САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №653 с углубленным изучением
иностранных языков (хинди и английского)
Калининского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
К.п.н., доцент кафедры социально- Директор ГБОУ СОШ №653
педагогического образования ____________ Шубина Е.Н.
___________Косабуцкая С.А. «____»____________2013 г.
«___» _____________2013 г.
ПРОГРАММА
«Профориентационная работа с учащимися склонными
к девиантному поведению»
АВТОР:
Кащаева Валентина Степановна –
социальный педагог
ГБОУ СОШ №653
Санкт-Петербург
2013
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………3
2. Концептуальные подходы и понятийный аппарат ………………...4
3. Основная часть………………………………………………………..9
4. Список литературы…………………………………………………..17
5. Приложения…………………………………………………………..19
1. Пояснительная записка.
Социально-экономические изменения в жизни нашего общества, которые произошли за достаточно короткое время, оказали существенное влияние на систему образования. Это проявилось в таких научно-практических разработках как компетентностный подход (допрофессиональная компетентность), преемственность в системе «школа-вуз» (профильные классы), концепция модернизации образования (профильная школа).
Развитие рыночных отношений в экономике привнесло в поле педагогических проблем новые аспекты темы «связь школы с жизнью»: «образование для жизни», «образование для карьеры», «образование для выживания», которые требуют осмысления. Снизилась возрастная граница начала процесса профессионального самоопределения.
Отчетливо обозначилась тенденция к тому, что самореализация воспринимается подрастающим поколением через призму понятий «карьерный рост», «профессиональный рост». Ряд исследователей отмечают, что в настоящих условиях профессиональная деятельность для многих людей может и не стать сферой самореализации. А необходимость «выживать», обеспечивая материальный достаток, может и вовсе не вывести потребность в самореализации в доминирующие, актуальные для жизни человека.
Именно в современной социально-экономической ситуации помощь школьнику в профессиональном и личностном самоопределении должна быть ориентирована на поиск смысла, интереса к выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой деятельности. Как известно, человек реализует себя в общественно-полезном, а главное – в личностно значимом труде. Сегодня часто, к сожалению, смысл выбираемых профессий молодежь часто видит не в самом труде или профессии, а как бы вне их, в частности в престиже или в заработке. Еще Э. Фромм отмечал, что именно такая ситуация формирует «отчужденный характер», когда человек и его дело разъединены, и это ведет к серьезным внутренним противоречиям, и в итоге делает человека несчастным
Для эффективной работы с учащимися склонными к девиантному поведению и профилактике девиаций необходимо уделить особо пристальное внимание адаптации учащегося при переходе по ступеням обучения (помочь, заинтересовать, направить в нужное русло). Если девиантное поведение уже имело место, то в этом случае главная задача — переориентировать подростка на социально приемлемое проведение своего досуга. По мнению Д. Исаева (1997), именно «сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению асоциального поведения». В частности, как исследователь в области аддиктивного поведения подростков, ученый отмечает, что «аддиктивное поведение можно рассматривать как псевдоадаптационный стереотип, направленный на поддержание внутреннего психоэмоционального равновесия и приспособление к внешним условиям, со стремлением к легкому и быстрому достижению удовольствия, незрелостью механизмов копинг-поведения, невысокой стрессоустойчивостью. Особенности акцентуаций характера играют вспомогательную, иногда предрасполагающую роль в формировании аддиктивности».
Концептуальные подходы
· исследования в области самореализации (Ю.П. Васильев, Б.С. Гершунский, Л.А. Коростылева, А. Маслоу, К. Роджерс и др.),
· теория профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников и др.),
· сущность профориентационной деятельности в школе в современных социально-экономических условиях, ее моделей (И.И. Беседина, Е.И. Головаха, В.М. Заенчик, Л.А. Йовайша, Н.И. Калугин, Е.А. Климов, А.П. Менщиков, А.В. Мудрик, Н.С. Пряжников, А.Д. Сазонов и др.),
· проблемы профориентационной деятельности в школе и потребности рынка труда (М.А. Бендюков, Е.А. Климов, В.Я. Матвиевский, И.Л. Соломин, М.И. Ткачев),
· развитие потребностно-мотивационной сферы личности (В.П. Каширин, И.С. Кон, А. Маслоу, В.А.Сластенин и др.).
· теории девиантного и делинквентного поведения (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Я.И. Гилинский, Е.В. Змановская, С.А. Косабуцкая, Г.М. Миньковский, И.А.Невский и другие),
· теории о специфике процесса реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения (Г.М. Бреснов, В.П. Добридень, СВ. Лебедев и другие)
Понятийный аппарат
Самореализация – заключается в осуществлении себя как индивидуальности; в раскрытии своих способностей, своего потенциала; в претворении в жизнь идей, мечтаний, планов; в осуществлении себя, своих желаний; в удовлетворении потребностей. (Л.А. Коростылева)
Потребность – заложенная в нас природой и обществом программа жизнедеятельности. (Б.И. Додонов)
Профессиональное самоопределение – это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации, составная часть целостного жизненного самоопределения (коллектив авторов, НИИ трудового обучения и профориентации)
Профориентационная деятельность – составная часть учебно-воспитательного процесса, направленного на решение задач расширения профессионального опыта учащихся, формирования у них мотивов выбора, оказание психолого-педагогической помощи в момент самоопределения. (Л.А. Йовайша)
Социально-профессиональная адаптация – процесс приспособления учащегося к будущей профессии в условиях общеобразовательной школы (Н.С. Пряжников)
Профессиональная информация – ознакомление различных групп населения с современными производствами, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами рынка профессий, формами и условиями их освоения, профессиональными требованиями, предъявляемыми к человеку, возможностями его профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;
Профессиональная консультация – оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе специальности с учетом его личных психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества;
Профессиональный подбор – предоставление рекомендаций человеку о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
Профессиональный отбор – определение степени профессиональной подготовленности человека к конкретной профессии или в соответствии с нормативными требованиями;
Профессиональная, производственная и социальная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работник, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высокого уровня профессионализма.
Направленность программы:
Процесс профессионального самоопределения тесно связан с темой самореализации, Л.И. Божович обращает наше внимание на важность самоопределения, которое в ее понимании есть выбор будущего пути, потребность нахождения своего места в труде, в обществе, жизни, поиск цели и смысла своего существования. Потребность в профессиональном самоопределении в этом случае рассматривается как потребность в формировании определенной смысловой системы, в которой соединены представления о мире и о себе самом.
Сущность профессионального самоопределения заключается в самостоятельном и осознанном нахождении личностью смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной культурной исторической ситуации.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время содержание понятия «профессиональное самоопределение» имеет различные трактовки. Одни авторы связывают это понятие только с аспектом личностного самоопределения – с новообразованиями личности, ценностями, потребностью формирования смысловой системы, в которой центральное место занимает проблема смысла жизни. Другие авторы рассматривают самоопределение только в связи с его профессиональным аспектом, как осознанное нахождение смыслов выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретно культурно-исторической ситуации.
Новизна: Наличие в школе адаптивной системы профориентационной деятельности, т.е. способной легко и быстро учитывать изменения, которые происходят в системе «потребность в самореализации – потребность рынка труда».
Актуальность: Одной из особенностей современной социально-экономической ситуации является то, что достаточно рано человек попадает в ситуацию выбора – «образование для жизни» или «образование для выживания». В этом случае ценность самореализации перестает носить самоценный характер, а входит в качестве соподчиненной в ценности карьерного роста, профессионального роста. В этой подмене ценностных ориентиров, по нашему мнению, заключается в дальнейшем угроза профессиональной деформации индивидуальности.
Образовательное учреждение будет способно оказать действенную поддержку подростку в столь непростой индивидуальной ситуации выбора профессии, если оно будет готово решать эту задачу как задачу согласования потребности в самореализации и профессионального самоопределения, (т.е. формирование готовности самостоятельно ориентироваться в мире профессий и жизненных смыслов, Н.С. Пряжников).
Отличительная особенность: взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности; отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в своих личных устремлениях. Самореализация, по ее мнению, включает в себя самопроектирование, т.е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертывание своего жизненного пути. Л.А.Коростылева отмечает, что самореализация тогда приобретает продуктивный характер, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии.
Педагогическая целесообразность: образовательная сфера, считает Б.С. Гершунский, имеет самое непосредственное отношение к укреплению веры человека в истинный смысл своей жизни: развитию его способностей, в том числе к самопознанию и адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений; процессу формирования знаний, умений и навыков, творческих качеств личности, необходимых для полноценной самореализации в трудовой и общественной деятельности.
Основная часть
Цель: Реализация модели адаптивной системы профориентационной деятельности в школе с учетом социально-психологических характеристик подростков склонных к девиантному поведению
- обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирование профессионального успеха в различных сферах трудовой деятельности;
- содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Задачи:
– формирование положительного отношения учащихся к труду;
– проведение спецкурса «Основы выбора профессии»;
– осуществление профессионального информирования учащихся (о профессиях, о рынке труда, об учреждениях, где можно получить специальность);
– изучение профессиональных планов учащихся выпускных классов;
– выявление структуры интересов и склонностей учащихся;
– проведение профконсультаций учащихся;
– осуществление психофизиологической диагностики способностей;
– выявление отклонений в состоянии здоровья и определение профессиональной пригодности по медицинским показателям;
– проведение работы с родителями о выборе профессии их детьми;
– организация начального производственного обучения в школе;
– прохождение школьниками производственного обучения в УПК;
– организация выставок технического и художественного творчества;
– работа кружков технического и художественного творчества;
проведение экскурсий на предприятия, организации, учебные учреждения
- Провести исследования взаимосвязи потребности в самореализации, жизненных перспектив, личного профессионального плана.
- Разработать индивидуальные маршруты профессионального выбора подростков
- Провести мероприятия направленные на оптимизацию профессионального выбора, формирования устойчивой мотивации к самореализации через продуктивную трудовую деятельность
Основное содержание программы.
Программа рассчитана на работу со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ОУ.
Этапы реализации
I этап. Подготовительный.
Цели:
1. Изучение взаимосвязи процессов самореализации и профессионального самоопределения.
2. Выявление основных факторов, оказывающих влияние на развитие потребности в самореализации в современных социокультурных и социоэкономических условиях.
3. Изучение и анализ моделей профориентационной деятельности, представленных в современной педагогической науке и практике.
4. Определение теоретической модели профориентационной деятельности в школе.
II этап. Констатирующий
Цель:
1. Изучение ценностно-смысловых ориентиров, характерных для процесса самоопределения современных подростков.
2. Сопоставление полученных данных с результатами исследования динамики ценностных ориентаций выпускников школ СПб.
3. Пилотажное исследование личных профессиональных планов и жизненных перспектив учащихся ОЭР школы.
Основные методы: Сравнительный анализ, методика ценностных ориентаций Рокича, анализ рейтинг-анкет, проективная методика (сочинение на тему «Моя жизнь – моя мечта»).
III этап. Аналитико-моделирующий.
Цели:
1. Анализ и интерпретация результатов исследования ценностно-смысловых ориентиров, характерных для процесса самоопределения подростков ОЭР школы.
2. Проектирование адаптивной модели системы профориентационной деятельности в школе на основе определения роли и места профориентационной деятельности в школе.
Методы: анализ, моделирование.
Адаптивная модель профориентационной деятельности в школе.
Идея:
Потребность человека в самореализации (внутренний фактор) |
|
Проф. ориентационная деятельность в школе |
|
Потребность рынка труда (внешний фактор) |
Система
профориентационной деятельности в школе
Цель: социально-профессиональная адаптация учащихся.
Вариативный блок Сфера деятельности – учащиеся – семья
Цель
Формы работы |
|
Интегративный блок Сфера деятельности – педагогический коллектив школы – ОУ, занимающиеся проф. подготовкой (колледж, ВУЗ)
Цель
Формы работы
|
|
Инвариантный блок Сфера деятельности – Комитет по занятости населения СПб – Служба трудоустройств молодежи
Цель
Формы работы |
Образовательный эффект: допрофессиональная компетентность.
Вариативный блок.
I. Сфера деятельности.
– учащиеся;
– родители.
II. Цель: создание условий для профессионального самоопределения, как части жизненного самоопределения.
1. Выявление структуры интересов и склонностей учащихся.
2. Изучение профессиональных планов учащихся.
3. Проектирование профессионального пути с учащимися, особенно момента «старта».
III. Формы работы.
1. Профессиональная консультация.
2. Предварительная проф.диагностика.
3. Профессиональный подбор.
4. Экскурсии на предприятия, организации, учебные учреждения.
5. Составление профессиональных планов.
6. Родительский клуб «Подросток и современный рынок труда».
7. Стажировка у специалиста.
Интегративный блок.
I. Сфера деятельности:
– педагогический коллектив школы;
– ОУ, занимающиеся профессиональной подготовкой (колледж, ВУЗ).
II. Цель:
1. Развитие учащегося как субъекта деятельности.
2. Удовлетворение потребности в самореализации в различных формах учебной деятельности.
3. Формирование у подростков ценностно-нравственной основы жизненного самоопределения.
III. Формы работы:
1. Программа «ТАД».
2. Социально-психологический ролевой тренинг.
3. Спецкурс «Теория и практика делового общения».
IV. Образовательный эффект:
– функциональная грамотность;
– допрофессиональная компетентность.
Инвариантный блок.
I. Сфера деятельности:
– Служба трудоустройства молодежи.
– Комитет по занятости населения СПб.
II. Цель:
– Профессиональное просвещение.
– Информирование учащихся (о рынке труда, профессиях, учреждениях, где можно получить желаемое образование и специальность).
III. Формы работы:
1. Спецкурс «Основы выбора профессии».
2. Начальные трудовые пробы в структуре УПК.
3. Информационная база данных по следующим направлениям: «Рынок труда», «Проофессиограммы наиболее востребованных профессий», «Современная ситуация на рынке труда СПб» (статистические данные Комитета занятости населения СПб), «Юридическая информация».
4. Фонд изданий (книги, статьи из журналов, газет, адреса в интернете) о жизни и деятельности наиболее успешных, реализованных людях наших современниках.
IV. Образовательный эффект: наличие у школьников реальных представлений о мире профессий в целом.
Условия реализации программы:
Основные направления профориентационной работы со школьниками в условиях современной экономической ситуации можно обозначить следующим образом:
– формирование у подростков ценностно-нравственной основы профессионального и личного самоопределения;
– возобновление специальной подготовки школьных профконсультантов;
– разработку новых психолого-педагогических технологий, ориентированных на активизацию самостоятельности профессионального и жизненного выбора подростков;
– построение новых типологий («пространств») профессионального и личностного самоопределения, отражающих изменившуюся социокультурную ситуацию в России;
– разработку новых периодизаций профессионального развития школьников с учетом изменившейся ситуации в стране.
Основные методы профессиональной ориентации:
– информирование: индивидуальное, групповое, массовое непосредственное (лекции, беседа) и опосредованное – средствами массовой информации;
– психологическое и медицинское консультирование;
– психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика
– различные педагогические выводы.
Точки риска при реализации программы:
· Недостаточный анализ причин возникновения девиантного поведения у подростков.
· нежелание подростков, склонных к девиантному поведению осознавать мотивы, причины и последствия своих поступков.
· Затруднения в привлечении родителей подростков, склонных к девиантному поведению, к профориентационной работе.
· отсутствие взаимодействия между педагогами образовательного учреждения и другими субъектами.
Предполагаемый результат - формирование у подростка внутренней готовности самостоятельно и осознано выстраивать «пространство» своего выбора, т.е. готовность ориентироваться в мире профессий и жизненных смыслов, осуществляя свой выбор на основе осознания своего человеческого предназначения, знать понятия «профессия», «специальность», знать типологию профессий, уметь определять свои профессиональные предпочтения, понимать основы формирования профессиональной мотивации (триада: хочу, могу, надо)
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов ВУЗов. – М.: Академический проект, 2000, 624 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991, 299с.
3. Актуальные проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса самореализации учащихся в образовательных учреждениях российской провинции: Сборник научных статей / Под ред. Н.Г. Крыловой. – Кострома, 2002, 64 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания, – Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1968, 339 с.
5. Артемова Л. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование, 2003, № 4, с. 84-87.
6. Артюхова Н. Ценности, которые они выбирают (Ценностные ориентации подростков). // Директор школы, 2001, №6, с. 81-85.
7. Баранова В.В., Зеленова М.Е. Представления старшеклассников о будущем как аспект их социализации. // Психологическая наука и образование, 1998, №1, с. 52-58.
8. Бендюков М.А, Соломин И.Л, Ткачев М.И. Азбука профориентации // Как молодому человеку преуспеть на рынке труда? – СПб. Литера плюс, 1997.
9. Бендюков М.А, Соломин И.Л, Ткачев М.И. Азбука профориентации // Проблемы труда и социальной защиты населения, 1997, №2.
10. Бердяев Н.А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, № 2, с. 147-162.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). – М.: Просвещение, 1968.
Приложения
Приложение №1.
Спецкурс «Ориентация в профессиях»
Учебно-тематический план
№ п/п |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие. Профориентация, профессиограмма, профессия, специальность |
2 |
2 |
|
2 |
Взаимосвязи процессов самореализации и профессионального самоопределения |
2 |
1 |
1 |
3 |
Определение ценностных ориентиров процесса самоопределения современных подростков |
6 |
2 |
4 |
4 |
Личные профессиональные планы и жизненные перспективы учащихся |
6 |
2 |
4 |
5 |
Проектирование профессионального пути. Особенно момента «старта» |
6 |
2 |
4 |
6 |
Подросток и современный рынок труда. Трудовое право подростков и несовершеннолетних |
6 |
2 |
4 |
7 |
Экскурсии на предприятия, организации, учебные учреждения |
6 |
|
6 |
8 |
Итоговое занятие |
1 |
|
1 |
|
Итого |
35 |
6 |
29 |
Содержание
Тема 1. Вводное занятие. Профориентация, профессиограмма, профессия, специальность
Многокомпонентность понятия «профориентация», компоненты профессиограммы, основы профессионального выбора, профессиональные предпочтения.
Тема 2. Взаимосвязи процессов самореализации и профессионального самоопределения
Факторы, оказывающие влияние на развитие потребности человека в самореализации в современных социокультурных и социоэкономических условиях. Важность процессов самореализации для жизни человека. Варианты самореализации человека в социуме. Ценности самореализации.
Тема 3. Определение ценностных ориентиров процесса самоопределения современных подростков
Ценности современного мира. Ценности самоопределения - залог успешности человека в социуме. Определение ценностей самоопределения подростков в современном мире и их микросоциуме.
Тема 4. Личные профессиональные планы и жизненные перспективы учащихся
Методики изучения личных профессиональных планов и жизненных перспектив учащихся. Корректировка в соответствии с возможностями и состоянием здоровья, с условиями востребованности профессии на рынке труда, расположением профессиональных образовательных учреждений.
Тема 5. Проектирование профессионального пути. Особенно момента «старта»
Методика проектирования профессионального пути. Професиональное образование. Выбор образовательного учреждения. Выбор стратеги получения НПО и СПО
Тема 6. Подросток и современный рынок труда. Трудовое право подростков и несовершеннолетних
Компоненты рынка труда. Характеристики рынка труда. Реальные и потенциальные вакансии рабочих мест. Стратегии работодателей при приеме на работу.
Тема 7. Экскурсии на предприятия, организации, учебные учреждения
Ознакомление с условиями труда по предполагаемой профессии. Возможности переквалификаций. Спектр предприятий для трудоустройства. Требования работодателей.
Тема 8. Итоговое занятие
Защита проекта «Мой профессиональный выбор»
Приложение № 2
Пакет справочных материалов
для организатора профориентационной деятельности в школе
Пакет справочных материалов призван оказать организатору профориентационной деятельности в школе информационно-методическую поддержку в работе по проектированию стратегии работы с учащимися, их родителями, педагогами школы. Пользуясь этими материалами, организатор сможет более точно определять цели, задачи, ожидаемые результаты своей деятельности, осуществлять элементарный прогноз трудностей.
Пакет состоит из четырех частей.
Часть 1. Динамика становления готовности к профессиональному самоопределению (подготовлена на основе материалов исследования Э.Ф. Зеер «Психология профессий», 2003, глава 4).
Часть 2. Общая структура полного личного профессионального плана (автор – Е.А. Климов).
Часть 3. Рынок труда.
3.1. Профессиограмма.
Здесь приводится пример профессиограммы одной из популярных среди молодежи профессий – менеджер по рекламе. Полный объем материалов представлен в серии публикаций «Всё о 120 стандартах перспективных работ на рынке труда» («Завуч», 2000 г.).
3.2. Психологические модули, характеризующие особенности предмета труда (Э.Ф. Зеер «Психология профессий», 2003, глава 5, стр.138).
3.3. Статистика.
В этом разделе представлены данные, полученные в ходе исследования динамики ценностных ориентаций выпускников школ Санкт-Петербурга (подробнее см. «Выпускник петербургской школы в зеркале времени», СПб АППО, 2004 г.).
1. Сферы рынка труда и профессиональные планы выпускников разных типов школ.
2. Иерархия престижности профессий среди выпускников разных типов школ.
3. Иерархия престижности профессий среди выпускников (1993, 2003 г.г.).
Часть 4. Особенности стратегии профессиональной карьеры.
Автор – Н.С. Пряжников (ст. «Пространство самоопределения», Народное образование, 2001, № 6).
Часть 1.
Динамика становления готовности
к профессиональному самоопределению в разные возрастные периоды.
|
Возрастной период |
Результат |
Основной механизм |
|
1. |
Дошкольный возраст (до 7 лет) |
– различение видов труда – сравнение трудового процесса в различной проф. деятельности взрослых |
– подражание трудовым действиям взрослых в ролевых играх, которые носят проф. ориентиров. характер (напр. «врач», «магазин»). – первоначальные трудовые пробы в совместной трудовой деятельности со взрослыми – наблюдение за работой взрослых |
|
2. |
Младший школьный возраст (до 11 лет) |
– первичные представления о желаемой профессии – профессионально окрашенные фантазии – расширение спектра профессиональных предпочтений |
подражание трудовым действиям взрослых |
|
3. |
Подростковый возраст (до 15 лет) |
– ориентация на «романтические» профессии (летчик, автогонщик, топ-модель, артист, и др.) – учебно-проф. намерения – профессионально ориентированные мечты – профессионально ориентированные мотивы учения |
– подражание внешним формам поведения взрослых – потребность в самовыражении и самоутверждении – романтически окрашенные проф. намерения |
|
4. |
Ранняя юность (до 18 лет) |
– проф. планы существуют в виде мечты – учебно-проф. самоопределение (осознанный выбор путей проф. образования и проф. подготовки) |
– развитие рефлексии и самоанализа – элементарные трудовые пробы – оценка своих способностей, возможностей, престижа профессии |
|
5. |
Юность (до 23 лет) |
– удовлетворенность (или неудовл-ть) по поводу выбранного учебно-проф. поля – кристаллизация проф. направленности личности – образ себя как представителя определ. проф. общности |
– обучение в каком-либо проф. учебном заведении – усвоение будущей социально-проф. роли |
|
6. |
Молодость (до 27 лет) Период социально-профессио- нальной активности |
– социально-проф. активность – наличие некоторых проф. достижений – определение новых жизненных целей – выбор смежной специальности или новой профессии |
– некоторый проф. опыт – место работы – потребность в проф. росте, карьере – ревизия проф. жизни – проф. миграция (смена места работы или профессии) – проблема проф. самоопределения |
|
7. |
Зрелость (до 60 лет) Наиболее продуктивный период для са-мореализации, использования своего проф.-психоло- гического потенциала |
– реализация себя как личности – профессионализм в каком-либо виде труда – проф. мастерство – проф. оптимизм он основан на удовлетворенности выбранной профессией, постоянным подтверждением своей проф. значимости) – особое эмоциональное состояние, которое зачастую проявляется как жизненный оптимизм – снижение проф. мобильности и миграции – сужение проф. поля – полная интеграция в проф. среду – неудовлетворенность своим профессионализмом и должностным статусом
|
– реализация потребности быть личностью, индивидуальностью – постоянное место работы – потребность в проф. карьере – «добывание» разного рода проф. наград, премий, званий и пр., социально значимых должностей – проф. самоутверждение – самоопределение личности в проф. культуре – ревизия своей проф. жизни |
|
8. |
Пожилой возраст (до 75 лет) Период социально-трудового самоопределения |
– чувство «проф. беспризорности» – дезинтеграция из проф. среды
– чувство ненужности, бесполезности, потери смысла жизни – психологич. растерянность – наставничество, неудача проф. опыта (менторинг) |
– достижение пенсионного возраста – сохранение достаточно высокого проф. потенциала – проблема самоопределения |
Часть 2.
Общая структура полного личного профессионального плана
(автор – Е.А. Климов):
1. главная цель (что ученик предполагает в будущем делать, какой трудовой вклад вносить в общенародное дело, или у него нет помыслов этого рода, каким хочет быть, кем быть, с кем быть, что хочет достигнуть, каковы его идеалы жизни и деятельности на данный момент жизни);
2. представление о цепочке ближайших и более отдаленных целей – «жизненная перспектива» (первая область деятельности; специальность, работа, возможные варианты предварительной пробы своих сил, возможные профессиональные учебные заведения, желательные трудовые посты после окончания профессионального учебного заведения; перспективы повышения профессионального мастерства, профессионального роста);
3. представление о путях и средствах достижения ближайших жизненных целей (изучение справочной литературы, беседа со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение или для начала – в специальный кружок и пр.);
4. представления о внешних условиях достижения намеченных целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей);
5. представления о внутренних условиях достижения намеченных целей (свои возможности, способности к обучению, состояние здоровья – напомним, что подростки часто недооценивают отклонения своего здоровья от нормы; настойчивость, терпение, склонности к практической или теоретической работе и другие личные качества, необходимые для учебы или работы по намеченной специальности);
6. запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей в реализации основных вариантов. Очень важно культивировать мысль, что мы живем в вероятном мире, и всегда надо планировать жизнь с учетом вероятности непредвиденных обстоятельств.
Часть 3.
3.1. Профессиограмма
Рынок труда «Консультирование»
1. Менеджер по рекламе
Виды ответственности:
q посещение клиентов;
q консалтинг
q разработка рекламных проектов;
q продуцирование идей
q оформление логотипов, плакатов, рекламных видео-аудиороликов, рекламных объявлений для газет и журналов;
q продвижение рекламных услуг;
q работа на компьютере;
q подготовка бюджета для рекламной компании;
q представление новых услуг, организация презентаций;
q общение со средствами массовой информации;
q ведение финансовых дел;
q контроль;
q выставление счетов.
Описание видов работ.
Цель данного специалиста – продать клиенту товар или услугу. Ее реализация предполагает технологично организованную и последовательно осуществляемую рутинную работу. В глазах публики специалист по рекламе – это преуспевающий молодой человек с массой творческих планов, с хорошими контактами, блистающий на ярких презентациях, где распивает шампанское с богатыми клиентами и т.п. Именно поэтому рекламный бизнес так привлекает молодежь.
В действительности такого специалиста уместнее сравнить с аккуратным и трудолюбивым технологом, тщательно прорабатывающим в своем скромном офисе мельчайшие детали рекламных акций. Он хорошо понимает, что малейшая ошибка в его расчетах чревата серьезными убытками для компании, а для него самого – потерей работы. Опытные специалисты в рекламе утверждают, что в их работе 5 % творчества и 95 % потения.
Работая с клиентами, данный специалист должен понимать, какая целевая группа может купить продукт или воспользоваться услугой, должен знать особенности этого продукта, услуги, чутко улавливать, каковы специфические формы и методы продвижения их на рынке. Тот, к кому в магазинах подходили контактеры с пригласительными билетами, участвующими в розыгрыше призов, кто бывал на презентациях компаний, кто вел переговоры с менеджерами по продаже, тот представляет достаточно сложную и объемную технологию рекламирования, разработчиком которой и является менеджер по рекламе.
Факты.
Рекламный рынок в России растет ежегодно в среднем на 20 %. Доминируют в нем газеты, второе место удерживает видеореклама. Основная целевая группа для рекламодателей – обеспеченные люди 30-50 лет и члены их семей. В общем обороте рекламного капитала конкретное распределение следующее:
Таблица № 9
Газеты |
30 % |
Рассылка писем |
11 % |
Видеореклама |
17 % |
Журналы |
11 % |
Специальные рекламные журналы |
9 % |
Периодика |
5 % |
Реклама на улице |
4 % |
Указатели |
6 % |
Радио |
4 % |
Другие |
3 % |
Годовой оборот рекламного рынка в России, по мнению экспертов, составляет 30 миллиардов долларов.
Требования к кандидату.
Личностные качества:
q здравый смысл;
q творческий подход к делу;
q общительность;
q качества лидера;
q сочувствие людям;
q психологическая устойчивость;
q доброжелательность;
q гибкость;
q терпеливость;
q аналитические способности;
q бережливость.
Общепрофессиональные умения и навыки:
q организационные способности;
q умение убеждать;
q качества исследователя;
q чувство рынка и тенденций на нем;
q самомотивация;
q умение продвигать товары и услуги;
q умение вести деловые переговоры;
q владение навыками делового общения и сотрудничества;
q владение менеджерской техникой;
q умение контролировать;
q умение экономить средства организации, клиента;
q отличное знание маркетинга и продажи;
q базовые знания по психологии, бизнес-администрированию;
q владение техническими средствами;
q готовность работать в экстремальных ситуациях;
q опыт продуктивной работы;
q готовность служить клиенту;
q опыт продаж;
q умение работать в команде.
Образование.
Желательно университетское образование, специальная же подготовка в бизнес-администрировании с акцентом на маркетинг и продажу обязательна.
Необходим опыт работы в рекламном агентстве. Опыт работы за рубежом является дополнительным плюсом.
Место работы.
Рекламное агентство или рекламный отдел большой компании.
Вероятная зарплата 120 % В.
Возможная карьера.
Профессиональная карьера специалиста по рекламе – это карьера менеджера. Специальные агентства, выполняющие элитные заказы (headhanters – «охотники за головами»), с удовольствием приглашают на высокооплачиваемую работу специалистов по рекламе. Менеджер-универсал вполне реально может претендовать на открытие собственного дела.
Тенденции.
Технологическая революция находит выражение и в рекламе. Компьютерные технологии, телекоммуникационные сети, мультимедийные продукты приходят на смену традиционному печатному слову. Существенно меняется стиль рекламы, ее направленность. Как правило, программное продвижение (promotion) товаров и услуг становится формой скрытой рекламы. Последнее обстоятельство особенно важно для России. Ибо реклама – это всегда манипуляция интересами людей, а русская психология не воспринимает манипуляции, даже если она осуществляется в интересах более качественного обслуживания.