педагогических аспектов развития продуктивных способностей человека и проектных умений учителя. Мы не вышли со своими проектами на общешкольную конференцию в 2012 2013 учебном году , наверное, из – за вышеперечисленных причин. А скорее всего - не хватило умения и желания самого учителя в создании качественного конечного продукта.
Но работа над проектами детям понравилась . Это было видно по их заинтересованности. Они делали это с удовольствием, потому что темы были им близки и затрагивали их жизненные интересы. И, главное, дети видят доброжелательное отношение к их работам учителя, который должен умело указать на недостатки, чтобы не отбить желание , не затрагивать личность ребёнка. Каждая попытка создания проекта, пусть даже не совсем удачная должна хорошо приниматься учителем. Он должен, просто обязан, даже в самой слабой работе найти сильные стороны. Необходимо обязательно хвалить и положительно оценивать учащегося за проделанную работу. И тогда ребёнок, будет стараться делать её лучше и лучше. В 2012- 2013 учебном году некоторые проекты появились в связи с чрезвычайными событиями, которые произошли в стране, в городе и, к сожалению, с учащимися нашей школы. Так появились проекты «Ёлка безопасности 2013», в котором дети составили пожелания всем людям о безопасности их жизни, включая пожарную безопасность, дорожную безопасность, безопасность на воде, безопасность в быту, личную безопасность и.т.д. После двух дорожно – транспортных происшествий с учащимися нашей школы, которые произошли не по их вине ( были совершены наезды на пешеходном переходе при зелёном сигнале светофора) появился проект « Безопасный переход», к которому были привлечены и родители учащихся. Качественным продуктом проектной деятельности «Личная безопасность», стали памятки для учащихся «Как не стать жертвой преступления». Ученица 9б класса Мармылёва Ангелина сделала презентацию, в которой даются конкретные советы о том, как избежать неприятных ситуаций, что делать, если человек стал жертвой преступления. Костромцова Александра, ученица 9б класса, создала пособие – раскраску « Личная безопасность – это просто!» для учащихся начальных классов, в которых дети, читая советы и раскрашивая картинки про опасные ситуации, будут учится избегать их в жизни. Могут разобрать и обсудить , почему дети попали в сложную ситуацию, как можно было этого избежать.
Очень близки были учащимся темы проектов « Что я знаю о ЗОЖ?». «Школа – территория здоровья». « Школа моей мечты». В работе над этими проектами ребята собирали информацию о ЗОЖ. Исследовали здоровый образ жизни своей семьи, выявили факторы, мешающие близким и самим вести ЗОЖ., вносили конкретные предложения об улучшении работы школы в направлении на укрепления здоровья учащихся и, что отрадно позаботились о здоровье учителей тоже. Представляли проекты здания школ, дизайн, питание, режим учёбы и отдыха в школе. Большое внимание уделили спорту. Проект «СИЗ - должен быть надёжным и красивым!», в работе над которым учащиеся изучали для чего нужны средства индивидуальной защиты, их характеристики , проектировали свои сиз. Защищали свои изобретения, предназначенные для разных людей и животных доказывая, что их сиз самые лучшие ( по дизайну, защитным свойствам, надёжности).
Продуктом проектной деятельности «Безопасность на дороге» кроме памяток , плакатов, кроссвордов, составление заданий по правилам дорожного движения, презентаций - стало общешкольное мероприятие « «ПДД – ЗАКОН ЖИЗНИ!», в котором приняли участие учащиеся с 5 по 11классы. Часть учащихся 10 и 11 классов были судьями на этих соревнованиях . Команды показали практические знания правил дорожного движения, умение безопасной езды на велосипеде, оказание первой медицинской помощи, знание дорожных знаков и. т. д. Работы учащихся -фотографии, презентации, сценарии мероприятий по безопасности, учебные видеоролики , памятки проектной деятельности учащихся и многое другое можно увидеть на сайте.