Заражение жесткой информацией – таков диагноз состояния общества. Ученые классифицируют эту беду как информационно – поражающий фактор. Больше всего страдают дети. Ведь до 7 лет у них нет защиты от виртуального образа…
Как мы уже понимаем, что помимо вреда телесному здоровью, компьютер может нанести вред и человеческой душе, особенно детской.
Сложные электронные игры, особенно сделанные по принципу "охоты" или "борьбы", так захватывают подростков, что они забывают обо всем на свете.
Известный ученый и православный публицист В. Тростников в статье "Монстры для маленьких" сравнил компьютерные игры с "детским наркотиком". Психолог Вера Абраменкова, пишет: «Знаете ли вы, родители, ЧТО ИМЕННО видит, ощущает, впитывает ребенок, когда вы отпускаете его в зал компьютерных игр? Отдаете ли себе отчет в характере этих игр и последствий для ребенка?»[1]
Производство игровых программ становится более выгодным делом, чем производство других программ, а «сами компьютерные игры оказываются настолько сильнодействующим и привлекательным средством воздействия на человека, что речь заходит о компьютерных психотехнологиях как новом стратегическом оружии массового поражения» [1]
Подавляющее большинство игр представляют собой «крайне негативное для физического, психического и духовного здоровья явление. Психическое напряжение, возникающее в процессе игр, вызывает стрессовые состояния у ребенка. Достаточно взглянуть на играющего в практически любую игру младшего школьника или подростка: «напряженная поза, красное лицо, подергивание конечностей, крики, порой слезы.»[1]
Далее Вера Абраменковасообщает, что «основной вред, связанный скомпьютерными играми– это вред духовный — та перестройка сознания и совести ребёнка в сторонубезбожного мировоззрения, что пробуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти, блуда, сребролюбия, сатанинской гордости…»[1].
«Перед глазами ребенка разыгрывается сюжет, в котором его персонаж является главным героем. Ребенок им управляет и переживает с ним его виртуальную жизнь. Но эмоции у ребенка возникают настоящие. Он радуется, расстраивается, путается, гордится собой, испытывает чувство досады, проигрывает и побеждает. …в компьютерной игре смена кадров и событий происходит так быстро, что подчас детская психика не успевает полностью эмоционально отреагировать на эту информацию! Известно, что одним из факторов возникновения стресса являются неотреагированные вовремя эмоции, отсюда у детей, которые много времени проводят за компьютером, появляются все признаки стрессового состояния - раздражительность, повышенная утомляемость, головная боль, страхи, нарушение сна, тревожность.»[1]
Компьютерные игры для детей всех возрастов сегодня оказываются более привлекательным занятием, чем чтение книг и даже поглощение кино-, теле- видеопродукции, они отвращают от отечественных ценностей, прерывает связь с родными истоками, воспитывает презрение к национальным традициям.
«Азарт — такое состояние души, которое делает ее настоящим игралищем страстей. Происходит полнейшее душевное расслабление, хотя самому игроку (или тем, кто за ним наблюдает со стороны) порой и кажется, что он максимально целеустремлен, сосредоточен и спокоен»[1].
Об этой же проблеме фильм-расследование «Виртуальная агрессия» (Леннаучфильм 2002г) известного режиссёра Валентины Матвеевой. Автор сценария - Александр Богатырев. Авторы опросили многих психологов, учителей, общественных деятелей. Провели тестирование детей.
Психолог И.Я.Медведева утверждает, что причина жестокости в подростковой среде – жестокие компьютерные игры, где им приходится много раз «виртуально убивать». По выражению психолога ребёнок «вынужден подморозить своё сердце», так как он насматривается жестоких кадров. И.Я.Медведева говорит, чтодети такие же хорошие, чистые. Это взрослые толкают их на это зло, и ребёнок привыкает к этому «виртуальному наркотику».
Врач-психотерапевт М.Г.Нечаева, заведующая кризисным отделением центра восстановительного лечения «Детская психиатрия» сообщает, что сейчас много детей от 6-ти лет до 18-ти и старше с девиантным поведением. Причиной является компьютер – «самая большая болезнь». В результате прогулы, уходы из дома. Один мальчик сидел в компьютерном клубе 12 дней. У таких детей путаются две действительности, два измерения. Бессонные ночи, без еды, без питья…Несозревший детский мозг не справляется… Возникает шизофрения.
В.Б.Слезин, научный руководитель лаборатории нейро- и психофизиологии института им. В.М.Бехтерева говорит о том, что большая ошибка кроется в современном уповании на технику. На самом деле происходит деградация населения, мозг становится примитивным.
Валентина Матвеева делает заключение, заражение жесткой информацией – таков диагноз состояния общества. Ученые классифицируют эту беду как информационно – поражающий фактор. Больше всего страдают дети. Ведь до 7 лет у них нет защиты от виртуального образа…
.А.С.Бондаревская,психолог, заведующая центром профилактики зависимого поведения детей и подростков при Академии постдипломного педагогического образования (АППО СПб),выступая по радио, отметила следующие признаки компьютерной зависимости: пренебрежение важными делами, плохие отношения с близкими, чувство вины,раздражительность,беспокойство.Отмечается снижение интеллекта, падает память. Перенапряжение тонких мышц плохо влияет на здоровье. Бывают на этой почве случаи эпилепсии. А что происходит в это время с душой? Священник Александр Дубинин отвечает так: «Она пребывает вдали от Бога, от родителей, от настоящей реальной жизни. Ею владеют ложь и страсти. Она живет в несуществующем мире — в ничто. Ее глубочайшее волнение поднялось на пустом месте… Специфика компьютерной игры делает человека не пассивным зрителем, а активно действующим лицом. И живет, действует он уже не в нашем, а другом, иллюзорном мире»[2].
Мир же этот существует по примитивным и жестким законам, которым игрок вынужден подчиняться. Так, убежден о. Сергий Марук, автор статьи о компьютерах, происходит программирование в сознании ребенка определенных навыков и нравственных стереотипов;
Что именно вводят компьютерные игры в его сознание? Священник Александр Дубининзаявляет: «Безбожное мировоззрение. Во-первых, это положительное (чуть ли не панибратское) отношение к миру демонов — миру населенному "инопланетными" монстрами, вампирами, роботами-убийцами и откровенной бесовщиной. Тем самым постепенно разрушается барьер, установленный Богом между человеком и падшими духами. Во-вторых, игры учат жить по законам этого бесовского мира, где "побеждает" сильнейший, хитрейший, безжалостнейший. Человеческая личность в этом мире перестает что-либо значить; она воспринимается не как ближний, не как образ Божий, а как "условный противник" или "строительный материал"»[2].
Считается, что компьютерные игры развивают воображение. На эту тему размышляет священник Александр Дубинин: «Представьте, что мечтателю дана возможность видеть и ощущать по-настоящему, всеми органами чувств, то, о чем он мечтает. Нужно только подключиться к определенным датчикам, соединиться с машиной и выбрать кнопку. Хочется испытать леденящий душу ужас, прятаться от чудовищ, оживших мертвецов и проч. — нажми кнопку "УЖАСЫ". Хочется "любить и быть любимым" — нажми "ЛЮБОВЬ". Хочется участвовать в исторических событиях? Каких? Пожалуйста — "Крестовые походы", "Варфоломеевская ночь", "Ватерлоо"?.. Хочется быть "богом"? — Нажми на кнопку и….»[2].
Вера Абраменкова, делая обзор современных игр свидетельствует «об очевидных трансформациях детской картины мира. В ней появились сдвиги в сторону, во-первых, меркантилизации детского сознания, выражающегося в преувеличенном внимании к деньгам, желании заниматься бизнесом в будущем приобрести финансовую самостоятельность как можно раньше; во-вторых, в вестернизации, за которой стоит культ силы, экспансии, агрессии в сочетании с романтизацией криминальной жизни.
В-третьих, в детской картине мира нарастает тенденция танатизации — мотивам смерти, гибели всего живого на земле, уничтожения природы, экологической катастрофы и т.п., тенденция к сексологизации, циничному отношению к интимной стороне взрослых, преждевременной озабоченности вопросами секса, порнографизации языка и пр.. И, наконец, демонизации детского сознания (через все органы чувств) — его раздвоению и расстройству, учению и приручению к бесовским образам. Детей адаптируют, как бы подготавливают к реализации демонов – появлению их в реальной жизни.»[1].
Литература
1.Свщ. Александр Дубинин.
Ребёнок в мире ТVи компьютера. М., «Даниловский благовестник», 1997
2.Вера Абраменкова.
Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребёнок в игровой цивилизации. М., «Даниловский благовестник», 2001